Пушкин и Полотняный Завод

Евгений Ефрешин-Космос
Наталья Николаевна Гончарова получила в приданое от своего деда Афанасия Николаевича Гончарова бронзовую статую императрицы Екатерины Великой. Маленькая Таша с раннего детства слыла любимицей дедушки и постоянно получала от него дорогие подарки. Но к моменту её замужества Афанасий Николаевич сумел промотать состояние, оцененное в три с половиной миллиона, и даже влезть в долги. Слишком расточительную, шумную и праздную вёл он жизнь.

Жена А.Н.Гончарова - Надежда Платоновна, урождённая Мусина-Пушкина. С женой Афанасий Николаевич Гончаров разъехался, она, получив хорошее содержание, стала жить в Москве. А он зажил свободно и вольготно в фамильном имении Полотняный Завод. Здесь основал знаменитые фабрики по производству полотна и бумаги его дед Афанасий Абрамович Гончаров. Весь российский флот ходил под парусами из полотна калужского промышленника и купца Гончарова. Славилось полотно и за границей. Усердие фабриканта А.А.Гончарова отметил Пётр Великий и наградил его в том числе потомственным дворянством.

В Полотняном Заводе возвели замечательный храм, построили великолепный фамильный дворец с каскадом прудов вокруг, аллеями, оранжереями, гротами и беседками. Знаменитым имением восхищался Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин приезжал в Полотняный Завод дважды. Полновластным хозяином имения тогда был дед Натальи, к которому мать Натальи, Н.И. Гончарова, урождённая Загряжская, посоветовала обратиться за приданым. Наталья Ивановна Гончарова, будущая тёща А.С. Пушкина отличалась очень тяжёлым характером, что поэту не раз пришлось испытать на себе. Наталья Ивановна едва не расстроила свадьбу своей дочери с Пушкиным. Её финансовое состояние оставляло желать лучшего. Муж Натальи Ивановны, отец Наташи, Гончаров Николай Афанасьевич страдал от тяжёлого психического расстройства, был признан недееспособным, подвергнут домашней изоляции. Проще сказать, что Наталья Николаевна Гончарова была бесприданницей.

Дедушка Натальи вместо богатого приданого отделался подарком будущим супругам бронзовой статуи, которую Александр Сергеевич Пушкин тут же окрестил «медной бабушкой». Дедушка Афанасий Николаевич доставил поэту немало забот и волнений, известно, что Пушкин отзывался о нём весьма нелестно.

Бронзовую статую великой императрицы Екатерины заказал немецкому скульптору Вильгельму Христиану Мейеру её фаворит, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический. Статуя была отлита немецкими мастерами в 1786 году в Берлине. Она была высотой 3,2 метра, а весом больше 3 тонн (200 пудов). Но Григорий Александрович умер, не успев расплатиться за неё.

Статую приобрёл за громадную цену Николай Афанасьевич Гончаров, сын Афанасия Абрамовича Гончарова, основателя знаменитой династии русских промышленников. Сам он называл огромную сумму в 100 тысяч рублей, хотя есть основания сомневаться в такой величине, и точную цену теперь никто не узнает. По преданию рода Гончаровых статуя была именно ими заказана немецким мастерам, светлейшего князя Г.А.Потёмкина они вообще не вспоминают.

Бронзовое изваяние немецких мастеров императрицы Екатерины II доставили в Россию морем.

Николай Афанасьевич Гончаров хотел установить статую в фамильном имении Полотняный Завод в память о его милостивом посещении Екатериной Великой в декабре 1775 года. Но для этого нужно было получить высочайшее разрешение, пройти целый ряд необходимых формальностей, да и заплатить немало денег. А во время царствования императора Павла I вспоминать о его матери Екатерине II вовсе стало опасно.

По разным причинам установление грандиозной статуи перед дворцом в Полотняном Заводе откладывалось, и она хранилась в подземелье дворца.

И вот перед венчанием любимой внучки Натальи Николаевны Гончаровой с Александром Сергеевичем Пушкиным её дед Афанасий Николаевич подарил статую новобрачным.

Новобрачные не были в полном восторге от такого весомого подарка, они, конечно, предпочли бы гораздо более лёгкие и удобные к применению деньги… Ведь Пушкину пришлось давать будущей тёще Наталье Ивановне Гончаровой в долг несколько тысяч рублей на приданое для её дочери. Долг, который она никогда не отдала, да, видимо, и не собиралась отдавать. То есть, вместо получения приданого Александру Сергеевичу пришлось, по факту, платить выкуп за невесту. Прости господи, никому не пожелаешь такой тёщи...

А новобрачным, что делать, пришлось везти «медную бабушку» из Полотняного Завода Калужской губернии в Санкт-Петербург.

Её установили перед домом Алымовой на Фурштадской улице, где Пушкины сначала поселились.

В столице Александр Сергеевич Пушкин рассчитывал на то, что статую Екатерины II за солидную сумму приобретёт императорская семья. Но надежды поэта на выгодную продажу не оправдались, внук Екатерины II император Николай I от приобретения статуи отказался. То ли не понравилась ему работа немецкого скульптора Мейера, то ли он вообще не питал особенно теплых чувств к бабушке…

А Пушкину срочно нужны были деньги, в том числе и на издание отдельной книгой «Медного всадника».

А.С.Пушкин уже соглашался отдать «медную бабушку» на переплавку, но тут, как назло стали падать цены на бронзу. В конце концов, он продал её за 3000 рублей заводчику Чарльзу Берду.

Про статую узнали помещики из Екатеринославля братья Коростовцевы. Они организовали приобретение статуи и её установку в 1846 году на главной городской площади перед Екатерининским собором, заложенным самой императрицей. Памятник великой императрице Екатерине II простоял там до 1914 года. После его перенесли к зданию Исторического музея.

В 1941 году немецко-фашистские оккупанты увезли статую в Германию в качестве трофея. Там её следы теряются, значит она всё же была переплавлена.

Так закончились дальние и долгие странствия бронзовой статуи Екатерины II.

PS. Город, называемый в настоящее время Днепр, первоначально известен, как Екатеринослав. Город именовался так в честь его основательницы - российской императрицы Екатерины Великой.
На главной городской площади перед Екатерининским собором в 1846 году был установлен памятник великой императрице.
В 1941 году статую Екатерины II немецко-фашистские оккупанты увезли в Германию. Там фашисты статую переплавили.
Освобождённому от укронацистов городу надо вернуть его настоящее имя.
А потомки немецких нацистов должны восстановить статую российской императрицы и с глубоким почтительным поклоном вернуть её в Екатеринослав.
Пока их самих не переплавили за пособничество современным бандеровцам!