Во имя мира - 2013 г.
В конце июля нынешнего года коллектив академического хора «Vita Voce» при музее Земли им. Вернадского совершил поездку на Хоровой Фестиваль во Флоренцию. Программа фестиваля предусматривала конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей. Несмотря на сложность репертуара, нашему хору под руководством художественного руководителя Звягинцевой Любови Васильевны удалось завоевать почетное третье место среди девятнадцати коллективов из других стран. В номинации ансамблевого пения мы заняли второе место. Если учесть, что в составе многих любительских хоров участвовало много профессиональных хористов с высшим хоровым образованием, то успех нашего хора очевиден.
Известно, что самой хорошей акустикой обладают объёмы храмовых сооружений. Организаторам фестиваля удалось абонировать для выступления конкурсантов лучшие площадки города. Сам конкурс проходил в одном храме, выступления хоров - в другом, а заключительный концерт в грандиозном храме Санта Кроче, знаменитом тем, что в нём захоронены все знаменитые флорентийцы. И, по правде говоря, было страшновато попирать ногами каменные плиты, под которыми покоятся Леонардо да Винчи, Микельанджело Буаноротти и многие другие. Но кажется странным, что плиты , под которыми захоронены отцы церкви огорожены и по ним не ходят!!!( но это считается нормой в ихних культурных традициях).
Атмосфера ГОРОДА ИСКУССТВ, хорошая погода, доброжелательность итальянской публики и конкурсантов настраивали на возвышенный лад.
Первое место среди ансамблей заняла женская группа из далёкой Мексики.
Девушки были одеты в яркие национальные костюмы и были очень общительны. После заключительного концерта мы обменялись с ними адресами и взаимными приглашениями посетить наши страны.
Поездка хора проходила по схеме автобусного тура – до Бреста мы ехали на поезде, а дальше – весь наш путь совершался на польском автобусе ( с очень симпатичными и доброжелательными водителями). Маршрут, разработанный администратором нашего хора Борискиным В…., проходил по нескольким европейским странам и, кроме собственно поездки на Фестиваль, подразумевал и осмотр туристических объектов ( разных городов и городков , интересных по своему историческому или культурному наследию) по пути нашего следования. Наш путь пролегал через Польшу, Словакию, Венгрию, Словению, Италию, Австрию.
Мы осмотрели: - в Венгрии - курортный город … на озере Балатон, В Словении – знаменитую карстовую пещеру, которую посещал ещё австрийский император Франц- Иосиф, и в которой было налажено электрическое освещение раньше, чем в Лондоне, в Италии – города Болонья, Венеция, Рим, Пиза и Лукка, отдыхали 3 дня на побережье Тирренского моря возле города Таламоне, минеральные источники близ городов Сарано и Питильяно, в Австрии – Грац, Вольсфсберг и Вену, а двое наших хористов (Галя и Коля) добрались даже до Зальцбурга (дабы ощутить атмосферу родного города Моцарта, которому был посвящён прошлогодний фестиваль в Праге, где мы также заняли призовое 3-е место).
Лирическое отступление Галины Евлампиевны
Прочитав этот «отчёт» можно подумать, что не поездка, а одно удовольствие и отдых, но надо сказать - это было бы ошибкой, так как кроме изнурительных и утомительнейших переездов в течение 8,- а иногда и 10 часов в автобусе, мы по дороге на конкурс, были в творческом и профессиональном напряжении. При этом, разделяясь на группы, партии «оттачивали» наше исполнение несмотря на усталость, жару и укачивание в условиях автобуса, хоть и комфортабельного. Спасибо нашему администратору Борискину В., который как оказалось, всё это учёл и после нашей победы во Флоренции спланировал 3-х дневный отдых на море в курортном городке Таломане. Это был единственный миг нашего отдыха, так как после него мы опять вошли в зону повышенного напряжения, разучивая незнакомую нам ранее мессу для участия в Ченстоховской литургии. Не обошлось и без неприятных сюрпризов, когда наш руководитель получил из Москвы известие о том, что главный Бас в литургическом песнопении заболел и вылететь из Москвы не может. Мы не владели его текстами на церковнославянском языке, которые занимают большую часть в Литургии и являются центральными, и это известие, казалось бы, могло сразить и исключить наше участие в Польской программе, где нас ждали с таким нетерпением. Но это могло случиться наверное со многими, но только не с нами, а главное не с нашим руководителем и дирижёром Любовью Звягинцевой. Не сгибаясь ни под какой тяжестью, усталостью, бессонными ночами, она стала разучивать с нашими, из хора басами новые тексты. Оставалось всё меньше и меньше времени до прибытия в Польшу, а главное - до Праздника в честь Ченстохоавской Божьей Матери, икону которой чтут в Польше и во всём мире не меньше чем у нас икону Казанской или Владимирской Б.М. На всём пути следования из Италии в Польшу мы опять учили, учили и учили партии хора с большим усердием, так как часть хора после конкурса отбыла на самолёте в Москву из-за неприятия автобусных путешествий, в том числе и наша хоровая гордость – бас Ушаков В.
Но когда мы прибыли в Ченстоховский монастырь и увидели и ощутили всю всенародную атмосферу ликования, Праздника в честь Богоматери - наши силы возросли. Опять срочные репетиции, опять разучивание непривычных текстов. Но то благодушие и благорасположение, которое исходило от отца Романа, встречавшего нас, придавало силы.
В Польше мы посмотрели города Краков и Варшаву, а самое главное - по приглашению настоятеля Ясногорского монастыря отца Романа - в городе Ченстохова, наш хор принимал участие в службе, посвящённой иконе Ченстоховской Божьей Матери - на польском и русском языках.
Приняли в монастыре нас, что называется «по высшему разряду». Разместили в обширном доме паломника - достаточно комфортабельной гостинице. Организовали экскурсию по монастырю, в котором очень много интересного, есть специальные экспозиционные залы. В том числе нас пригласили в старинную монастырскую библиотеку, куда допускают далеко не всех. Монастырь организовал и нашу экскурсию по Варшаве.
Нужно сказать, что город Ченстохова принято считать духовной столицей Польши, наравне с тем, что Варшава – административная столица, а Краков – культурная.
Ясногурский монастырь – единственная польская крепость, устоявшая против шведского нашествия в 17-м веке. И поэтому Ченстоховская икона увенчана короной – поляки короновали Божью Матерь как королеву Польши. Отсюда, видимо, и пошёл особый культ Богоматери в Польше. Икона Ченстоховской Божьей Матери возможно является православной иконой, т.к. была привезена с территории современной Украины в 15 веке. Сама по себе Икона производит очень сильное впечатление – это изображение полного трагизма лица матери, получившей известие о мученической судьбе своего сына. На лике иконы видны следы сабельных ударов, произведенных при нападении богемской разбойной шайки (в прошлые века).
Вся деятельность монастыря происходит вокруг этой великолепной иконы - в 6 часов утра проходит служба открытия иконы – поднимаются жалюзи, скрывающие лик иконы всю ночь, а вечерняя служба посвящена закрытию иконы на ночь. В течение дня также проходят различные службы.
Вообще по всему видно, что польское духовенство настроено на позитивные контакты со всеми странами и конфессиями. В аллее, ведущей к главным воротам обители, развешено около сотни флагов стран, с которыми монастырь поддерживает активные отношения. На самом деле их ещё больше – прядка 115.
И, думается, что цель этих контактов – не «экспансивные устремления католицизма», что в наше время сомнительно, а искреннее стремление к миру в нашей современной действительности, нашпигованной всеми видами оружия.
В продолжение нашего пребывания в монастыре мы постоянно ощущали приязнь, тепло и заинтересованность в позитивных контактах с нами и вообще с Россией. Сам настоятель отец Роман уделял нам много внимания.
В частности, он сетовал на то, что патриарх Кирилл, посещая Польшу, не планирует своего визита в Ченстохову.
Само наше выступление на службе совместно с польским хором было очень торжественно и очень утомительно – часа три стоя на одном месте- как это выдержали наши дамы я не знаю (бог помог).
В заключение нашего визита отец Роман дал нашему хору шикарный обед в местном ресторане (более роскошного обеда я не знал в своей жизни) и заказал для нас экскурсию по Варшаве со своей замечательно красивой и остроумной знакомой экскурсоводшей Эвой.
Она была длинноногая, в шортах и очень непринуждённая.
Между прочим я под конец экскурсии скаламбурил возле статуи Русалки - Сирены- эмблемы Варшавы:
- Эва, у Вас самое польское имя, самая польская внешность и я вообще посадил бы Вас на постамент вместо этой Сирены!
А Володя добавил:
- И кормил бы каждый день с ложечки!
А прощались мы с настоятелем очень интересно – отец Роман вышел к нам из своего авто, который должен был отвезти его на аэродром для визита в православный Афонский монастырь!!!
Вот и наглядный пример миротворческой деятельности польского духовенства.
Июль 2013 года Н. Татаринов