5 утра. Хф Вам и не снилось

Зера Черкесова Новеллы
Опять настраиваюсь на режим "5 утра", это как курильщики тыщу раз бросающие курить - так и я в 1001-ый раз учусь исправлять режим труда и отдыха, а в помощь тому:выклдывать в 5-6 утра свои публикации, хоть несколько строчек.
Позавчера смотрела в ю тубе интервью с Еленой Соловей, что в Америке осталась таки, очень интересное длинное интервью, данное в 2022г. Кое-что я бы вырезала однако вначале и в конце, а так можно послушать, занимаясь чем-то. Там есть даже разбивка по темам и минутам 2-часового интервью и сказочная красота осени на фоне которой часть беседы.
Между прочим призналась, что раньше ложилась спать рано, а теперь засиживается в компьютере(так сказала, ну очевидно в интернете).
Помню, Алла Демидова, нар арт., тоже призналась:"Мой день начинается в 2 часа дня", а ночами в интернете.
Ну, товарищи дорогие, коли уже пожилые народные артисты живут по ночам в интернете, то я не знаю...

Впрочем, сама-то я тоже грешу. И с этим пора что-то делать.

А слушать Елену Соловей я захотела потому что посмотрела наконец в цветном виде несмотренное с отрочества на ч/б экране телевизора:"Вам и не снилось", реж. О. Фрэза по повести Галины Щербаковой. 1970-е.  В этой "культовой ленте" она снималась в роли учительницы, что так вошла в положение разлученных влюбленных Романа и Катя(а-ля Ромео и Джульетты), так горой была за них.
  С удивлением:Татьяна Аксюта(в титрах нарочито:Таня Аксюта) - на момент съемок фильма была 23-летней замужней мамой, а сыграла 16-летнюю влюбленную школьницу Катю, а Никите Михайловскому было 16, на 7 лет старше Таня.
Такой выбор на роль главной героини непонятен, хотя Янина Жеймо и играла Золушку в свои 37, будучи старше обеих "сестер".
Понимаю, сказка, и Янина Жеймо была актриса амплуа травести(маленькая ростом) и фактура в целом тинейджерская и это вкупе с освещением съемок через фильтры осталось незамеченным детьми, хотя уже взрослые пишут, что ощущали нееестественность Золушки. Но это уже постфактум, я не разглядела взрослую тётю в любимой Золушке детства. Об этом вообще не задумывались:сколько актрисе лет, она была Золушка, и всё, как и другие любимые наши кино-персонажи детства и юности.

О Татьяне Аксюта не поверила бы, так соответствует ее органика роли.   

Правда, в форуме сайта Кино-театр ее роль и актрису заодно нещадно разругали. И верно:став старше, мы по-новому оцениваем отношения. И наверное своя правда была и у матери мальчика, героини Л.Федосеевой-Шукшиной, как ни ужасно это может прозвучать, и как не топорно она пыталась отвадить сына от неё. Интуиция матери тоже чего-то стоит,  ведь принесла много неприятностей, и в конечном счете несчастье парню, эта девочка, и в повести Галины Щербаковой, и в фильме, где трагический финал чуть смягчили. Долгий успех этого фильма у зрителя — показатель реалистичности сюжета и удачности кино-воплощения. Вот только это не "мелодрама".  Это ужасная история, оставляющая тягостный след "послевкусия" по просмотре.

Любовь это вообще путь страданий, как правило. А в раннем возрасте — вдвойне. Я даже думаю, что совместное обучение девочек и мальчиков имеет свои минусы, хотя бы отчасти(не только уроки труда) стоило бы ввести раздельное обучение, хотя бы не сажать за одну парту что было при нас, чтобы отношения между полами вернулись хоть чуть-чуть к традициям былых эпох, а так всё смешалось, не осталось трепета и таинства, этикета и пиетета.

Почему все-таки взяли на роль девочки-9-классницы взрослую замужнюю особу(хотя на вид инфантильную)? Под неё писалась роль или что?
Я думаю, что намеренно. Тайная цель, возможно, была:показать на экране любовь подростков в таких красках, что вызвало бы возмущение пуританского общества, а на такую роль настоящую 9-классницу даже может нельзя было, обвинили бы в растлении.
Татьяна же Аксюта, несмотря на свою неказистость, играла как опытная женщина, а не девчонка из 9 "а". В фильме нет "клубнички" напрямую, но много нюансов чересчур смелых для советского кино даже о школьной любви.
 Елена Соловей и та в роли учительницы смотрелась "благочестивее", хоть и считается  это "ханжеством" и сама Е.Соловей в интервью сказала, что ее героиня...что-то необдуманное, неприятно удивила меня.


В титрах песня А.Рыбникова на стихи Р.Тагора — на века.
Всегда ее любила, но хотя ее спели Ирина Отиева и Лариса Долина и ансамбль Ялла даже, и многие другие, мне кажется, никто не нашел верной интонации исполнения и фразировки, все поют как-то однообразно, словно это шлягерчик на сезон. А это глубокая песня, стихи-то Рабиндраната Тагора! Кто понял про что они?
А мелодия Рыбникова так цепляет, и саундтрек в фильме отдельное удовольствие -фортепианные и оркестровые фрагменты варьирующие мелодию песни.

Я знаю эту песню очень давно и может быть однажды запишу под караоке.
Смысл песни непонятен если не знать источник. Роман нобелевского лауреата Р.Тагора "Последняя поэма". Это стихи из романа, поэтический ответ героини-индийской девушки своему возлюбленному. Их разлучили, но души их неразлучны и встретятся вновь в следующей инкарнации.
"Я уплываю и Время несет меня с края на край...С берега к берегу, с отмели к отмели...Друг мой, прощай". Перевод Аделины Адалис.

Так что, как верно кем-то был замечено в обсуждении под роликом, песня эта неслучайна к сюжету:тема круговорота. Бесконечности бытия.
Кстати, и эта тема в отношениях героев А.Филозова и Ирины Мирошниченко, словно частички их душ, разлученные в юности, вернулись в отношения их детей. Это оригинальная концепция, необычный взгляд на интригующую тему реинкарнации.

В ю тьюбе много обсуждений по сугубо психологической проблематике в этом фильме, например, о создании устновок в воспитании, программирования на определенные типы поведения, и проблемы взрослых людей, например, героии Е.Соловей, учительницы, бывшей актрисы, но тему реинкарнации пока не осветили а с нее и фильм начинается, с песни.

 10062023

https://www.youtube.com/watch?v=VOWNLxj7Uno
Где ты, любовь? Интервью с Еленой Соловей 2022г.