Как делать стихи по Маяковскому. Правило XI

Александр Костерев
Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой обращён стих.

В отличие от большинства современных поэтов Маяковский уделял огромное внимание технической работе по интонационной подаче стиха, ибо "безнадежно складывать в 4 стопный амфибрахий, придуманный для камерного шепотка, распирающий время грохот революции.
«Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как это часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращён. В особенности важно это сейчас, когда главный способ общения с массой — это эстрада, голос, непосредственная речь. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую».
Большинство стихов Маяковского построено на принципе разговорной интонации.
Однако поэт признавался, что несмотря на предварительную и тщательную обдуманность, используемые интонации не строго-настрого установленная вещь. Характер обращения сплошь и рядом меняются при чтении, в зависимости от социального, возрастного и численного состава аудитории. Обычный печатный текст немного обезличен в расчете на квалифицированного читателя.
Иногда в эстрадном чтении необходимо усиление строки до крика до лозунга:
Вырви радость у грядущих дней!

При подготовке стихов для печати, поэт предлагает учитывать, как будет восприниматься напечатанное с точки зрения визуального восприятия, включая графическое оформление. При этом поэту приходится принимать во внимание усредненность восприятия стиха читателем, приближая читательское восприятие именно к той форме, которую хотел придать поэтической строке автор.
Маяковский — актер, Маяковский — режиссер-постановщик исполнения своих стихов предлагал при печати стихов указывать их аранжировку для исполнения в нескольких различных настроениях, с особыми выражениями на каждый случай.
Одним из серьезных моментов стиха, особенно, тенденциозного, декламационного, является финал, концовка стихотворения. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие и наиболее сильные по эмоциональному воздействию строки стиха. «Иногда весь стих переделываешь, чтобы только оправдать такую перестановку».