Как делать стихи по Маяковскому. Правило XII

Александр Костерев
«Поэзия начинается там, где есть тенденция» — утверждал Маяковский, понимая под этим идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании тенденция — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению.
В более узком смысле тенденцией называют социальную, политическую, морально-идеологическую страсть, намерение художника, вольно или невольно, но открыто выразить.
Футуризм, как явление стихийное, вызванное ускорением темпа городской жизни, в свою очередь обоснованном новейшими техническими изобретениями — проник и в русскую поэзию (обывателю начала XX века утверждение об ускорении темпа жизни в России казалось скорее комичным) — но очевидно это было фактом, с которым нельзя не считаться. Футуризм, как всякое новое течение, явился сначала «в шутовском гриме, в бубенцах» с элементами бутафорского, бравадного, эпатирующего.
«Поэзия начинается там, где есть тенденция, — повторял Маяковский. — Старые руководства к писанию стихов таковыми безусловно не являлись. Это только описание исторических, вошедших в обычай, способов писания. Правильно эти книги называют не «как писать», а «как писали». Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех».
Футуризм воспевает любовь к опасности, привычку к выбросам энергии, стремление к отваге, в которых главными элементами поэзии становятся дерзость и бунт. Если предшествующая литература пела гимны задумчивой созерцательности и статичности, то поэзия футуризма — панегирик наступательному и поступательному движению, лихорадочной бессоннице, опасному прыжку, общественной оплеухе и ударам кулака.
Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа высказаться, кроме стиха. 
Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. «Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта — в основной части работы — важней, чем схоластические учебнички молящихся на старье профессоров-идеалистов».