Как делать стихи по Маяковскому. Правило XIII

Александр Костерев
Тарификация поэтов.

80% рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редактора или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна. Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т. д.), все ваши рифмы — испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова. Так как хороших новых стихов у меня сейчас нет, я охотно возьму ваши, оплатив их, как труд квалифицированного переписчика, по 30 р. за лист, при условии представления трех копий».
Поэту нечем будет крыть: он или бросит писать, или подойдет к стихам, как к делу, требующему большего труда. Во имя поднятия поэтической квалификации, во имя расцвета поэзии в будущем, надо бросить выделение этого самого легкого дела из остальных видов человеческого труда.
Какие же условия необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ.
Второе. Точное знание или, вернее, ощущение желаний поэта или группы, которую он представляет в этом вопросе, т.е. целевая установка.
Третье. Словесный материал. Постоянное пополнение хранилищ, закутков, закоулков  вашего мозга, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.
Четвертое. Оборудование и орудия производства: перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм, велосипед для езды в редакции, стол, зонтик для сочинения стихов под дождем, жилплощадь определенного количества шагов, которые нужно делать для работы; и т. д., и т. п., и даже трубка и папиросы.
Пятое. Навыки и приемы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения, стиль, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д., и т. д.
Так как же оценить талант поэта и его роль в обществе?
Точной математической методики поэт Маяковский предложить конечно не мог, однако основные критерии оценки сформулировал: «Моменты материала, оборудования и приема могут быть прямо засчитываемы, как тарифные единицы».
Самый весомый вклад по 10 балльной системе Маяковского — социальный заказ — за который возможно получение максимальной оценки — 2 тарифные единицы.
Целевая установка? А как же — 2 единицы.
Зарифмовано? Балл ниже — 1 единица.
За ритм — 1 единица — странный размер требовал езды в автобусе.
Наличие аллитераций?
Еще ниже — 0,5 тарифной единицы.
Тарификация дополняется следующими комментариями:
«Пусть не улыбаются критики, — пишет Маяковский, — но я бы стихи какого-нибудь аляскинского поэта (при одинаковых способностях, конечно) расценивал бы выше, чем, скажем, стихи ялтинца. Еще бы! Аляскинцу и мерзнуть надо, и шубу покупать, и чернила у него в самопишущей ручке замерзают. А ялтинец пишет на пальмовом фоне, в местах, где и без стихов хорошо».
Стихи Демьяна Бедного, это — правильно понятый социальный заказ, точная целевая установка — нужды рабочих и крестьян, слова полукрестьянского обихода (с примесью отмирающих поэтических рифмований), басенный прием.
Стихи Крученых: аллитерация, диссонанс, целевая установка — помощь грядущим поэтам. Нет смысла заниматься метафизическим вопросом, кто лучше: Демьян Бедный или Крученых. Это поэтические работы из разных слагаемых, в разных плоскостях, и каждая из них может существовать, не конкурируя друг с другом.
«С моей точки зрения, — продолжает Маяковский, — лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу Коминтерна, имеющее целевую установку на победу пролетариата, переданное новыми словами, выразительными и понятными всем, сработанное на сроке и доставленное в редакцию на аэроплане. Я настаиваю — на аэроплане, так как поэтический быт это тоже один из важнейших факторов нашего производства. Конечно, процесс подсчета и учета поэзии значительно тоньше и сложнее, чем это показано у меня. Я нарочно заостряю, упрощаю и карикатурю мысль. Заостряю для того, чтобы резче показать, что сущность современной работы над литературой не в оценке с точки зрения вкуса тех или иных готовых вещей, а в правильном подходе к изучению самого производственного процесса».
С одной стороны: нельзя придавать технической обработке стихотворения самодовлеющую ценность, но с другой стороны именно она делает поэтическое произведение «годным к употреблению». При этом разница в этих способах обработки стихов определяет стилистическую разницу между поэтами, только знание, усовершенствование, накопление, «разноображивание» литературных приемов делает человека профессиональным писателем.