Ян Гус

Юрий Сенин 2
    Я конечно расскажу ход событий, но если вы откроете Вики, то не поймёте, за что же сожгли Яна Гуса, почему произошли Гуситские войны и в чём тут собака порыта. Единственное, о чем там указано, так это то, что он критиковал Папу и его за это сожгли, кроме того, сказано, что на взгляды Яна Гуса существенное влияние оказал англичанин Джон Уиклиф (я о нем уже писал, см. http://stihi.ru/2023/05/28/7043). Ну и в чём собственно грех и протестантизм? Главное в том, что Уиклиф и Гус отрицали католическую доктрину о Пресуществлении. Они считали, что тело Христа присутствует на небесах, а не в хлебе, а хлеб лишь символизирует его. Уиклиф считал, что при преломлении, Христос не присутствует в хлебе телесно, а мнение о том, что священник, преломляя хлеб, ломает части тела Христа - заблуждение. Логически Уиклиф опровергал Пресуществление тем, что сама приписываемая человеку возможность переваривать тело Христа отвратительна. Так же и грех, и отход от католицизма Гуса состоял в том, что он считал, что, преломляя хлеб и выпив вина, верующий только символически ел тело Христово и пил его кровь, что противоречило католицизму, по католицизму и православию верующий ел именно тело Христово и пил именно Его кровь реально, и в этом и состоит тайна Пресуществления (см. Справку в конце текста). Кроме того, и это очень важно для понимания ситуации с Гусом: одно из популярных призывов Гуса было «причастие под обоими видами», т.е. и хлебом, и вином, ведь вином причащались только священники, а это противоречит текстам Евангелий и посланий Апостолов (см. Справку). В настоящее время правильной формой Святого Причастия является причащение под “двумя видами”, хлеба и вина, что и происходит во всех обрядах различных христианских церквей. А тогда это было предметом споров, смут и казней, в том числе коварного ареста и сожжения Яна Гуса.
     Хочу напомнить об одной любопытной истории с завоеванием ацтеков (самоназвание – «мешика»). Кортес захватил Теночтитлан и захватил императора ацтеков Монтесуму. Конечно, и об этой истории и о самих ацтеках хорошо бы написать отдельный пост, но я кратко: самые кровожадные из индейцев обоих континентов были ацтеки, и отличались они страстной любовью к кровопролитию и человеческим жертвоприношениям, кроме того, они были лучшими воинами, и покорили все племена вокруг себя, создав Империю Ацтеков со столицей в городе Теночтитлан (современный Мехико). Кортес привёл с собой 600 воинов, у ацтеков было по крайней мере 30 тысяч. Сохранились различные варианты разговоров Монтесумы и Кортеса, и в частности, объясняя Кортесу любовь к крови и убийствам ацтеков, Монтесума поведал, что они не людей убивают, и что они делают это с радостью, и что сердца у них при этой кровищи трепещут от радости, и Монтесума, уже обученный не только игре в шахматы, но и основам христианства, сказал Кортесу, что вот же христиане едят своего бога и пьют его кровь, что у христиан есть Пресуществление, ведь хлеб превращается в Тело Христово, и они его едят, а вино превращается в Кровь Христову, и они его пьют. Вы же тоже самое делаете! – заявил Монтесума. Кортес конечно был не согласен, но логика у Монтесумы ясна и понятна. (Монтесуму скоро убьют, то ли камнем из пращи случайно попадут, то ли Кортес позаботится, но в результате испанского вторжения 95% населения, проживающего тогда на территории современной Мексики, вымрет, в основном, от привезённых европейских болезней, оспы и т.д., но рассуждения Монтесумы – действительно интересны и частично верны). И так, Ян Гус.

    Ян Гус (чеш. Jan Hus; Ян из Гусинца; Иоганн Гус),1369, Гусинец (Прага), Богемия - 6 июля 1415, Констанц, Баден - чешский проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Национальный герой чешского народа. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала Гуситские войны (1419—1434).
     С 1367 года были установлены связи между Пражским университетом и университетом Оксфорда. Студенты из Праги ездили в английские университеты и даже в шотландский Сент-Эндрюс. Например, в Оксфорде учился будущий гусит Иероним Пражский. Благодаря этому взгляды Джона Уиклифа довольно быстро получили известность в Чехии.
   Ян Гус родился либо в 1369, либо в 1373—1375 годах в городке Гусинец в бедной крестьянской семье. В возрасте 10 лет родители отправили его в монастырь. Достигнув успехов в учёбе, переехал в Прагу и поступил в Карлов университет. В 1396 году получил степень магистра искусств и начал читать лекции. В 1400 г. он принял церковный сан, а в 1402—1403 и 1409—1410 годах он - ректор Карлова университета.
   В 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. При этом, он считал себя верным членом Церкви, критикуя её и разоблачая грехи и вскрывая недостатки людей. В середине 1380-х годов ознакомился с учением Джона Уиклифа и был под его влиянием. В 1403 году пражский соборный капитул указал руководству Пражского университета на выявленные в сочинениях Джона Уиклифа 45 еретических положений. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.
    Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики папской курии. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам (я сократил):
    Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
    Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим.
    Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
    Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
    Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Но главное для народа было в другом! В 1414-м году божественное причащение евхаристии под обоими видами, т.е. хлеба и вина, было предоставлено народу в Праге магистром Якубеком из Мизы. Дело в том, что причащаться из чаши имели право только священники, а причащение под обоими видами означало, что к причащению допустимо все население, без различия сословий, полов, и заслуг. Ян Гус, и до него некоторые священники в Богемии, призывали к божественному причащению под обоими видами.   Фактически, Гус предложил возможность причастия под обоими видами, он написал об этом небольшой трактат. Борьба с Гусом и его сторонниками началась сразу же, Лаврентий из Бржезовой пишет: «…причащение евхаристии под обоими видами, т.е. хлеба и вина, было начато в …Городе Пражском… Это причащение стало преследоваться страшными угрозами и заключением в тюрьму королем римским и богемским Венцеславом (Венцеслав – Вацлав IV) или, при его опоре на его власть, духовными лицами и в особенности архиепископом Пражским Конрадом…, старавшимися всеми силами его окончательно уничтожить. Но от этого оно еще больше получало силы и распространялось среди верующего и преданного церкви народа обоего пола, что по истечении двух лет …не только могли свободно проповедовать, в двух или трех церквях Праги, но почти во всех приходских церквях Праги….простой народ толпами и благоговением приходил к священнейшему причастию под обоими видами, хотя противники и гонители самой святой истины, как духовные, так и светские, негодовали и шипели от злобы, однако не могли побороть истины причащения под обоими видами.»
     В 1402 году начались первые протесты духовенства против убеждений Гуса. В этом году университетские власти осудили 24 его положения, которые были найдены в произведениях Уиклифа, а чуть позже - ещё 21. Проповедь и обучение этим статьям были запрещены. Но в 1403 году архиепископом Праги стал Сбинко из Газенбурга, у которого Гус пользовался доверием, и запрет на некоторое время был отменён. Ян получил пост синодального проповедника и был назначен членом комиссии, которая расследовала чудеса, совершённые реликвией крови Христа в Вилснаке. Комиссия признала чудеса поддельными, вопрос был рассмотрен в университете, и Гус в своём трактате «Прославление крови Христовой» заявил, что Христос не оставил на земле ни капли своей крови.
      В 1405 году Иннокентий VII потребовал искоренения взглядов Уиклифа в Чехии. В том же году Пражский синод обновил осуждение 45 статей Гуса. В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Уиклифа, среди сторонников Уиклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. В ходе диспута Гус заявил, что многие из поставленных Уиклифу в вину положений неправильно поняты. Но сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса, он был смещён с должности синодального проповедника. В ходе реформы Пражского университета в 1409 году ослабло влияние немецкой профессуры и произошло усиление сторонников идей Джона Уиклифа. После этого Ян снова стал ректором университета.
    В 1410 году антипапа Александр V издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. После сожжения книг вышел указ об отлучении от церкви Гуса и всех, кто распространяет труды Уиклифа. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Противников Уиклифа даже избивали на улицах. Дело было передано в папскую курию. Несмотря на обращение Вацлава и чешской знати, в котором они поклялись честью, что Ян — не еретик, Иоанн XXIII передал дело кардиналу Колонна и тот предал Гуса анафеме. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ, апеллируя к самому Христу. В ответ архиепископ подверг город интердикту. Король приказал архиепископу отменить интердикт и написать папе, что в результате тщательного расследования никаких следов ереси в Чехии не было найдено. Архиепископ написал письмо, но так и не отправил его.
     В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли. Збинек бежал в Венгрию. В том же году Иоанн XXIII призвал Европу к крестовому походу против Владислава Неаполитанского, защитника Григория XII и обещал отпущение грехов всем участникам похода. В Праге стали продаваться индульгенции. Гус выступил против продажи, заявляя, что папа не имеет права продавать индульгенции, браться за меч и что отпущение грехов достигается только через покаяние. Гуса поддержал Иероним Пражский. Общественное мнение также было на его стороне, жители города устраивали шествия в поддержку проповедников, ими были сожжены две буллы Иоанна. Но Богословский факультет снова осудил 45 положений Гуса, добавив к ним ещё 6. Курия снова объявила о его отлучении. Было велено схватить его и доставить к архиепископу, а Вифлеемскую часовню сровнять с землёй. Горожане снова поддержали Яна и не позволили выполнить указ. Город снова подвергли интердикту.
      Чтобы успокоить горожан, король Вацлав посоветовал Гусу покинуть Прагу, и он уехал в Южную Чехию, где местная шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил проповедовать, открыто критикуя церковь. В этот период он написал свой труд «Церковь» (лат. De ecclesia). В нём Гус говорил о необходимости возвращения Церкви к идеалам раннехристианской эпохи. Признавал Библию высшим авторитетом для папы и церковных соборов.
      В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол (схизму), который к этому времени уже привёл к троепапству. Причём германский и венгерский король Сигизмунд Люксембургский обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси (главным образом его учение о Евхаристии) и организации изгнания немцев из Пражского университета.
     Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал король Германии. Когда же Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 году он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему предписали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник самого папы.
    8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал. В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.
    1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. Его прах развеяли над Рейном. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы сказал: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). В 1416 году на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.
    Проповедь Гуса, а также его осуждение и смерть способствовали формированию и усилению в Чехии гуситского движения. Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.
     До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX веке составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в 1915 году. Кроме того, в 1918 году возникла Чехословацкая гуситская церковь, имеющая в настоящий момент около 100 000 сторонников и поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью. Кроме того, чтобы распространить свои учения, Гус провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

      17 декабря 1999 года папа Римский Иоанн Павел II (1978—2005) в обращении к Международному конгрессу, посвящённому наследию Гуса, выразил глубокое сожаление по поводу «жестокой смерти», на которую тот был осуждён. В центре Праги, на Староместской площади ему установлен памятник. 6 июля в Чехии государственный праздник — День сожжения Яна Гуса. В этот день в Чехии и Словакии зажигают костры в память о Яне Гусе.

Я недавно писал уже о гуситском Соборе Св.Николая в Праге (Старе-Место), это главный гуситский Собор в Чехии и Словакии. Так что, так или иначе, гуситы и табориты оставили свои метки в Чехии.
Из цикла: «Отцы церкви».

Справка о «Пресуществлении»:
Пресуществление заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе». Регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку «для спасения и вечной жизни». Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23—25). В позднепротестантских течениях она, как правило, толкуется как символическое действие, выражающее единство верующего со Христом, но не осуществляющее его непосредственно.

В начале главы 6 Евангелия от Иоанна, где Христос накормил пятью хлебами толпу народа, изложена история с хлебом и кровью с точки зрения Иисуса Христа. После накормления хлебами, на следующий день, происходит беседа Иисуса с народом и учениками. В начале этой беседы Иисус говорит народу «о Пище, пребывающей в Жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27), а затем свидетельствует о Хлебе Божьем, «который сходит с небес и даёт Жизнь миру» (Ин. 6:33, 34), о Себе как о хлебе жизни (Ин. 6:35) и о цели Своего сошествия с небес—творить волю Отца (Ин. 6:38, 39). Такие слова Иисуса вызвали ропот: «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41).
В ответ на этот ропот Иисус повторяет: «Я есмь Хлеб Жизни» (Ин. 6:48). Не ограничиваясь этим, более и более разъясняет Он сказанные Им ранее слова (Ин. 6:49—51):

«Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

В результате вспыхивает спор: «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:52). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни». Часть учеников Иисуса сочла Его слова странными (Ин. 6:60). Более того, многие из них «отошли от Него и уже не ходили за Ним» (Ин. 6:66).

Термин пресуществление (transsubstantiatio) появляется в латинском богословии в IX веке как синоним термина преложение, а затем получает широкое распространение в католичестве. На 4-м Латеранском Соборе в 1215 году было изложено учение о превращении хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову. Моментом превращения является форма таинства, которая заключена в словах установления: hoc est corpus meum, et, hic est calix sanguinis mei (сие есть тело моё и сие есть чаша крови моей). В Католической церкви учение о «пресуществлении» хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. Это учение называется doctrina de fide. Согласно ему, во время Евхаристической молитвы сущность (субстанция) хлеба и вина (panis et vinum) пресуществляется в сущность Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина остаются неизменными (о Фоме Аквинском – отдельно).

Наиболее интересная литература о магистре Яне Гусе и гуситских войнах:
1. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. Рязань, 2009
2. Козьма Пражский. Чешская хроника. Рязань. 2009
Фото:
Портрет Яна Гуса. Портрет неизвестного художника 16 века.

19.6.2023