Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 6

Александр Костерев
Второе пришествие к Майзлу Дэйвису и поиск своего пути

Колтрейн снова присоединился к Дэвису в январе 1958 года. В октябре того же года джазовый критик Айра Гитлер ввел термин «звуковые листы», чтобы описать стиль, который Колтрейн разработал с Монком и совершенствовал в группе Дэвиса, теперь уже секстете. Его игра была сжатой, с быстрыми каскадами, состоящими из очень большого количества нот в минуту. Колтрейн вспоминал: «Я обнаружил, что в определенное время нужно играть определенное количество последовательностей аккордов, и иногда то, что я играл, не получалось в восьмых, шестнадцатых или триолях. Мне приходилось собирать ноты в неравномерные группы, такие как пятерки и семерки, чтобы слить их всех воедино».
«Музыка Майлза дала мне много свободы, — сказал он. — Это прекрасный подход... Мне было легко применять гармонические идеи, которые у меня были».
Обычно Дэвис играл первое соло, как бы настраивая остальных музыкантов, или озвучивая для них основные задуманные им темы. В итоге все соло звучали в стиле Дэвиса, и композиция получалась стилистически выверенной. Дэвис обладал огромным авторитетом в мире музыки, был самым финансово успешным в те годы. Но сколько бы Дэйвис ни выгонял Колтрейна из оркестра, потом все равно приглашал его обратно. Как настоящий экспериментатор и авангардист, Майлс Дэвис чувствовал, что рядом с ним происходит глобальный сдвиг.
Колтрейн оставался с Дэвисом до апреля 1960 года, работая с альт-саксофонистом Кэннонболлом Аддерли; пианистами Редом Гарландом, Биллом Эвансом и Уинтоном Келли; басистом Полом Чемберсом; барабанщиками Филли Джо Джонсом и Джимми Коббом. За это время он участвовал в сессиях Дэвиса Milestonesand Kind of Blue, а также в концертных записях Miles & Monk at Newport (1963) и Jazz at the Plaza (1958).
1959–1961 Колтрейн стал записываться на лейбле Atlantic Records. 
Наравне с работой в разных ансамблях Джон Колтрейн не оставлял свои собственные проекты.
В конце этого периода Колтрейн записал Giant Steps (1960), выпущенный им в качестве лидера Atlantic альбом, который содержал только его композиции. Обычно считается, что заглавный трек альбома имеет одну из самых сложных последовательностей аккордов среди всех широко исполняемых джазовых композиций, которую в конечном итоге называют изменениями Колтрейна. Его разработка этих циклов привела к дальнейшим экспериментам с импровизированной мелодией и гармонией, которые он продолжал на протяжении всей своей карьеры.
После записи альбома, состоящего исключительно из его сочинений, он окончательно решил собрать собственный бэнд.
Еще в марте 1960 года, находясь в гастролях по Европе, Майлс Дейвис приобрел для Колтрейна сопрано-саксофон. За исключением Стива Лейси, работавшего в конце 1950-х годов с клавишником Сесилом Тейлором, этот инструмент тогда никто не использовал в джазе.
За неделю до Хеллоуина в Atlantic Studio был записан их первый трек —Village Blues из Coltrane Jazz, а позже и их весь альбом, что впоследствии также привело к созданию альбомов в Atlantic Coltrane Plays the Blues и Coltrane’s Sound.
После ухода из ансамбля Майлса Дейвиса Колтрейн стал получать первые регулярные заказы в джаз-галерее в Нью-Йорке летом 1960 года — именно там был собран первый вариант квартета Джона Колтрейна. Состав был сформирован к осени — Маккой Тайнер играл на фортепиано, Стив Дэвис на басу, а Элвин Джонс сел за ударные. Игра музыкантов этого бэнда считалась эталонной. Некоторые и современные джазовые критики полагают, что квартету Колтрейна удалось начать новый виток развития джазовой культуры.
После смены разных музыкантов, включая Стива Куна, Пита Ла Рока и Билли Хиггинса, он оставил пианиста Маккоя Тайнера, басиста Стива Дэвиса и барабанщика Элвина Джонса.
My Favorite Things (в переводе с англ. «Мои любимые вещи») — седьмой студийный альбом, записанный джазовым квартетом Джона Колтрейна в октябре 1960 года, изданный на лейбле Atlantic Records в марте 1961 года. Этот альбом стал первым, где Колтрейн играет на сопрано-саксофоне. Отредактированная версия заглавной песни стала хитом, который завоевал популярность в 1961 году на радио. В 1998 году альбом получил «Грэмми» в зале славы премии.
Выпущенный всего через месяц после Coltrane Jazz, в отличие от его первых двух альбомов в Atlantic, этот альбом не содержал оригинальных композиций — вместо джазовых версий был представлены четыре наиболее почитаемых Колтрейном джазовых стандарта. Альбом также был первым, где становится вполне ясно, что теперь Колтрейн окончательно перешёл от бибопа к модальному джазу, предпосылки к чему были заметны в некоторых его предыдущих альбомах. Это был знаменитый трек с модальным представлением песни Роджерса и Хаммерстайна My Favorite Things из «Звуков музыки». Мелодия была слышна много раз за песню, но вместо того, чтобы играть соло по написанной последовательности аккордов, Тайнер и Колтрейн делают несколько продолжительных соло с «вампами» (остинато) с помощью диатонических аккордов — Em и Emaj, да и играли они в ритме вальса. В документальном фильме The World According to John Coltrane рассказчик Эд Уилер  отмечает огромное влияние, которое эта песня оставила на популярности карьеры Джона.
На диске записаны легендарные вещи: Sommertime и But Not for me на музыку Джорджа Гершвина, а также Everytime we say Goodbaye  Коула Портера.    
В последний год работы в Atlantic Колтрейн добавил в свой репертуар сопрано-саксофон, а в свою группу пианиста Маккоя Тайнера. Слияние этих двух мотивов привело его к записи мелодии бродвейского шоу «My Favorite Things» (из мюзикла «Звуки музыки») в стиле регги; неожиданное переосмысление стало хитом на радио и его самым большим коммерческим успехом.