Одиночество царей

Водяная Курочка
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

А.С. Пушкин


Для А.Е.
Зря, кстати, считается, что те, кто себя сознательно убивает тем или иным способом, не отдает себе в этом отчет. Всё они отлично понимают, просто в какой-то момент по той или иной причине либо в связи со стечением каких-то обстоятельств они приняли решение идти именно по этой дороге.

Когда ты встаешь на путь медленного (или не очень) саморазрушения, ты прекрасно соображаешь в этой теме и тебе известны грозящие последствия. Если этот путь приносит, например, сиюминутное (сиючасовое, сиюсуточное) удовольствие, то ты вполне сознательно допускаешь, что предпочел бы жить "здесь и сейчас", а не в каком-то умозрительном будущем после десятилетий упорного безостановочного труда и работы над собой, которые  в финале принесут тебе заслуженный результат (если повезет). Ты наслаждаешься моментом, и единственным омрачающим фактором является то, что с определенной минуты ты отстранился от мира, от людей и от всего того доброго, бесхитростного, доверчивого и благодарного, готового мгновенно принять тебя, если ты только сделаешь шаг навстречу. Но ты его не делаешь, потому что ты уже отрезан от всего этого своей новой дорогой, где никто тебе не попутчик. И вот эти прекрасные моменты твоего нового пути начинают мерзко пачкаться той ценой, которую ты платишь за свое сомнительное, но такое острое благо.

В эту цену в первую очередь входит ни с чем не сравнимое бескрайнее одиночество. Отныне ты живешь своей особой, скрытой от других жизнью, куда ты никого не пустишь, потому что это ничьего ума дело. Да, ты можешь продолжать работать, общаться с людьми, выходить на улицу, делать повседневные дела. Но ты всегда в итоге возвращаешься в свою нору, в свое убежище, где только ты и твое сомнительное удовольствие - лично твое и ничье больше. Тебе не с кем даже разделить то приятное, что тебе приносит твоя практика. Ты не можешь никому описать, почему так прекрасно то, что ты можешь почувствовать на своем пути.

К тебе приходят в гости друзья, которые ведут праведную жизнь. Возможно, она не так ярка, как твоя, но она и не содержит того забора по бокам проезжей части, который ограничивает твою возможность уйти с выбранной дороги. Ты с тайным ужасом понимаешь, что они - свободны двигаться в разных направлениях, куда захотят, а ты - только в одном, потому что, помимо ограды, есть еще и линейность времени, и ты идешь только вперед, постепенно увеличивая скорость движения. Потом эти друзья начинают собираться домой, к своим родным, они прощаются с тобой, вы обнимаетесь, ты закрываешь за ними дверь и оказываешься один на один с тем единственным, что у тебя есть - со сделанным тобой выбором. И это тоже - тО еще - одиночество.

В цену, которую ты платишь за свою дорогу, входит также невыносимый стыд перед теми, кто от тебя зависит - перед  немощными родственниками, детьми, животными. Они зачастую или всегда - слабы, беззащитны, беспомощны, они в твоих руках, только от тебя зависит качество их жизни.

Они смотрят на тебя и не понимают, - и от этого больнее всего, - что вот это, это и это - то, что ты в данный момент делаешь с собой - это твое саморазрушение, твой очередной шаг к финалу, к завершению твоего существования здесь. Они смотрят на тебя и не знают, какая ты сука, дрянь и идиот, что собственными же руками планомерно уменьшаешь свои ресурсы на жизнь - которая у тебя одна и которая не повторится.

05.07.2022