Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 8

Александр Костерев
Период классического квартета: 1962–1965 г.г.

В 1962 году Долфи ушел, и Джимми Гаррисон заменил Уоркмана в качестве басиста. С тех пор стабильный состав «Классического квартета», как его стали называть, с Тайнером, Гаррисоном и Джонсом, производил поисковые, духовно значимые работы. Колтрейн двигался к более статичному, спокойному стилю в использовании гармонии, который позволял ему расширять свои импровизации ритмически и мелодически. Гармонически сложная музыка по-прежнему присутствовала, но на сцене Колтрейн активно перерабатывал свои «стандарты»: «Впечатления», «Мои любимые вещи» и «Я хочу поговорить о тебе».
Музыкальная критика игры квинтета с участием Долфи могла повлиять на Колтрейна. В отличие от радикализма его записей 1961 года в Village Vanguard, его студийные альбомы в следующие два года (за исключением Coltrane 1962 года, в котором использовалась яркая версия «Out of This World» Гарольда Арлена) были гораздо более консервативными. Он записал альбом баллад и участвовал в совместных альбомах с Дюком Эллингтоном и певцом Джонни Хартманом, баритоном, специализирующимся на балладах. Альбом «Ballads» (записанный в 1961–1962 годах) является символом универсальности Колтрейна, поскольку квартет пролил новый свет на такие стандарты, как «Это легко запомнить».
Так или иначе Колтрейн сотрудничал со многими джазовыми гигантами и музыкантами иной стилистической направленности, но, пожалуй, в значительной степени повлияли на формирование его музыкального мышления и исполнительского стиля трое из них: Джонни Хартман, Дюк Эллингтон и Сони Роллинз.
Несмотря на более отточенный подход к работе в студии, на концертах в «живых» выступлениях квартет продолжал искать удовлетворяющий слушателей баланс между «стандартами» и своей собственной, более исследовательской и сложной музыкой, что можно услышать на альбомах «The Impressions» (записанных в 1961-63 годах), «Live at Birdland» и «Newport '63» (оба записаны в 1963 году).
«The Impressions» состоит из двух расширенных джемов, включая заглавный трек наряду с «Dear Old Stockholm», «After the Rain» и блюзом. Позже Колтрейн сказал, что ему понравилось иметь «сбалансированный музыкальный каталог» что называется на все вкусы.
6 марта 1963 года группа вошла в студию Ван Гелдера в Нью-Джерси и записала сессию, которая была по стечению обстоятельств утеряна на десятилетия — её мастер-кассета была уничтожена лейблом Impulse Records, чтобы сократить место для возрастающих в геометрической прогрессии единиц пленочного хранения. Однако, чудо свершилось, благодаря провидению 29 июня 2018 года, «Импульс!» выпустил уникальную запись  — альбом «The Lost», состоящий из семи треков, сделанных с сохранившейся запасной копии, которую Колтрейн подарил своей жене. 
Импульс! вслед за успешным релизом «Lost album» в 2019 году вышел альбом «Blue World», состоящий из саундтрека 1964 года к фильму «Кот в мешке», записанного в июне 1964 года.