Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 11

Александр Костерев
Найма, Элис: выбор женщины и веры

Жизнь показала, что для связи с вселенским космосом Джону нужны вовсе не наркотики, а саксофон. «Космос входил в Джона беззвучно, а выходил воздушными потоками, вибрирующими в медной трубке. Ему помогла вера, при этом Джон верил в единство всех религий, искал безусловной высшей духовности».
Как это часто бывает, перестать валять дурака мужчину может убедить его любимая женщина. Первая жена Джона — Найма — была новообращенной мусульманкой. Джон любил Найму и ее сына от первого брака принял как своего собственного. Однако после восьми лет брака Джон ушел из дома, взяв с собой только одежду и саксофон.
Он говорил ей: «Найма, я собираюсь измениться. Хотя я смогу это прочувствовать очень глубоко, но это больно, и я не переживу это еще как минимум год…». Глубокому чувству к Найме мы обязаны появлением альбома «Giant Steps», который Колтрейн записал в 1960 году, через две недели после участия в записи альбома Kind Of Blue. Неудивительно, что «Giant Steps» стал главным жанро-определяющий альбом в стиле фри-джаз, а одной из входящих в него композиций – пронзительно нежная Naima. Колтрейн начал молиться за Найму еще задолго до развода.
«90% моей игры будет молитвой за нее…» — повторял Джон про бывшую жену Найму после развода. Ведь именно Найма научила его медитации, вдохновляла бороться за свое здоровье и свободу играть музыку, когда хочется, а не когда есть деньги на дозу.
Одновременно с Наймой у Джона появилась другая женщина, Элис Маклеод, с которой он познакомился в период 1962 по 1963 годы — американская джаз-пианистка, органистка, арфистка и композитор. В начале своей музыкальной карьеры Элис выступала в Детройте как профессиональный джаз-музыкант в составе трио, а позднее — дуэта с вибрафонистом Терри Поллардом. В 1965 году она стала пианисткой в составе Колтрейна, тогда же Джон и Найма развелись.
В 1966 году Элис вышла замуж за Джона, который стал отчимом ее дочери по имени Мишель. От брака с Джоном Элис родила ещё троих детей (все они впоследствии стали музыкантами): Джона, Орана и Рави.
Элис продолжала играть в группе своего мужа до самой его смерти, наступившей в 1967 году. После смерти Джона Колтрейна Элис продолжила играть в составе основанных ею же музыкальных коллективов (в которые она позднее пригласила своих сыновей). В её репертуаре со временем всё больше и больше стала преобладать медитативная музыка. Элис стала одной из немногих арфисток в истории джаза. Её наиболее значимые записи были сделаны в конце 1960-х — начале 1970-х годов на лейбле Impulse! Records.
Элис увлекалась индуизмом. Джону индуизм оказался тоже близким благодаря своей философии.
Джон и Элис были одной из самых потрясающих и плодовитых семейных пар в мире джаза. Музыкальное и духовное влияние Джона на Элис изменило ее жизнь и карьеру. После его смерти она по-своему продолжила его музыку и универсалистское послание, объединив современный джаз, индийские раги и ведические религиозные песни на восемнадцати совершенно особенных альбомах, и в конце концов отложила свою карьеру, чтобы основать ашрам духовных последователей в Южной Калифорнии и возглавить его.
Нет оснований полагать, что Джон предпочел индуизм мусульманству. Просто одна женщина оказалась ближе другой. Хотя даже в этом случае, как и в постоянном поиске своего идеального оркестра, можно усмотреть схожую логику. Джон искал в людях носителей новых знаний — наставников, учителей. И будучи ведущим мужчиной в семейных отношениях, он вероятно был ведомым, учеником в духовных практиках.
Вообще, слушая музыку Колтрейна, не думаешь о религии. То есть музыка строится на ладах, один и тот же аккорд может пульсировать бессменно целых 16 тактов, словно ритм шаманского барабана. Импровизация кажется сжатой в точку — и в то же время безграничной, словно религиозный экстаз. Но если внимательно слушать и перестать думать — эта музыка поднимает некое глубоко запрятанное социальными правилами первобытное чувство естественной сексуальности, не подавленного зависимостью от чужого одобрения или порицания.