Заметки Бомбардира

Татаринов Николай Владимирович
               
                ЗАМЕТКИ  «БОМБАРДИРА»

         Перестройка! Источник финансирования моего договора с Ташкентским метростроем иссяк с началом галопирующей инфляции и приобретинием республиками независимости. Особенно я не печалился по этому поводу – вариант проходческого агрегата, который узбеки приняли к исполнению совершенно был мне неинтересен. Я предлагал им два варианта   проходческих машин для проходки тоннелей - Роторный Комбайн и Агрегат на базе существующего тюбингоукладчика. Они выбрали второй. Хотя в условиях Ташкентских лёссовидных суглинков Комбайн отлично подошёл бы.  Сидеть на шее у своих товарищей не хотелось и я уволился – заключить новый договор было немыслимо в условиях развала страны.
Заниматься предпринимательством  я не решился – не моё это.
   Голова моя никому не требовалась, оставалось надеяться на свои руки.
И чем я только не занимался  - стройбригада, ремонт авто,изготовление и установка стальных дверей, даже слесарем по вскрытию оных пришлось подвизаться. Но это последнее мне совсем не понравилось – ключи забывали в основном пенсионеры, оставляя их на  даче, а расценки были существенные… Наконец я стал «бомбилой».

  «Бомбить» на слэнге автолюбителей  означает подработку путём нелегальной работы в режиме такси. В период «Перестройки» это был для меня один из немногих способов выжить в условиях развала экономики. И мне пришлось вкусить полной мерой на этом поприще.
   Бомбить я начал ещё не покидая своё «производство» - НИИ Транспортного строительства, поскольку зарплата научного работника не позволяла сводить концы с концами даже при самых скромных запросах. А с транспортом в Москве было худо и люди «голосовали» на каждом шагу. У меня был старенький «Москвич», в который  пассажир садился не слишком охотно и на большие заработки рассчитывать было трудно.  Тем не менее, за день «бомбёжки» можно было заработать недельную зарплату научного работника, а то и больше. Много было всяческих казусов в процессе этой работы. За день работы один – два пассажира удирали без оплаты проезда. Обычно человек говорил, что ему нужно сходить домой за деньгами и не возвращался. Сначала я долго ждал возвращения пассажира, а потом понял, что я зря теряю время - сразу разворачивался и уезжал, не дожидаясь, поскольку воспринимал это за норму и не позволял себе расстраиваться по пустякам. Но было несколько экстраординарных случаев, о которых стоит рассказать особо.
               

                Цыгане
 
    Стоять на месте, дожидаясь пассажиров – это не по мне. Я предпочитал свободное барражирование. Вот как – то подъезжаю к мосту  - голосует молодой мужчина.
Только я остановился – из-за парапета  вылетает целая стая цыганят и быстро загружаются в машину. Меня разбирает смех и возразить я ничего не могу, хотя точно знаю, что ничего с них не получу. Цыган суёт мне в глаза вой паспорт – там прописано, что он украинец – Ну, ну…
     Дело в том, что я вспомнил свой аналогичный опыт. Мы возвращались из байдарочного похода по Мещёре. Встали на дороге  за мостом со своим многочисленным скарбом – ни одна из очень редких машин даже не притормозила.
    Тогда мы пошли на такую хитрость – всю команду и багаж спустили под откос, на дороге оставили одну девушку в красном платочке.
   Первый же грузовик ударил по всем тормозам…, из под откоса мгновенно вырвалась вся команда.
Водители взялись за животы и возражать не имели сил. Мы доехали до Рязани с полным комфортом!
          Та вот и с цыганами – довёз я их до дома, благо недалече было,   цыганят как ветром сдуло.          


                Грабёж
 
Тогда уже в Москве начинались автомобильные пробки и я стал рулить по ночам.
  В конце зимнего дня  еду по пустынной Ленинградке. Стоят двое на обочине
Ну не то, чтобы стоят – один с трудом поддерживает другого. Голосует стойкий:
- В Строгино!
Путь не близкий и домой пора, но посадил – пропадут на морозе.
   Приехали в Строгино, на какой-то пустырь меня загнали возле школы.
Выходят. С расчётом не спешат. Я вылез из машины, не заглушив мотор.
Оба стоят в полный рост – совсем не пьяные. Один хватает меня за руки:
- Посмотри- ка у него в карманах! – напарнику говорит.
 Я не дёргаюсь – это бесполезно.
Пошарили в боковых карманах пальто – пусто. От волнения или неопытности - не сообразили осмотреть внутренний карман пальто, где было всё моё состояние – заработок за две недели.
 С досады парень отпустил мои руки и зачем – то ударил меня в лоб – несильно. Освободившись, я кошкой прыгнул за руль пыхтевшего Москвича, круто развернулся юзом и двинул на них.  Счастье, что они успели нырнуть за угол школы, сгоряча я мог бы их подавить!
 

                Курцы
   
    Один «товарищ» садится ко мне в машину и сразу закуривает.  Говорю ему, что я,  мол, некурящий и плохо переношу табачный дым. Он эдак развалился и молвит:
 - "Я плачу!".  Подъехал я к тротуару, открыл правую дверь через него – "Вылезай" – говорю. Он глаза вытаращил – не понял. Пришлось его вытолкать силой.
               
          А вот ещё с куревом история. Голосует стройный юнош. Смотрю – вроде бы Конкин – актёр, ну тот, что Павку Корчагина играл. Сел. Закуривает.
 "У меня в машине не курят!" – говорю.
"Вы меня не узнаёте?" – удивился он.    - "Ну точно, Конкин!" - понял я.
"Да нет – говорю - почему же, узнаю".
  – "Тогда остановите машину!" -  И вышел.
Наверное почувствовал, что не очень мне симпатичен.

               
                Сергиев Посад
    
        Заказы на перевозку я, как и большинство бомбил, получал через диспетчеров, которые получали 10% с суммы заказа.  Мобильных телефонов не было и служба диспетчеров здорово помогала. В это время я сотрудничал с некоей Лидией Ивановной.
     Однажды звонит она ко мне домой:
 - Ну как у Вас машина – то,   ничего? – с некоторым сомнением.
-  Да ничего – говорю - нормальная!
 - Ну, тогда отвезите двоих товарищей в Сергиев Посад! – и даёт адрес подачи машины на завтра.
     Утром я подъехал пораньше, сижу в машине, жду. Минут 20 просидел  - что-то нет никого.    Потом смотрю - двое граждан ходят вокруг моей машины с сомнением в лицах.   А машина у меня была – «Москвич 403» (правда движок я поставил 412).
  Уже тогда это был «стиль Ретро».
  Покачали головами господа, и, поскольку других машин поблизости не наблюдалось,
подошли ко мне:
 – Это Вы на заказ приехали? 
  - Да, это я самый!
 - Доедем до Сергиева Посада – то?
 - Садитесь, с ветерком довезу!
-  Ну что ж – альтернативы нет, времени для перезаказа тоже нет, поехали…
         Мои пассажиры оказались людьми воспитанными и не пеняли больше мне
 моим Москвичом.
    Один из них, который помоложе, встретил гостя – своего дядю из Израиля и решил показать ему наши достопримечательности.
     По дороге разговорились, и дядя из Израиля говорит:
-  В нашей стране автомашины старше 6-ти лет просто не пройдут техосмотр!
 Ну, а наши - советские машины были ремонтопригодны, не чета нынешним, но зато и ремонтировать их приходилось на каждом шагу. Не автомобиль, а просто снаряд для слесаря любителя. И водители приобретали слесарные навыки, заодно технически подковываясь.
 Здесь я вспомнил своего коллегу по работе – он проехал на своём Москвиче 407 – миллион километров и потом выгодно продал его, чтобы купить уже «Жигули».
   
          Шоссе свободно, доехали спокойно с интересными разговорами. Осмотрели они монастырь, на обратном пути зашли в придорожный ресторан. Пригласили и меня.
 Я отказался.
==================
 Хороший был заказ!
               

                ЛОМОВИК


                Афёра

      Пассажирские перевозки меня не радовали - многие пассажиры убегали без оплаты, садились в мой  "лимузин" неохотно – люди, способные нанять такси брали машины поприличнее, да и вообще - общение с пассажирами это не сахар.
  Поскольку у меня был прицеп, решил я испытать  удачу в грузовых перевозках!
      В общем этот шаг себя оправдал – во первых не так суетно –да и заказы покрупнее, и не сбежит заказчик, хотя и здесь бывало не без приключений…
     Однажды меня вызвали в Вешняки – край неблизкий от моего дома – км 50.
Меня должен встретить экспедитор на лестнице кинотеатра «Вешняки». Встретил.
Парень, оказалось, тоже был на заказе впервые.  Поехали на продовольственный склад, получили груз – все по документам - отвезли в какой-то магазин и разъехались по домам. А расчёт?  Заказчик Владимир Иванович сказал:  - Завтра на том же месте получите деньги и новый заказ. Ну что ж – постоянный клиент – это хорошо, хоть и далековато.
   Приезжаю на следующее утро, встречаю экспедитора, а больше никого нет.
По телефону говорят, что Владимира Ивановича никогда не было на этом телефоне.
    Подождали ещё немного, да и разошлись по домам – ну надули……, бывает.
 Но на этом дело не кончилось. Через несколько дней вызывают меня в Люберецкое отделение милиции.
  - Был у Вас такой рейс?
  - Был.
  - А где заказчик?
  - Хотел бы сам это узнать!
 Оказалось, что товар был получен по поддельным документам.
   Гениальную афёру провернул Владимир Иванович – Всё чужими руками!
Больше меня не тревожили по этому поводу, Слава Богу!

                Молоко

   Интересны были серийные заказы – регулярно с одним заказчиком. Довольно долго раз в неделю я возил Адыгейский сыр с  Молокозавода в Коломне. По приезде мне давали большой круг сыра в дополнение к расчёту. Мы уже стали привыкать к этому очень свежему и вкусному продукту. Меня нанимала  Аида из Абхазии. Любят кавказцы экзотические или громкие имена. Очень много Гамлетов и других известных персонажей. А в Средней Азии и в Азербайджане очень популярно сказочное имя
 Али Баба.
       С молоком связана ещё одна афёра. Я возил молоко с Лианозовского завода  «Вим Билль Дан» в магазин на Бронной с экспедитором - женщиной весьма неприятного вида.   Однажды выезд отменили – оказывается она сумела сдавать молоко, удерживая 2% со стоимости всего груза. Ко мне  претензий не было.



                ГАЛА
 
    Улицы в Москве расположены по радиальной схеме, поэтому возвращаться домой частенько приходилось через центр. Проезжая по Никитской, обязательно заходил посмотреть – что нынче в Консерватории. Во время перестройки очень мало народу
туда приходило (не то, что теперь), билеты недорогие были, и я наслаждался, сидя в полупустом зале. Билет я брал подешевле, а садился где нравится – дорогие места пустовали.  И до того привык я сидеть не на своём месте, что занять своё кресло стал считать для себя западло.
Чаще всего ходил на хоровые или вокальные концерты – инструментальную музыку
для меня лучше слушать по трансляции или в записи потому, что всякое движение перед глазами меня  отвлекает.
Однажды мне пришлось - таки взять билет в 5-м ряду партера – то ли удачный день выдался- с хорошим заработком, или  я решил посибаритствовать, сидя в партере на своём законном месте. Захожу я в зал, вальяжно подхожу по проходу к пятому ряду – он последний в переднем блоке кресел. Гляжу я эдак - на моём кресле  сидит дама весьма приятной наружности.
– Это на моём – то  законном месте!? (Какая удача! – Есть предмет для разговора!)
  Конечно, если бы была другая личность - я бы сел  на другое место – благо свободных мест было предостаточно – но я с достаточно вежливым полупоклоном подхожу сзади:
-Добрый вечер!
Дама намёк поняла и живо пересела на другой ряд – впереди меня - по диагонали, так, что я мог наблюдать её весь концерт в полупрофиль.  В зале было очень тепло и я стянул через голову свой рабочий шерстяной свитер, закатал рукава рубашки, принял удобную позу и, полуприкрыв глаза,  стал слушать h- мольную мессу Баха, иногда поглядывая на даму в четвёртом ряду.
   Это была Гала. В антракте мы поговорили, и "пили сока стаканы". Оказалось, что она причастна к хоровому искусству, более того  - хоровой дирижёр. И её удивило, что простой инженер осведомлён о хоровых тонкостях.
После концерта  я представил ей своего "Ягуара" - мой Москвич светлосерого цвета был размалёван красными пятнами шпаклёвки. Правая дверь открывалась только изнутри и довольно туго – не ногой ли я её выбивал – не припомню точно.  Я уж не говорю – сзади был довольно таки раздолбаный прицеп. Галу это ужасно развеселило. Я отвёз её до дома и знакомство состоялось…
     Поскольку привычка сидеть не на своих местах нас объединяла в некотором роде,
всю перестройку мы так и делали - уже вдвоём.
    У Галы была семья - сын18 лет – абитурьент Юракадемии и муж - сугубый технарь, старше её на 13 лет.
      Муж – Анатолий -  женился по необходимости – родные и знакомые застыдили. Занятия жены – хоровое дирижирование – почитал за пустое.
 Эмоциональный (если он и был) и физический контакты давно отсутствовали,  он говорил, что целоваться – негигиенично.
   Я уже 10 лет был в разводе  и посему -  поэтому наше знакомство трудно было назвать изменой. …
    Теперь все места в зрительных залах обычно заняты – приходится сидеть на своих местах. С трудом, но привыкаем!!!


                УФА
   
         Ну, так вот – Уфа. Это целая эпопея!  Я давал бесплатные объявления в газету «Из Рук в Руки». И вот звонит заказчик – нужно завтра отвезти груз в Уфу. Дорога дальняя -1300км. Договорись на время подачи.
   Утром отворяю гараж – Москвич мой присел как – то на бочёк. Открываю багажник – и - Ах!  -  Опорный башмак рессоры провалился вовнутрь вместе с куском днища!
Пела моя Уфа!
Связь была односторонняя – звонит заказчик из автомата:
- Ну что же ты не едешь?
 Объясняю ситуацию.
- У меня же накладные уже выписаны! Сколько времени нужно на ремонт?  Ты хотя бы груз - то получить сможешь? – Отчаянный парень  - не побоялся в такую даль на развалюхе ехать!
       Чешу репу: - Пожалуй, смогу!
   Зацепил я прицеп и в самом конце рабочего дня успели загрузиться – и что за груз? – 500 кг жевательной резинки… И вот так - бочком приехали к нам  в Шереметьевку. Переночевали. Утром я взялся за сварку и за полдня  приварил злополучный башмак.
    Выехали в 17 часов. Проехали Рязань. Стемнело. Хотели покемарить на обочине.
Но нет – проезжает милицейская машина: – «Не останавливаться!». Они боятся ограблений на дороге – это им большие хлопоты! Доехали до Шилово, встали возле отделения милиции:
 – Можно мы до утра здесь постоим?
-  Валяйте!
Разложили спинки сидений, поспали до 4-х часов и в путь. И какой это был путь!
Через час начались ливневые дожди. Чтобы обогнать грузовик на двухполосной дороге нужно пробиться сквозь густую завесу водяной пыли.
  Но ничего, доехали. Это был мой личный рекорд по дневному пробегу – больше тысячи километров, да ещё под дождём! Я вышел из машины покачиваясь…
    Когда открыли полог прицепа – ахнули – несколько размокших картонных ящиков полны размокшей жвачки.
 Но парень не дрогнул. Оплатил  полностью заказ. Ну, гордыня! Он мог спокойно взять попутный трайлер – на пересечении с МКАД они ждали попутчиков.
Но ему нужен был персональный транспорт.

     И это только первая половина эпопеи!
     Утром, хорошенько выспавшись, двинул я в Москву.  Километров через 350 накренился передок. Вышел, смотрю - правое переднее колесо стоит боком. Ясно – полетел верхний рычаг передней подвески! Но машина едет.
Смотрю карту – километров 50 до Димитровграда, где живёт бабушка моей бывшей жены Светланы. Еду. Дорога прекрасная и пустая совершенно. Прибавляю газ – едем.
Так, на скорости 50 км/час доплюхал до бабушки Александры Андреевны. Бабушка – замечательная личность, необыкновенная труженица. Она практически полностью взяла Светлану на воспитание (мама её сбежала в Ялту от мужа – вора).
    Меня приняли хорошо. В это время там гостила как раз Светлана с новым мужем… Я был рад, что она уже не одна.
      С запчастями – никак. Но нашли соседа, который разбирал москвич на запчасти.
 До обеда я сменил рычаг, причём мою руку в перчатке намотало на дрель. Орал здорово – это облегчает. Но рука цела. А ведь знал, что в перчатках не сверлят!
  Поехал после обеда, к вечеру был в Ульяновске. Отвалился глушитель!
Подвязал проволокой, но тарахтит ужасно. Национальные гаишники гораздо строже московских. С таким громом - как ехать через Чувашию, да ещё ночью?
 На выезде из Ульяновска голосует мужчина – ему нужно  в Чебоксары.
    Это по пути: – Садись!
Ночь.  Мимо постов Гаи – потихоньку, чтобы не гремело.  Машин очень мало.
Но возле каждого поста – по нескольку иномарок – с них есть что взять! На мой Москвич не обращают внимания! Добрались до Чебоксар часа в 2 ночи, переночевал я у этого чуваша – моего пассажира. А утром  - уже до Москвы через Горький - днём  мой глушитель никому не интересен. Но с таким глушителем не хотелось даже прогуляться по любимому городу на Волге.
  А дома Гала ждёт, волнуется. Но моя мама говорит:
 -  Ничего  с нашим Колей не случится!
                Так закончилась эта эпопея!