Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 13

Александр Костерев
Мы должны продолжать чистить зеркало

Душа Джона Колтрейна вознеслась на небеса 17 июля 1967 года; музыкант, немного не дожив до 41 года, приобрел широкую известность в 1957 году и успел за десяток последующих творческих лет сделать невероятно много.
Джон Колтрейн ушел в вечность пятьдесят пять лет назад; но и сегодня его голос отчетливо различим в звучащей палитре мировой музыкальной культуры и это индивидуальное звучание продолжает привлекать внимание постоянно расширяющегося круга поклонников.
Легенда Колтрейна, как и легенда любого музыкального гиганта 20-го века, продолжает будоражить умы, обрастая и наполняясь апокрифическими подробностями. Голос его саксофона — задумчивый, ищущий, зовущий, порою мрачный — до сих пор остается одним из самых узнаваемых в современном джазе.
Колтрейн воспринимал миссию музыканта в качестве носителя высшего послания: «Я смиренно просил, чтобы мне были даны средства и привилегия делать других счастливыми с помощью музыки», — писал Колтрейн в 1964 году в обращении к своим слушателям, рассказывая о молитве к Богу, а в 1966 году, незадолго до своей смерти, заявил: «Я знаю, что существуют злые силы, силы, которые приносят страдания другим и несчастья всему миру. Я хочу быть противоположной силой. Я хочу быть силой, которая действительно служит добру».
Колтрейн стремился к своей цели как истинный трудолюбивый джазмен, рожденный музыкальной традицией, он звонкой монетой оплатил свои взносы в роли сайдмена, освоил азы лидера, работающего преимущественно с бессловесной музыкой, чтобы донести до слушателей свое, предначертанное ему Богом послание.
За свою жизнь Джон выпустил несколько десятков альбомов, некоторые из них получили статус пятизвездочных, классических: «Blue Train», «Giant Steps», «My Favorite Things», «A Love Supreme».
Всё то, чего Колтрейн достиг за весьма короткий срок, в известной степени, объясняет то отношение и ту преданность слушателей, которая предопределила его статус в качестве святого.
Джазовый журналист Нат Хентофф, который брал интервью у Колтрейна, отмечал: «К тому времени, когда появился хит «A Love Supreme», Трэйн затронул такую духовную струну в стольких слушателях, что люди начали думать о нем как о человеке за гранью человеческого. Я думаю, что это не верно. Он был таким же человеком, как вы и я, но он был готов больше и упорнее работать, делать все то, что кто-то должен делать, чтобы преуспеть. Истинная ценность того, что сделал Джон Колтрейн, заключалась в том, что то, чего он достиг, он сделал именно как человек».
Колтрейн умер в середине поисков, заявив Нэту Хентоффу в конце 1966 года:
«Этому никогда не бывает конца... всегда есть новые звуки, которые можно вообразить, новые чувства, которых можно достичь. И всегда есть необходимость продолжать очищать эти чувства и звуки, чтобы мы действительно могли увидеть то, что мы открыли, в чистом виде. Чтобы мы могли все яснее видеть, кто мы такие... мы должны продолжать чистить зеркало».
Не многие стремились к такому же очищению духовного зеркала, а главное, благодаря своему творческому процессу достигли его. И тем более немногие искали так глубоко, так последовательно, добиваясь такого глубокого успеха, как Колтрейн. Еще меньше людей закончили свой жизненный путь так же, как и начинали: каждый день бросая вызов себе, привычной традиции, своим преданным почитателям.
Имя Колтрейна продолжает звучать в современных средствах массовой информации, упоминается в телевизионных шоу, голливудских фильмах. На голливудской киностудии Universal Studios есть улица, названная в его честь, рядом с музыкальным архивом Universal Music archives, где хранятся многие из его оригинальных записей. Лейблы звукозаписи продолжают открывать и делать доступными широкой аудитории музыку Джона Колтрейна: недавно обнаруженная вторая любительская запись под названием «A Love Supreme: Live in Seattle» была выпущена в 2021 году.
Посмертные почести продолжают «оживлять» память о Колтрейне: в 1995 году Почтовая служба Соединенных Штатов поместила Колтрейна на памятную почтовую марку. В 1997-м — он был удостоен премии «Грэмми за пожизненные достижения». В 2001 году Национальный фонд искусств включил «My Favorite Things» в свой список из 360 песен века. В 2007 году Колтрейн был удостоен Пулитцеровской премии в качестве специальной награды за многолетнюю инновационную и влиятельную работу.
Ценность Колтрейна сегодня заключается в его непреходящей роли в качестве образца артистической жертвенности и духовного предвидения, в его оригинальном голосе, который возглавляет пантеон афроамериканских культурных героев. Вдохновение, которое продолжает вселять его наследие, по-прежнему, остается объединяющей силой ценителей джазовой музыки.

CODA

Исследование творчества Колтрейна оказалось настолько увлекательным, что я не смог, отметив тончайшие движения души музыканта, не положить результаты моих находок на «бумагу» и поделиться с вами, мои уважаемые друзья. Книга «Всевышняя любовь Колтрейна» в открытом доступе по ссылке: 
https://author.today/work/273901