Прогулка в xix век по Невскому

Артём Бордесар
И ПУШКИН ЧАСТО ЗДЕСЬ БЫВАЛ

Когда-то Невской перспективой,
Её красой неприхотливой,
Её двуликою душой
Величием и суетой
Великий Гоголь был сражён.
Ах, сколько видел он персон,
Купцов, вельмож и ротозеев,
Злых гениев, и лицедеев,
Красавиц, полных обаянья,
Когда ломается сознанье
И всё несётся кувырком,
И крышей вниз поставлен дом.
Построенные в долгий ряд,
Кареты с лошадьми стоят,
А тротуар качнулся резко
И полетел с людьми на Невском,
Что был всегда неповторим,
Служа прибежищем для Света.
И были неразлучны с ним
Адепты творчества – поэты,
Писатели, апологеты
Искусств – спецы и дилетанты,
Художники и музыканты.

И Пушкин часто здесь бывал.
Как на свиданье, как на бал,
По Мойке устремлялся он,
Попутно забежав в Талон,
То в типографию Плюшара,
То – как на базу антиквара –
Шёл в лавку Слёнина Ивана,
То в дом Олениных, где Анна
Оставила на взлёте лет
На сердце гения свой след.

МОТИВ СТОЛИЧНОГО УКЛАДА

Поёт гармония фасадов
Домов доходных и дворцов.
Как незатейлив, и суров
Мотив столичного уклада!
Здесь без конца стучат копыта
И кони ржут на мостовой,
И, неизменно, ездовой
Кричит «Поберегись» сердито.
Шикует транспорт всех сортов:
Кареты с золотом гербов,
Где в треуголках и ливреях
Красуются камер-лакеи,
Ландо и тройки с бубенцами,
Английские возки с зонтами,
Коляски щегольские, конки,
И раздаётся голос звонкий
Форейтора, где кони цугом
Везут рыдваны почтарей,
И всё несутся друг за другом
Возки и фуры всех мастей.
Иду по Невскому незримо,
Повсюду мельтешит народ.
А гулкий век проходит мимо,
Пронизанный капризом мод.
Плывёт по Невскому в каретах
Изысканность Европы всей,
Аксессуары всех мастей –
Цилиндры, трости и лорнеты,
Плывут, сойдясь на мостовой,
Боа с ротондой меховой,
Бекеши, фраки и полето,
И с рединготами жилеты.

ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ВРЕМЯ КОРОТАЛ

Душе божественный бальзам…
По чьим ступаю я стопам?
Окрест проспекта и на Невском
В домах доходных – Гончаров,
Катенин, Гнедич и Крылов,
Шедевры создавали с блеском
На ниве праведных трудов.
Свой яркий проявляли гений
На Невском Тютчев и Тургенев –
Как знать, – не ездил ли в ландо
Он здесь с Полиной Виардо,
Что проживала здесь когда-то,
Когда любил, когда страдал,
И счастлив был, и изнывал,
Храня надежду в сердце свято.
Уж ты то знаешь, Мельпомена,
Как трудно вырваться из плена
Любви, пронзающей до тла,
И наши души, и тела.

Внедряя опыт гувернёрский
На поприще житейских дел,
Апартаментами владел
В Аничковом дворце Жуковский,
Где Пушкин часто тосковал,
С супругой приходя на бал2).
Не раз пересекались с Невским
Панаев, Гоголь, Достоевский.
В любые месяцы и годы
Проспект притягивал народ.
И пусть божественные своды
Сияли холодом красот,
Здесь каждый время коротал.
Для всех – незыблемый причал,
Он был как пристань, как ковчег, –
Не только Бакст и Добужинский –
Здесь мог гулять Дидло с Кшесинской,
Перешагнув всего лишь век.

НА РАУТАХ БЛИСТАЮТ СВЕТСКИХ

Как на ладони, предо мной
Проспект, переступивший век,
Не останавливая бег,
Домами выстроенный в ряд,
Как двести лет тому назад.
Блистая лоском прежних дней,
Архитектоникой своей,
Он представлялся тем же свету,
Хоть и отброшены, как в Лету,
Названья улиц примыкавших,
Домов, на твердь земную ставших,
К проспекту в профиль, и в анфас.
Но как постигнуть и сейчас
Тот аромат неуловимый,
Как воспринять тот дух незримый?

В кругу привычном отобедав
И в заведении Лареды
Уже отведав бланманже,
Идут Тургенев и Жуковский
Туда, где ждёт их Грибоедов
С соседом Сашей Завадовским
В кофейню «Вольф и Беранже».
Ужели здесь и Пушкин где-то
Сидел за столиком с газетой
Среди знакомых и друзей
За чашкой кофе или чая
Непринуждённо обсуждая
События текущих дней?
Ужель сюда, на самом деле,
Поэт зашёл перед дуэлью,
И где-то, как на лобном месте,
Сидел, блюстя законы чести,
До появления Данзаса,
Когда осталось меньше часа?

На раутах блистают светских
Аничков, Строганов дворец
И Белосельских – Белозерских…
Здесь каждый – явно образец
Определённого порога
Градостроительных идей,
Где классицизм смирял барокко
Известной строгостью своей.

Я, словно гость из преисподней
В преддверии иных времён,
Вошёл в то время, и сегодня
Воспринимаю всё, как сон.
Стоят ливрейные лакеи
У раззолоченных дверей.
За вернисажем в галерее
Хрусталь и тысячи свечей
Горят пожарами во взорах.
Круженье пар. Блестит паркет
В искусно сложенных узорах.
Сегодня здесь вся знать, весь Свет, –
Гусары, в бальных туфлях франты,
Творцы летучих эпиграмм.
Блеск эполет и аксельбанты –
Особая приманка дам,
Статс-дамы, фрейлины, корнеты.
В пенсне – камергер-острослов
С княгиней знатною с лорнетом –
Любимцы ломберных столов.

Вновь вдоль Казанского собора
Перемещается народ.
У Строганова гости в сборе –
Обед торжественный грядёт.
Салон Оленина. На чтеньях,
Смирясь с погодой предосенней
Сегодня Вяземский, Крылов,
Кипренский, Гнедич, Карл Брюллов.
Но кто-то – с верой христианской
Своё пристанище нашёл
В пространстве кирхи лютеранской,
В церквях армянской и голландской,
А кто-то предпочёл костёл.

ЛИКУЕТ ЭНГЕЛЬДГАРДТА ДОМ

Ликует Энгельдгардта дом.
Его толпа атаковала
И пробивается с трудом
В филармоническую залу.
Здесь тьма народа постоянно,
Сегодня Лист концерт даёт,
Его здесь ждут два фортепьяно…
Прыжок пружинистый, и вот –
Он на эстраде, в центре зала.
Таких оваций не бывало
Здесь с незапамятных времён.
Отвесив зрителям поклон,
Он тут же, словно в лихорадке,
Срывает белые перчатки,
Бросает под рояль, садится,
И мерных звуков пастораль,
Рождая муку и печаль,
Звенящим ручейком струится
Под сенью зыбкой листопада,
Сходя на грохот канонады.
Концерт отточен филигранно,
И в первой части завершён.
Под гром рукоплесканий он
Идёт к другому фортепьяно,
Являясь каждый раз лицом
К одной из половинок зала.
И вновь аплодисментов гром
В момент прощального финала.

Стенает город, веселится,
Звучат, ликуя, голоса.
В мольбе изменчивые лица
Вздымают взор на небеса.
И слово трепетное вьётся
Вокруг столицы с давних пор,
Где мысль бесплотной лавой льётся
Ведя с душой извечный спор.

   
Примечания

1.Талон - ресторан на Невском пр.15 до 1825 г.
2.Типография А.Плюшара на Невском пр.15, 19 век.
3.Книжная лавка И.Слёнина на Невском пр.31 (1823-1829 г.)
4.Упомянутая в доме Оленина Анна - его дочь.
5.Тургенев в тексте упоминается дважды- сначала это Иван Сер-
  геевич, а затем - Ал-др Иванович - автор "Хроники русского".
6.Лареда - кондитерская в начале Невского 19 в.
7.Концерт Листа в конце поэмы состоялся 8.04.1842 г. Приве -
  дённый сюжет был описан в прессе В.В.Стасовым.