Полтава-А. С. Пушкина-глубина предательства

Елена Сударева 2
Два дня назад села я перечитывать поэму Александра Сергеевича Пушкина «Полтава»(1828-1829). Давно в руки не брала этот текст. Читала как в первый раз, с увлечением. А сегодня 8 июля узнала о годовщине Полтавского сражения, о чём и думать не думала - совпало. И решила написать.

Странное чувство возникло у меня после прочтения. Словно со дна, из глубины стало подниматься оно в душе. Эта поэма написана вовсе не о предательстве одного героя, Мазепы. А по меньшей мере троих, которыми так часто движут гордыня, месть и страсть.

Несомненно, стремится к власти гетман Украйны Мазепа и ловит мудрым старческим слухом, как «Украина глухо волновалась, давно в ней искра разгоралась…»* И выжидает терпеливо, когда ж пробьёт желанный час и он сбросит власть Москвы, Русского царя и сам сядет на трон: «Издавна замысел ужасный взлелеял тайно злой старик…»

Издавна - это когда? Когда в душе своей замыслил Мазепа предательство Русского царя, которому присягал на верность?

Накануне Полтавского сражения он в разговоре с другим изменником, своим приближённым, Орликом откроет тайну сжигающей его ненависти к Петру:

«Нет, поздно русскому царю

Со мной мириться невозможно.

Давно решилась непреложно

Моя судьба. Давно горю

Стеснённой злобой. Под Азовом

Однажды я с царём суровым

Во ставке ночью пировал…

Я слово смелое сказал.

Смутились гости молодые -

Царь, вспыхнув, чашу уронил

И за усы мои седые

Меня с угрозой ухватил.

Тогда, смирясь в бессильном гневе,

Отмстить себе я клятву дал;

Носил её как мать во чреве

Младенца носит. Час настал.

Так, обо мне воспоминанье

Хранить он будет до конца.

Петру я послан в наказанье;

Я тёрн в листах его венца…»

Поэт открывает нам основной исток предательства Мазепы: не мысли об Украйне, о её народе, не жажда власти и богатства толкают его на измену, а собственная жгучая обида, гордыня и месть.

Но есть ещё один герой в поэме Пушкина, который предаёт из мести, хотя и сам потом будет предан и казнён за то, что напишет донос Русскому царю на Мазепу. Это его бывший соратник, друг, а теперь злейший враг - Кочубей. Именно его дочь Марию, свою крестницу, влюбил в себя жестокий старик Мазепа, очаровал и сделал своей наложницей. И теперь опозоренный отец пытается отомстить ему за оскорбление.

Кочубею давно были известны настроения Мазепы и его истинное отношение к Москве:

«Так было сердце Кочубея

В то время предано ему.

Но в горькой злобе свирепея,

Теперь позыву одному

Оно послушно служит; он голубит

Едину мысль и день и ночь:

Иль сам погибнет, иль погубит -

Отмстит поруганную дочь».

Вовсе не политический мотив и не желание открыть Русскому царю правду о предательстве гетмана движет Кочубеем в его доносе на Мазепу - это месть за честь его дома, его дочери, за его собственную честь.

Но есть в поэме Пушкина ещё один нежный, прелестный предатель, который падёт несчастной жертвой своей измены, - это сама Мария:

«Мария, бедная Мария,

Краса черкасских дочерей!

Не знаешь ты, какого змия

Ласкаешь на груди своей...

Соблазном постланное ложе

Ты отчей сени предпочла...»

Не может проститься в мире поэмы Пушкина предательство родителей и домашнего очага. Мария сходит с ума, узнав о гибели отца, не выдержав ужаса, в который вовлекла её собственная слепая страсть к Мазепе.

Примечательно, что Мазепа во время подготовки заговора против Москвы, перед казнью Кочубея, делает Марию по сути своей единомышленницей. Скрывая готовящуюся казнь ее отца, Мазепа рассказывает ей о будущем выступлении против Москвы, и она, ослеплённая страстью, принимает эту весть с восторгом:

«О милый мой,

Ты будешь царь земли родной!

Твоим сединам как пристанет

Корона царская!»

Через сто лет лишь «мхом поросшие ступени гласят о шведском короле» (Карле XII). Никто уже не сыщет могилы ни предателя Мазепы, ни «преступницы» Марии... Однако сохранилась могила её родителей - Кочубея и его жены, где почил прах двух страдальцев, по выражению поэта. Да сквозь время реет гигантская фигура Русского царя Петра Первого:

«Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе».

8 июля 2023 года, Москва

Дополнение:

Во время чтения «Полтавы» я была так увлечена, что не могла «отвлекаться» на изучение «Примечаний А.С. Пушкина». Однако потом взяла и все их внимательно прочитала. Дословно цитирую примечание 15:

«ЕЗУИТ ЗЕЛЕНСКИЙ, княгиня Дульская и какой-то болгарский архиепископ, изгнанный из своего отечества, были главными агентами Мазепиной измены. Последний в виде нищего ходил из Польши в Украйну и обратно».

*Здесь и далее цит. по: А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том второй. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. М., "Художественная литература", 1986.

**Иллюстрация Владимира Серова (1910-1968) - разговор Марии и Мазепы к изданию поэмы "Полтава" А.С. Пушкина, 1929 год.