Санаторий в семьдесят лет

Винрас
               
   После последнего посещения санатория в сорок пять в середине девяностых особых проблем со здоровьем не испытывал. Рубеж шестидесяти лет проскочил, практически не заметив. Про здоровье не забывал – каждый год полторы-две недели голодал, очищая организм, что позволяло мне обходиться без лекарств. Не забывал и про турник, сделанный дома в коридоре. В зависимости от состояния мышц без напряжения подтягиваюсь десять-пятнадцать раз, что весьма неплохо для моего юного возраста. Более или менее регулярно делал зарядку. Но уже на подходе к семидесяти годам стали появляться небольшие тревожные звоночки.
Как-то чаще стали вспоминаться первых две строчки песни мушкетёров:
«Опять скрипит потёртое седло
И ветер холодит былую рану»
   А их за годы жизни накопилось немало. И это при том, что я ничем не болею, хронические заболевания отсутствуют. Стало ясным, что пора заняться своим здоровьем даже в целях профилактики вследствии юности возраста. Супруга, посмотрев на меня, сказала: «Вижу, что недели отдыха тебе будет мало». И отправила меня на десять дней в санаторий, со словами: «Твоё здоровье – это моя жизнь».
   На приёме у врача выяснилось, что я абсолютно здоров, отклонения от нормы отсутствуют, давление, как у космонавта. Но, как говорится, был бы человек, а болезнь найдётся. Врач прописал мне общие солевые ванны, гидромассаж, общий массаж позвоночника, импрегнации позвоночника, оборачивание лечебным одеялом, дыхание солью в пещере, фиточай из настоя алтайских трав с кислородным коктейлем и лечебную физкультуру.
   На лечебной физкультуре ощущал, что мне уже довольно затруднительно выполнять предлагаемые упражнения. Впервые почувствовал как в сочленениях суставов кости трутся друг о друга насухо, без смазки, что радости не принесло. Женщина, ведущая занятия, сначала удивлялась моим трудностям. Но, посмотрев мою лечебную карту, где указан возраст, сказала с удивлением: «А Вы, оказывается, действительно дедушка».  Ведь я выглядел лет на десять моложе своего паспорта,  только короткая причёска на голове состояла хоть из густых, но почти полностью седых волос. Все упражнения сопровождал шутливыми комментариями, и, после моего завершающего занятия, ведущая сказала: «Нам Вас будет очень не хватать, с Вами было весело».
   Была ещё одна проблема – более десяти лет не загорал, тело стало практически белым. Но, используя свой метод постепенного наращивания времени пребывания на солнце утром и вечером, когда лучи наиболее богаты ультрафиолетовым спектром, добился коричневатого цвета кожи. Тут вспомнился армейский опыт Забайкалья, когда солдаты «царских войск» (прозвище стройбатовцев на родине атамана Семёнова в посёлке Елизаветино в конце шестидесятых-начале семидесятых) работали обнажёнными до пояса и ловили сильный красный дневной загар на жарком летнем солнце этих мест со всеми вытекающими. Да и погода была прекрасной – за десять дней отдыха только один раз прошёл короткий летний тёплый дождь.
   Процедуры заканчивались до обеда. После обеда купался в реке Солоница, поскольку вода там целебная, почти что солевые ванны. Попробовал пару раз кататься на велосипеде из проката, но вынужден был отказаться от данного занятия. Ведь на эти велосипеды без слёз не взглянешь, про удовольствие катания на них воздержусь от комментариев. Каждое утро делал зарядку. Трижды в день обязательно подходил к турнику для поддержания тонуса мышц рук и плечевого пояса. Ограничился пешими прогулками – в день проходил не менее десяти километров. Это тем более полезно, поскольку санаторий расположен в лесном массиве в пяти километрах от трассы. Организм буквально впитывает в себя этот чистейший свежий воздух, насыщенный самыми полезными отрицательными ионами. Там есть одна интересная тропа – по одну её сторону лиственный лес, по другую – хвойный.
   В столовой санатория был шведский стол с простой здоровой вкусной пищей. Это хорошо, когда у тебя есть возможность выбора. Рядом со столовой была довольно приличная библиотека с открытыми стеллажами книг, при которых стояли удобные кресла со столами в уровне колен. Достаточно много времени проводил там, слыша доносившиеся сквозь окна звуки музыки дискотеки, начинавшейся в девять вечера. Летом дискотека проводилась на достаточно просторной крытой веранде. В связи с тем, что сам был года три-четыре в свободное от работы время диск жокеем лет сорок назад, посещение этого мероприятия интереса у меня не вызывало. Как и репертуар вкупе с качеством звука.
   Да и возраст уже не располагал к этому. Тем не менее весьма много юных ковбоев и молодых леди возраста за пятьдесят ходили на дискотеку, чтобы подвигаться. Ведь основной контингент санатория - больные люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. И низкочастотный спектр звуков музыки побуждал их к движению.   
   Довольно часто общался с одной парой лет на тридцать меня младше, Ефимом и Евгенией. Узнав, что я иногда пишу, Евгения спросила, есть ли у меня лирика. Я ей предложил для начала «Прелюдия к вершине любви» - эротика без пошлости и «Любовь нечаянно нагрянет…». Это было написано мной накануне 70-летия, после чего решил, что ряби страстей пора уже успокоиться на водной глади бассейна моей жизни. Евгения, взяв мобильник и принявшись за «Прелюдия …», сказала, пробежав первые строчки, отвернувшись: «Её я буду читать одна …». На следующий день, прочитав «Любовь нечаянно нагрянет…», отметила, что эта Love story её потрясла.
   Как-то после завтрака мы просто сидели за столом и разговаривали. На один из своих вопросов Евгения получила мой ответ: «Я нахожусь в том юном возрасте, когда могу абсолютно спокойно сказать о том, что согласие женщины меня уже пугает. А, если и нет, то на женщин времени жалко, денег тем более, хочется уже покоя». Минуты две, пока говорил, она от души смеялась, но на моём лице при этом не было даже тени улыбки. Ефим, так же улыбаясь, спросил с подвохом: «А Вы, случайно, в детстве евреем не были?», на что был получен мой ответ: «Возможно …». Общаясь с ними, мы могли о многом говорить с взаимным интересом, хоть и поколения разные.
 По окончании лечения при выписке врач записала в обратном талоне «самочувствие хорошее», результаты лечения – «без перемен». Профилактика организма была проведена успешно. С чувством удовлетворения от выполненного и хорошо отдохнувшим я уехал из санатория.