Кострома

Виталий Кулик 77
Кострома (год первого упоминания в летописях – 1152, население около 270 тыс. человек) – город и речной порт в верховьях Волги, административный центр Костромской области.
Город славен своим прекрасно сохранившимся ансамблем в стиле классицизма XVII века в центре города, а также оригинальной планировкой оного центра – все центральные улицы лучами сходятся к главной площади города.
Примечателен памятник Ленину в центре города, рядом с красивым парком.
Сразу бросается в глаза непропорциональное сочетание помпезного постамента и самой фигуры вождя. Да, как выясняется – основа постамента это незаконченный из-за Первой мировой войны и революции  мемориал в честь 300-летия дома Романовых.
В 1924 году на нём была бетонная статуя Ильича, в 60-х годах заменённая на бронзовую.
Ну а уже в наши дни рядом со статуей был восстановлен православный собор.
Теперь, как и в городе Лиски Воронежской области, вождь мирового пролетариата показывает гражданам дорогу к храму!
Такой вот скульптурно-архитектурный оксюморон.

По самой распространённой версии, Кострома – наверное, единственный относительно крупный город страны, названный в честь языческого божества. («кострома» - это ритуальная соломенная кукла, которую традиционно сжигали славяне во время весенних празднеств. Аналог Масленицы.)
Противники этой версии, правда, утверждают, что ничего подобного – город назван в честь реки Костромы. На вопрос, а в честь кого или чего была названа река, сторонники этой версии почему-то отводят глаза и начинают что-то задумчиво бормотать.
Ситуация один в один, как с городом Коломной Московской области – там вообще пара десятков версий названия, одна из них – город назван в честь реки Коломенки.
Реку же Коломенка, как говорят знаткие люди, назвали в честь города Коломна, раз уж он приключился рядом. Гениально. Топонимическая рекурсия во всей красе.

Ну, а вообще, до XIX века река Кострома называлась – Вассея. (Почти Рассея).
Так что тут всё с точностью до наоборот. Реку стали постепенно называть в честь города.

Кострома издревле славилась как город умельцев и центр мануфактур.
Подтверждаю – кое-что из этого сохранилось и поныне – большое количество магазинов, торгующих изделиями из костромского льна, такое же обилие сырных лавок и даже всамделишный Музей Сыра – на входе в который стоит в качестве часового-унтерофицера внушительного вида гипсовая корова! Ну а сам музей, надо полагать, украшен не только табличками «Руками не трогать!» но и «Экспонаты не грызть!»
Специфика-с.

На Кострому у меня было около 5 часов – приехав на поезде в 6 утра, уже в 11 часов я улетел на прекрасном Ан-26 из Костромы в Санкт-Петербург.
Вообще, основной повод визита был достаточно печальным.
Дело в том, что в рамках проводимой повсеместно «оптимизации» вслед за Архангельском, Белгородом, Астраханью, Курганом и ещё некоторыми областными центрами в городе с 1 июля этого года верные последователи дела Бориса Синего и Владимира Счастливого во власти закрыли троллейбусное сообщение.
Мотивировка – «транспортная реформа», истинная причина – «денег нет, а вы там держитесь.». В итоге город лишился статусного вида транспорта.
Взамен ему власти закупили (якобы) новые автобус ЛиАз – пусть они и низкопольные, и с валидаторами «всё как у больших», но – надо ли объяснять, чем транспорт с выхлопами (пусть и менее вредными, чем раннее – т.к. газомоторный ход)  отличается  от экологически безупречного электричесткого?
Развитой капитализм, мать его ети…
Ну и – естественно, а как иначе! – введение нового автопарка привело к повышению стоимости проезда, а так же к часовым перерывам в движении автобусов.
Всё для людей…
Единственным плюсом реформы стало то, что вместе с троллейбусами с улиц города также исчезли кошмарные ржавые ПАЗики, которые придавали улицам города в отдельных местах совсем уж кишлачно-азиатский вид.

Ну а мы, за три с лишним недели до конца костромской троллейбусной истории, в последний раз прокатились по некоторым троллейбусным веткам, в том числе и по мосту через реку Волгу.

Ушедший вдаль бело-синий троллейбус грустно помахал нам напоследок своими рожками и отбыл в даль. Прекрасное далёко в лице алчных правителей оказалось весьма даже жестоко по отношению к нему.
***
Ну и – забавное из визита в город на букву К.
Прогуливаясь по красивому и (по времени) абсолютно безлюдному центру города узрел народный поэт рядом с памятником основателю города тов. Долгорукому  новодельный, в стиле пресловутых скульптур с ул. Вайнера в Екатеринбурге, памятник «Костромичу-умельцу» (Кострома славилась своими ремесленниками, в том числе ювелирами).
В руках бронзовый мастер держит колечко, натёртое до блеска.
В сопроводительной табличке к скульптуре пояснялось, что (ну, конечно же!) – тот счастливец, кто догадается потереть это самое колэчко – тут же обретёт финансовое благополучие.

Штош. Посмеялся тов. поэт, потёр колечко ради смеха.
И отправился гулять далее.
И что же вы таки думаете?
Проходит 20 минут (не 20 часов и даже не 2 часа) и у берега великой русской рэ Волги, рядом с бывшим дебаркадером, который граждане дельцы превратили в злачное место – а именно в какой-то пафосный ресторан (в 8 утра, понятное дело, уже закрытый) , нахожу я щедро разбросанные нетрезвой дланью загулявшего кутилы (хотя возможно и – закутившего гуляки) две тысячи восемьсот пятьдесят рублей в валюте Российской Федерации.
Благо, погода была безветреная, купюры не улетели в воду, а дождались нового владельца.
Таким образом я тут же почти «отбил» потраченные на поезд Екб-Кострома деньги.

Ну что тут сказать, друзья? Схема с колечком-то – рабочая!
Приезжайте в Кострому!

П.С. Пролетая вдоль Ладожского озера, лицезрел тов. поэт устье реки Волхов, а также исток Невы. После же – через несколько часов оказался в устье Невы (Финский залив), а через несколько дней – у истока Волхова (оз. Ильмень).
Преемственность.
Но о ней – в следующий раз.