Лермонтов. От высоких небес до глубоких ущелий

Александр Сергеевич Трофимов
Краткое исследование с аналитикой.

Портрет работы барона Д.П.Палена, Лермонтов, 1840 г.

«Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно».
Из журнала Печёрина

«Разобраться с жизнью непростой
Даже самым умным не под силу:
На плече на левом - чёрт с хвостом,
А на правом ангел белокрылый».  А.Трофимов

Если театр начинается с вешалки, то первые впечатления, а может, и самые яркие,
остаются с первого взгляда, с первого знакомства.
«У вошедшего была гордая, непринуждённая осанка, средний рост и необычайная гибкость движений, — вспоминает о Лермонтове автор лучших его переводов на немецкий, писатель и поэт Фридрих Боденштадт. «Вынимая при входе носовой платок, чтобы обтереть мокрые усы, он выронил на паркет бумажник или сигарочницу и при этом нагнулся с такой ловкостью, как будто он был вовсе без костей, хотя, судя по плечам и груди, у него должны были быть довольно широкие кости. Гладкие, белокурые (странно??, А.Т.), слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза, казалось, вовсе не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого офицера».

«Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе... Это не отвлеченная мысль... Раздумье Лермонтова — его поэзия, его мучение, его сила…  Слова: «глаза его не смеялись, когда он смеялся» (о Печорине) — действительно применялись к нему (Лермонтову)… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба…» - А.И. Герцен. 

«Большинство современников вспоминали о Лермонтове совсем не как о романтическом красавце: маленького роста, коренастый, в шинели, которая ему не по размеру, с большой головой и седой прядью в черных волосах».    К.Сарычева, «Арзамас».

Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н.Толя. На том месте  ему поставлен памятник.
Мать рано умерла. Его воспитывала, обучала,  образовывала бабушка  Е.А. Арсеньева  из старинного дворянского рода Столыпиных*. Она забрала сына  у неблагополучного отца на  воспитание до 16 лет. Откупилась.
После смерти дочери души во внуке не чаяла, а он был болезненным мальчиком с неуживчивым  характером.  Возила на Кавказ лечить. Не жалела денег на педагогов. И уже взрослого снабжала деньгами. (Со слов кисловодского экскурсовода,  выделяла ему ежегодно по десять тысяч при его годовом жалованье в 250 рублей). 
Будучи глубоко верующей  приобщала Мишеля, как она его звала, к  православию. Но воцерквлённым он не стал. Это, вероятно, было обычным для молодых офицеров.

Почувствовав в нём литературный дар, бабушка определила  внука в университетский пансион, а после его окончания он поступил в Московский университет, где успешно проучился два года до их переезда в Петербург.  Благодаря её стараниям маленький «гадкий утёнок»  стал выдающимся литератором России.   Лев Толстой сказало нём:: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».  Но  в Петербурге Лермонтов университетское образование не продолжил, а пошёл в юнкерскую школу. А у него были данные стать и выдающимся художником!

Сразу после гибели Пушкина Лермонтов написал слишком вызывающее и очень резкое, оскорбительное и не совсем справедливое по отношению к царю и власти  стихотворение «Смерть поэта».*  Царь его не простил.
За этот безрассудный поступок корнет  Лермонтов был сослан в Грузию на службу в армии. Но по дороге он сильно простудился, и ему разрешили лечиться на водах в Пятигорске и Кисловодске, где он пробыл до осени.
Эта ссылка благодаря заступникам реально стала странствием по Кавказу и Закавказью: от Дагестана и Азербайджана до Тамани и Грузии. В январе 1838 года после разрешения свыше Лермонтов вернулся в Петербург.  О льготах и разрешении вернуться очень пеклась бабушка. В ходатайствах принимал участие и Жуковский. К тому же за Лермонтова была и императрица.
В декабре 1840 года уже произведённый в поручики за дуэль  с сыном французского посла (а дуэли были запрещены) он был опять отправлен  на Кавказ, но уже на фронт.

Но и на войне он был талантлив.  За боевые заслуги и храбрость  представлен к ордену и золотому оружию. Успешно участвовал и в известном по его стихотворению и картине сражении с чеченцами на реке Валерик. Но Николай Первый вычеркнул его из наградных списков и отказал в просьбе об увольнении. Он не любил Лермонтова и  приказал: с «фрунта» не отпускать.
«Командуя отрядом из ста казаков-«охотников», сотней состоящей из людей «всех племен и верований, встречающихся на Кавказе», Лермонтов, как вспоминали, сумел привязать их к себе, «совершенно входя в их образ жизни. Он спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода», находя в этом своеобразное удовольствие» (из Материалов  Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова).
Подполковник генерального штаба Лев Рассильён без симпатии, но так образно, написал о Лермонтове: «Лермонтов собрал какую-то шайку грязных головорезов, они не признавали огнестрельного оружия, врезались в неприятельские аулы, в партизанскую войну. Он нигде не мог усидеть, вечно рвался куда-то…, носил красную рубашку…, которая... гляделась почерневшей из-под вечно расстегнутого сюртука,  который он носил без эполет. Гарцевал Лермонтов на белом как снег коне, на котором молодецки заломив белую холщовую шапку (она на рисунке Палена, А.Т.), бросался на чеченские завалы».
Но это лишний раз подтверждает его одарённость — по словам Ларошфуко,  самое причудливое безрассудство бывает обычно порождением самого утончённого разума.

Ни вином, ни женщинами не увлекался, хотя был из гусаров. С женщинами у него не ладилось.  Даже незаконных детей не заимел. «Был довольно некрасив и очень страдал от этого. (К тому же хромал. В юнкерской школе лошадь раздробила ему ногу. А.Т.)  Ни одна из женщин его при жизни не любила, да и сам он относился к женщинам, в основном, насмешливо или враждебно» (Гр.Климов). 
 
В Пятигорске есть дом-музей Лермонтова, мазанка под камышовой крышей, где он два месяца до дуэли жил вместе с родственником и близким другом А.А.Столыпиным. 
Домик маленький, но с видом из окон на Эльбрус и Машук.  Три комнатёнки с   низкими потолками. Одна у Столыпина, две у Лермонтова. В одной он спал  на походной кровати. В соседней, в кабинете, работал: писал и рисовал.  В небольшом закутке — буфетная. В подвале -  кухня.   А во дворе были конюшня (с парой его лошадей) и ледник. Кроме камердинера и конюха имел повара. Снимал и квартиру в Железноводске,  в 12 км от Пятигорска, где принимал ванны. В быту был неприхотлив.
Но любил поесть и ел помногу. «Глупец кто жил чтоб на диете быть». Но культа из еды не делал. Отправляясь «по казенной надобности»,  в придорожной гостинице мог довольствоваться тарелкой щей и жареным фазаном. 
Любил дружеское застолье и был радушным и гостеприимным хозяином. В Царском Селе у него можно было застать «пир горой», где принимали «с распростертыми объятиями»  (из Материалов  Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова). 
Последний праздник он организовал с друзьями перед дуэлью, в Пятигорске, в гроте Дианы.

Может быть, в любви к Кавказу сказалось его наследственное шотландство по отцу, и схожесть его первых стихов с байроновскими  была не случайной?
Байрон провёл детство в гористой Шотландии, тоже хромал и рано умер.  Может, после смерти его дух вселился в десятилетнего Мишеля?  Кто знает?
«У  Байрона, отец, мать и дед по матери покончили самоубийством – и у Лермонтова
дед по матери покончил самоубийством. Те же симптомы.
Смерть Лермонтова и смерть Байрона, с точки зрения психоанализа – это, своего рода, подсознательно подстроенные самоубийства», так считает Г.Климов.

О том, что судьба Лермонтова была предопределена демоном самоуничтожения,
свидетельствуют знакомые с ним, с его биографией и творчеством. Многим виделся в нём богоборческий элемент .
Гоголь считал, что в поэзии Лермонтова преобладает демонизм, и заметил, что «никто еще не играл так легкомысленно с своим талантом и так не старался показать к нему какое-то даже хвастливое презренье, как Лермонтов».
По мнению русского религиозного мыслителя  В.С. Соловьева, «религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало», но все-таки уступало «злому началу».
Наш современник проповедник и телепублицист протоиерей Андрей Ткачев тоже считает, что Лермонтов был  «...отравлен демоническими мотивами, и горд, и двусмыслен, и неспокоен».

Вот как Лермонтов представлял своего Демона:
«Я тот, чей взор надежду губит. Я тот, кто никого не любит… Я  бич рабов моих земных. Я царь познанья и свободы…»
Но какие он, «демонический», создавал заоблачные произведения! 

При жизни вышел только один сборник стихотворений и дважды  «Герой нашего времени». Часть произведений, в т.ч. «Демон», в России были запрещены.  Издавали за рубежом. Но несколько посмертных изданий до двадцатого столетия было и в России. Со стихами проще, они публиковались в журналах.
Жуковский назвал его гением стихотворного слога и  создателем русского литературно-разговорного языка. (Русским языком  с ним вплоть до 1830 года занимался преподаватель  Московского университетского пансиона Алексей Зиновьев, ставший  и его первым читателем).

От двадцатишестилетнего Лермонтова, он погиб 15 июля (по старому стилю) 1841 года, остались на века великолепные  поэмы и проза,  мастерские стихи, ну и конечно, одни из самых известных из них: про купца Калашникова, Бородино, Кавказ и романсы.
О его творениях очень хорошо отзывались маститые литераторы.

Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой... Лермонтов был снабжен всеми данными для того, чтобы сделаться великим художником… Н.В. Гоголь

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять,… как мог он будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!  А.П.Чехов.

Все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!… Ф.М. Достоевский.

Он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, ему было подвластно… А.А. Ахматова.

Лермонтов обладал большой личной духовной нравственной свободой внутри николаевской несвободы...
Помимо других бесспорных литературных и нравственных достоинств, лермонтовская черта — восприимчивость к многим культурам и народам, к людям, независимо от национальной принадлежности... От иностранцев я слышал не раз, что Лермонтов им дороже всех русских поэтов.  А.И.Солженицын.

Немало лестных слов и от других почитателей. 
И написанное им затмевает всё  — и недостатки и ошибки, и достойные уважения человеческие качества.
 
Примечания

* Михаил Юрьевич Лермонтов и великий государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин - троюродные братья.


* Отрывок из «Смерть поэта»

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!