От Староконюшенного до Нащокинского переулка

Юрий Сенин 2
В субботу ходил в гости. Вообще-то, мне сейчас не до гостей, но тут отказать я не мог, а история такая:
Есть у меня сосед, он мурманчанин. Точнее, он из-под Херсона, но после мореходки уехал на Севера, да так всю жизнь там и проконопатился. По разговорам, кем только не был, а закончил капитаном (ранг не знаю). На сэкономленные средства купил квартиру в Москве, как раз в моём подъезде, так и живем. А познакомились мы случайно: кто-то задолбал дрелью, вот я и позвонил, думал, что у него. Нет, говорит, я давно уже все сделал, затащил на кухню, ну и за знакомство выпили мы с ним по рюмашке. Пил он Hennеssy разных выдержек, закуска, да и вообще, еда у него была странная, обычно сервелаты и колбасы копчёные, потом попробовал у меня малосольных огурцов, я его научил, как засаливать, и стали эти огурчики у него главной закуской. Я говорю ему, ну не подходит это под коньяк! Попробуй, не могу, говорит, я ваши лимоны и шоколадки, терпеть, говорит, ненавижу. А потом как-то он ко мне зашел, и тоже по поводу дрели, кто-то опять надрывался. Я ему говорю, если не ты, то это подо мной. Пошли и точно. Открыл какой-то среднеазиат полностью покрытый известкой. Сколько, спрашиваем, тебе работать твоей тупой дрелью? По-русски слабо говорит, но понятно было, что обосновался он надолго. Оказалось, это новая соседка, тоже из Мурманска, купила две квартиры, и наняла вот этого работягу. А он решил, что хорошо бы у тётеньки годик пожить, изредка дырявя нам мозги своей столетней дрелью. Бабулька оказалась та еще: первым делом, написала письмо Путину, что в подъезде бардак, мусор разбросан, свет не горит, в общем, видимо описала квартиру в Мурманске. И что бы вы думали? Приехала какая-то комиссия, и на помойке в соседнем доме нашла крысу. Это мне бывший наш председатель рассказал, светлая память! Он от проверок постарел на десяток лет, и так и были у него одна проблема за другой, пока какие-то мошенники не убили его, страшно замучив, очень уж им пин-код нужен был от председательских карт. Бабка эта и правда собиралась затерроризировать наш дом, но, когда дошла инфа до моего соседа-мурманчанина, он сильно огорчился. Ну, говорит, я ей устрою! Не знаю кто именно, но оба почтовых ящика у тётеньки на утро были выломаны беспощадно, хотя, она многим нагадила, может быть и не он.
    Как-то я ехал с соседом в лифте, а он вёз огромный рюкзак, выглядел усталым и слегка подшофе. Откуда дровишки, спрашиваю. С Ахтубы вернулся, а это рыбу везу. Эх, был я в Астрахани когда-то, красотища. Только жарко было – нет сил. Я так понял, сосед мой вел подвижный образ жизни. Потом и хозяйка у него появилась, молодая совсем. Я грешным делом думал, что дочь. Нет, серьёзные отношения и всё такое. Правда это все ненадолго.
    И вот, мало мне двух соседей из Мурманска, познакомился у него же с парой, которая в Москву только что перебралась. Купили квартиру в Нащокинском переулке, бывшая улица Фурманова. Места эти я хорошо знал, прожил пару лет начиная с первого курса в Староконюшенном. И вот я решил приехать пораньше и пройтись со Староконюшенного (почти от Арбата) до Кропоткинской. Раньше-то я долетал за-5-7 минут, а после занятий возвращался через Парк Культуры.
    О районе я мало что знал, о своем доме – и подавно, знал, что доходный дом каких-то там имярек. Мы там комнату снимали на троих, но получалось так, что двое моих товарищей вовсе не появлялись, а хозяин приезжал только раз в месяц за деньгами, жил он в Белых столбах, а потом и вовсе перестал приезжать, деньги я ему почтовым переводом отправлял. Свою комнату он закрыл, и получилась отдельная однокомнатная квартира за сущие гроши. В большой комнате были дощатые крашеные полы, стол, табуреты, обшарпанное кресло и еще висел корабельный колокол, тоже видно мужик из Мурманска)). По утрам я обязательно звякал в колокол, и день начинался. Утром я бежал до Кропоткинской и гнал на Юго-Западную в универ, вечером - в обратном порядке. Часто заходил в книжный магазин "Прогресс" на "Парке", обычно покупал карманные книги на английском, и сейчас еще хранится несколько. Много правда не напокупаешь, цена была 10 р., порядком для студента.
   Дальше я переходил Кольцо и заходил в один из лучших букинистических магазинов того времени, крошечный такой домик, где всегда находилось что-то интересное, здесь можно было взять книгу и читать себе, сколько хочешь, чем я пользовался практически всегда. Теперь это какой-то муляж (предпоследнее фото). Сейчас там какая-то контора по копированию. А сколько было радостей в этом книжном!
   Все дворы от Кольца до Аббата были проходными, бабульки сидели допоздна. Захожу иногда - теперь здесь другая жизнь, одни автостоянки. Так что Сивцев Вражек, Арбат и Староконюшенный хоженные-перехоженные. Мне тогда очень хорошо жилось, голодно конечно, но зато всё ясно. Первые мои настоящие чувства – это где-то на асфальте Староконюшенного и Арбата, в каких-то неведомых подворотнях и проходных дворах, но и в ресторане Прага, что было случайностью.
   Ехал я в полупустом метро, может из-за лета, может из-за субботы. Много китайцев, много мигрантов едут на прогулку в центр. Народ одевается нынче странно: в каких-то домашних шлёпках, мужчины – в шортах, в коротких шортах. Был один лысый бородатый чудак в совсем коротких шортах, с цепочкой, торчащей из кармана, с серьгой в одном ухе и в чёрных очках. Рядом стояла несчастная его барышня, полностью замотанная в ткани с прорезями для глаз. Ну что тут сказать? В принципе, если нравится ей, и, если это помогает ей лучше верить в Аллаха, да и пусть парится, мне больше не понравились короткие шорты чувака, ведь было бы место, он бы тут же уселся бы на сидение, а потом на это же место сядет какая-нибудь девочка, и все мандавошки этого любителя коротких штанишек перебегут к ней под юбку. Я ехал часа в два, были выпившие, и были уже в серьезном подпитии. На обратной дороге – пьяных было больше, но, честно говоря, значительно меньше, чем было раньше. И вот что интересно, я не видел пьяных молодых. Что мне сейчас не нравится в транспорте: говорят все не по-московски, московский говор пропал. Все говорят на каком-то странном наречии, и южном и уральском одновременно. И еще, и это ужасно, в Москве пропали красивые, симпатичные и привлекательные женщины вне зависимости от возраста. Как говорится, глаз не на кого положить. Волосики реденькие, зевают, не стесняясь закидывая голову и показывая свои черные пломбы, полных и не следящих за собой – непривычно высокий процент.
    В гостях мне понравилось, узнал кстати, как это люди такие квартирки в центре Москвы покупают, стрижка бюджета стала единственным серьезным бизнесом. Только вот раньше можно было свалить куда-нибудь, а сейчас – только Москва и Питер. Пара очень интеллигентная, уже считают себя москвичами. Мой сосед отзывался о них весьма уважительно. Готовит хозяйка сносно, но половина явно закуплена в ресторане. Я бы так тратиться не стал. Хозяин был очень начитан, особенно – современной литературой (недружественных стран). Я и авторов таких не знаю. В конце я понял, что им не хватает, и тут же посоветовал: заведите собаку.
О тех временах, правда - зимнее (уже было):

Скучает утром Сивцев Вражек,
Снежинки медленно снуют,
Страна простуженных дворняжек,
Забытых варежек приют

Решетки, подворотни, скверы,
Мне здесь известен каждый дом,
Моя страна, мой символ веры,
Я жил здесь рядом, за углом

Привет, кривые переулки,
Староконюшенный прямой!
Я помню, как бывали гулки
Мои прогулки под луной

Снежинок кружат ореолы
Над серой тишиной фрамуг,
Я слышу скрип шагов весёлый
Своих потерянных подруг

Ах, Сивцев Вражек, снег как вата,
Сугробы спят на мостовой,
Мне есть что вспомнить, здесь когда-то
Я куролесил молодой

Фото: Староконюшенный, один из домов. Хотел бы еще некоторые фото Нащокинского переулка, особенно дом Нащокина. Странно всё-таки, зачем было переулок Нащокина переименовывать? Ближайший друг Пушкина, да и сам А.С.Пушкин здесь не раз останавливался.

14.7.2023