Клён ты мой опавший...

Раиса-Медуница Вараксина
И всплыло в памяти вновь время: Казахстан, весна и молодость... Ах, не вернутся те годы счастливые, жизни бежали года торопливые...
Мы, учителя начальных классов, держались в русской, средней, общеобразовательной школе, как-то, особняком, своим, маленьким коллективом. Классов было много (А, Б, В...), так как детей рожали много люди, веря в счастливое будущее.

В Казахстане была особая атмосфера: национальностей было много, а жили дружно. Вот и среди нас были русские, казахи, украинцы, немцы, евреи, мордва, даже полу румынка.
 
А пригласила нас в гости Мария, немка по национальности, по поводу её награждения за отличную работу медалью, выпущенной в честь столетия со дня рождения Ленина. Не помню: сама пригласила, или кто-то из старших коллег напомнил, что медаль обмыть надо, да уже и не важно, но пригласили.
 
Это был праздник, девичник настоящий, хотя, нас, молодых девчонок, незамужних, было только трое. Остальные, семеро женщин, были постарше и опытнее в работе, как и виновница торжества.
Муж Марии был в это время в командировке, а детей у них не было в браке. Но она, бездетная, так любила своих учеников, что не каждая и своих детей так любила. Это была мама от природы: её лицо светилось, каким-то, тёплым свечением счастья.

Стол был разнообразен национальными блюдами народов Казахстана: помню, как накинулись все на капусту по-корейски, засоленную полу кочанами, с красным, жгучим перцем. Она смотрелась красиво-обжигающе, необычна и вкусна.
Шутки, песни были тоже красивые! Как пели мы, самозабвенно и слаженно, и не один раз,  песню на слова Сергея Есенина "Клён ты мой опавший". Было перепето много разных песен на русском и украинском, в основном, но эту повторяли и повторяли, перемежая танцами под пластинки. Задор, веселье, шутки!

Отличалась Елена шутками, мордовка по национальности, такими искромётными, что диву давались все мы! Рассказала про молодость свою: с будущим мужем, украинцем, ещё встречались только. Вот он идёт за ней мимо окон (а жили в своём доме), она его уже видела сквозь открытое окно, уже улыбнулись друг другу, а когда в дверь постучал он, открыла бабушка Елены ему и с акцентом сказала: "А Ленка дома нету..." Хохочем все!

Таисия-зажигалка, украинка... все думали, что она счастлива в браке: муж начальник шахты, сын и дочь, но, несколько лет спустя, я увидела её в чёрном платке, с каменным, посеревшим лицом от горя, когда муж ушёл к молодой, отсудив себе десятилетнего сына, а младшая дочка осталась с ней... Ни о чём я не спрашивала её при встрече, слова были излишни...

Полина, наша завуч, красавица: два брака, две дочери,  два развода, мать парализованная лежала лет десять... Но беды не сломили её, на работе всегда придумывала интересные мероприятия, нам приходилось шевелиться (иногда мы не зло ворчали за её спиной, что не живётся ей спокойно, вечно рационализаторские предложения), но, когда они отлично получались, то восхищались ею.

Людмила... взяла малыша из детдома, я, гуляя с дочерью в коляске, встретила и её с коляской: её чёрные глаза светились счастьем, как и чёрные глазёнки сына приёмного.

Ах, Казахстан... мы уехали из золотого рудника на долгие годы в Караганду, а потом и в Россию, в Сибирь. Распалась страна наша, СССР, многие покинули Казахстан, но те, неподдельные чувства дружбы в памяти живы. Всем добра и процветания хочется пожелать.