Сэнсэй

Александр Петербургский
                Посвящается:
           Мастеру Айкидо 2 дан, талантливейшему актёру
         театра и кино и просто замечательному человеку,
                моему большому другу.
                Кошевому Андрею Владимировичу.


Искусство боя воинским познанием,
С далёких вех хранится для мужчин.
Даруя честь и доблести признанием,
От юных лет и до седых глубин.
 
Шёл тренировкой жаркий бой в додзё,          
И лишь Сэнсэй на всё взирал спокойно.       
Учили с дзё, дзюваза, кумидзё,               
Шеста удары отражая стойко.
 
Разгорячилась битва на татами,             
В защите наге – уке нападал.               
С контролем блок и разворот шагами,
Уход – тэнкан, атаку разорвал.             
 
Всего лишь дети, детвора, юнцы,
Но как бойцы, в груди полны отваги.
Растят достойных отроков отцы,
Им не страшны не горы, ни овраги.
 
Но вот сэмпай споткнулся и упал,               
И в миг настиг удар разящий грозно.
Малец покрепче, молча, зубы сжал,
Пронзила боль плечо молниеносно.
 
Привстав закрыл рукой лицо и грудь,
И ни вдохнуть, не выдохнуть без боли.
Но всё ж успел в ответ шестом кольнуть,
И нападавший, замер поневоле.         

Команду «Рэй» сказал Сэнсэй не громко,          
Поклон друг-другу отдали мальцы.
И встали в ряд где шла татами кромка,               
Угомонились разом сорванцы.

Додзё пустел, мальчишки расходились,
Сменились шум и крики тишиной.
Все проходя Сэнсэю поклонились,
И в миг пустились с шутками домой.

Учеников с улыбкой провожая               
Андрей как взрослым руки пожимал.
И объяснял, движенья вспоминая,
Кто в технике ошибки допускал.

Закрылась дверь, защёлкнулся замок,
Сэнсэй вдохнул весенье полной грудью.
И не спеша пошёл наискосок,
Через лесок к заросшему запрудью.

Весной в лучах сирени расцветали,
В кустах сновали россыпи синиц.
В садах листву деревья распускали,
В прудах плескали брызги стаи птиц.
 
Андрей увидел издали Данилу,
Мальчишка грустно брёл, держа рюкзак.
И видно думал, «Что-же дарит силу»?
Переживал, что бой провёл, не так.

Сэнсэй догнал, рукою взяв за плечи,
Спросил с улыбкой "Что боец, грустим?
Забыл великих мастеров предтечи?
В бою не меч, а дух непобедим.

"Путь воина" - дорога не простая,
Не раз в пылу сразит удар лихой.
Но кто упав, встал спину не сгибая,
Всегда достоин звания - Герой.

«Кобудо» нас не драться учит, нет,               
Оно секрет познаний раскрывает.
Где поражений нет и нет побед,
Баланс Инь-Янь, главенство отрицает.               

Бить кулаком – не велика заслуга,
С того, не станешь мастером «пути».
Без силы воли в схватке будет туго,
Где слабый дух, побед не обрести.

Искусству Будо безразличны моды,
Что б силе-духа, воле, жить в крови.
Они сквозь годы, свойствами природы,
Должны расти, ожив в твоей груди.

Сплетая Дух с природою, движеньем,
Откроешь мир гармонии в себе.
Ей не страшны угрозы пораженьем,
В ней апогей победы на земле.

Бой проиграет, кто о ней не знает,
И нарушает «равенство сторон».
Её закон над всем преобладает,
Где будет натиск, будет и заслон.

Слиянье сил с ки-нагарЭ вселенной,
Сметает страх как ветер пыль с руки.
Ни дав задуть огни искры не тленной,
Твоей звезды на жизненном пути.

Упасть в бою не страшно и не важно,
На помощь знанья техники придут.
Не встанет тот, кто нежился вальяжно,
За битого, таких и двух дают.
 
Но даже силы, воли, будет мало,               
Где не вселяла веру правота.
Боёв гляди на свете сколь бывало?
А побеждала - правда, старина".               

"Андрей Владимирович, как же быть?
Когда задиру нужно проучить?
Гармонией его не остановишь,
Ударил? Должен сдачу получить!"
 
Смышлёный малый, думалось Сэнсэю,
И понимает, есть борьба со злом.
Есть те, кто в лютой злобе пламенея,
Бьют всех подряд, не думая о том.
 
"Таких проймёшь сумев им дать понять,
Любую силу, можно обуздать.
Всё это взгляд и техника покажет,
Но ими прежде надо обладать.

У взгляда есть особенность одна,               
В нём правота видна и дух отваги.
Неустрашимость взора иногда,
Словно стена, кинжалу или шпаге.

Периферийный взгляд зрит весь простор,
Глаза врага при этом игнорируй.
Гляди как в даль, защитно сузив взор,
И ни на чём его не акцентируй.

Сознание держи «пустым» бессменно,
И будь спокоен словно тишина.
То взрыв, то тишь, меняй попеременно,               
Нам эта суть природою дана.

Дыхание держать старайся «нижним»,               
Не грудью, низом, живота вдыхай.
Высок противник? Навяжи бой «ближним»,
Где мал, маай длиннее выбирай.               

В ударе - скорость главное звено,
Она приходит через расслабленья.
Без напряженья, двигайся легко,
Лишь при ударе стынь для разрушенья.
               
И вновь расслабься, силу сберегая,
От напряженья попусту уйдёт.
Свой бой веди о том, не забывая,
Пока в привычку это не войдёт.

Лишь только дзю меняется как хочешь,
Закон КОБУДО - "мягким" нужно быть.
Бей по воде - лишь руку зря намочишь,
А, твёрдое сумеешь сокрушить.

Не прыгай в стойке центр свой качая,
Словно по льду носком ступни скользи.
В приёме только уровень меняя,
То вверх, то в ноги как волна сходи.

Удар блокируй при его начале,               
В конечной точке он в разы мощней.
Атакой как бы грозно не стращали,
Спокоен будь и будешь ты сильней.

Побед не жди от хилости и лени,
Бездельною бравадой тратя жар.
От трусости упавшей на колени,
Они лишь дух сжигают как пожар.               
 
Бессчётно тайн живёт в искусстве боя,
Не распознать за раз секреты все.
Оно то грозно, словно мощь прибоя,
То словно гладь, покоя, на воде.

Дойдя до дому Даня попрощался,
Сумев сквозь боль Сэнсэю руку сжать.
И в миг когда с ним взглядом повстречался,
Мальчишка понял в чём мужская стать.

Как на крылах, ступени пролетая
Мир вспоминая грозный, боевой.
Всё слышал: «помни друг, не забывая,
Венец побед - победа, над собой».


Японская терминология Айкидо в стихотворении:

Айкидо – (яп. ;;;) — Боевое искусство. Современный японский комплекс физических и духовных практик, созданный Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией»[1] или «путь гармонизации духа» В переводе с японского, айкидо означает: «путь гармонии жизненной энергии».
Додзё - Место встречи с Истиной, место, где постигают Путь. Название применимое к буддийским храмам и любому тренировочному залу воинских искусств, где практикуют Путь, т. е. приобретают знание о Вселенной.
Сенсей -  Учитель (буквально — прежде рожденный).
Дзё -  Короткая деревянная палка высотой 128 см и диаметром 26 мм.
Дзюваза - Техника свободной работы с партнёром.
Кумидзё - Парные тренировочные занятия с использованием палки.
Татами - Маты (исходно — японские соломенные).
Наге -  Проводящий прием партнер.
Уке - Атакующий партнер.
Тэнкан - Поворот, уход с линии атаки.
Сэмпай - Ученик, или учитель, если он имеет такой же ранг, как у вас, но начал заниматься раньше.
Рэй - Поклон, команда к поклону.
Дзю - Мягкий, гибкий, благородный, свободный.
Ки нагарэ - Поток энергии.
Кобудо — традиционное окинавское боевое искусство работы с холодным оружием.
Маай - Дистанция между партнерами, дистанция гармонии: «две руки», «два меча».
Будо - Военный путь, боевые принципы, принципы проистекающие из воинских искусств.
Инь-Янь - Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция Инь-Янь раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.