12. Байкерша, Вера Холодная

Владимир Конюков
12. Байкерша, Вера Холодная.
Или, "Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет!"


     Классическое, «Что значит Байкерша?
Многие, увидев пассажирок за спинами мотоциклистов, называют их «байкершами». Еще бы — одеты в полный «экип», в мотоботах, перчатках с защитой и дорожной пылью на щеках. Но мало кто знает, что это верные подруги байкеров — их жены и невесты».

А что такое автомобилистка в начале ХХ века не за рулём автомобиля, а пассажирка рядом с мужем?
Та же байкерша… Образ…
А муж автогонщик, участник соревнований по формуле «с штурманом». Штурман – жена Вера Холодная…

Поженились они с Владимиром в 1910 году…
Хронология. «Чем увлекался муж Веры Холодной?
Был азартным спортсменом, увлекался автомобильными гонками и участвовал в издании «Авто», первой - и долгое время единственной - в России газеты, освещавшей вопросы спорта… Когда в 1912 году у Веры родилась дочь Евгения, муж вздохнул с облегчением - теперь-то она, наконец, займется настоящим женским делом…».
За полтора года участия в автогонках, несколько аварий, опасных кроссовых трюков, ссадины, травмы. Отчаянность и смелость не занимать родовой казачке. Остепенится, вспомнить о женском предназначении…

Кто был муж Веры Холодной?
Их встреча с окончанием гимназии 17 летней Веры, а он уже молодой юрист, совсем не случайной была…
В годы гласности прошлого века, конец 80-х, правка биографий лиц на слуху ХХ века, достигла апогея. Клич «за правду», что скрывалось. Мистификация биографии Великой «немой» впечатляла… участием христианской церкви и этим многое было сказано.
В 1918 году «ратованием» актрисы Холодной, за спасение реликвий Библии Византии, а там летописи язычества, врага, что православия, что католиков.

… Владимир, на 7 лет старше Веры. В детстве они встречались… Переезд из Полтавы в Москву, их родители дружили, объединяло прошлое предков – казачье братство, пока отец Веры не умер в 1905 году. Всё не случайно… Когда возник  вопрос о свадьбе, обе семьи «завозражали». Верина, что муж дочери, внучки, лихой гонщик – самоубийца, Владимира, что не ровня…
Родители не знали, как молодые решат этот вопрос… Она станет «байкершей – штурманом», вторым номером супружеской команды…
Только с рождением дочери через два года после замужества, остепенится, найдёт новое увлечение, посещение всё подряд театров… и увлечение синематографом.

Душа «байкерши» - это навечно! Казачьей стати! Поведение, привычки, нужны десятилетия, чтобы отвыкнуть, забыть невозможно. Моторы, запах бензина, скорость, риск, отчаянные пируэты аварий, будут, остануться в крови. Постоянное мужское окружение, внимание, говор, сленг – нецензурная лексика. Образ времяпрепровождения настоящих мужчин – нарождающаяся техника века. Не слюнтяев, героев времени, женское, разбавить компанию мужиков одно и страсть к машинам… Тень мужа, автогонщика-спортсмена, модная сторона автогонок того времени - коммерческие ставки, как на ипподроме, кто первый – тому всё! Слава, почёт, уважение, много денег, внимание красавиц… Ей тщеславное, будет знаменитой и она.

В истории загадочной биографии актрисы,  печать, кино, навязываемая неправда втолковывает враньём, Вера Холодная была:
Мечтательной, вся в себе… Томной, «сюсюкательной», жеманной, синонимы того же плана…
Её биография, сопровождаемая жалюсными романсами того времени, наигранные, неестественные…

На самом деле… Довольно резкой в общении дамой, свободного поведения на публике.
Игрой голосом от вкрадчивого нежного певучего, до модного от Маяковского того времени – «трибуна»  моды, «готика» - властной тональности тембра.
Сестра Софья о раннем голосе (домашнем) старшей сестры, «Очень любила Вера Васильевна музыку, сама играла на рояле. Кумирами ее были Глинка и Чайковский. Обладая небольшим, но приятным задушевным голосом, в кругу близких друзей сама исполняла романсы».

Как декламировала поэзию актриса на многочисленных концертах, овации народа свидетели.
На людях, времени революций, властный голос, властной молодой женщины, подчиняющей любое окружение: от бандитского сословия  до религиозного почтения сама и слушать её. На равных поведение с генералами-оккупантами, властями, сдержанность со светским дамами. Начитанная, грамотная, многих произведений знавшая наизусть, владеющая «властным» вниманием большими концертными залами.
Предводитель, лидер.

Сильная, способная дать ответ любой наглости навязчивого мужского внимания…
Играла роль, когда надо, но и только. Быстрый переход к собственной обыденности, а то бы с ума сошла…
Если бы не подвластная частая простудная хроническая болезненность организма.
Слабый иммунитет на простуду, зависимость голоса… Навязчивое постоянное приставание мужского пола на «катастрофическую популярность» в Одессе, по определению сестры Софьи, формировало защитную реакцию… Твёрдость голоса, громкость голоса.   
   
     … Самое интересное, пикантное, какой Вера Холодная была настоящей, а не придуманной, были записки о ней на страницах раннего бытового Интернета в 90-х. После всё благополучно исчезло, где были мало известные эпизоды жизни поэтов Маяковского, Есенина, других.
Её судьба интересна была с 60-х прошлого века, когда возникло литературное движение, «гениальные жёны». Была кандидатом, выбывала…
Из-за одной детали, которая в современной редакции справочников звучит так…

После рождения дочери в 1912 году, «… через год Владимир уговорил жену взять на воспитание приемную дочь Нонну. Вера - покорная жена. Она никогда не спорит и трогательно заботится об обоих детях. Но в ее огромных глазах поселяется разочарованность…».
Фраза показательна более поздним поведением Веры, когда она до начала 1-й Мировой войны, в 1914 году, всё чаще время проводила вне дома. Биографы актрисы писали о загадочном поведении мужа Владимира. Мол, не препятствовал, отпускал, жена днями пропадала на съёмках, муж почему – то терпел, а должен был ревновать  красавицу жену, как минимум, отчаянно... Выяснилось, заслуженно пропадала, муж терпел за грехи..

Разгадка крылась в … Шалун был муж автогонщик, первые красавицы столицы его обольщали, соблазняли за подвиги в гонках века. Образно «в подоле» принёс девочку Нонну в дом, введя поступком в транс жену, её «разочарованность».  (Неизвестно… Мать умерла при родах или просто оставила Владимиру его дочь ему на воспитание).
По хронологии, взрослую Нонну, кто только не просил и как, рассказать… Промолчала или уводила разговор и она была права. Не знала подробности, одно, была семейная тайна. Веру называла мамой, мама оставалась мамой тактичной, до самой смерти.
Показательно имя Нонна… Болгарское, казачьего времени, когда казаки с Дона в 18-ом веке, ушли в Болгарию, Турцию, греческий анклав...

     Подробности биографии Великой «немой» в записках, кои сейчас днём с огнём не найти. Откуда они? Почему скрыты?... Строго-настрого религией.  Уже после, по многим другим причинам. Что-то открывается долями тонкостей биографии за последние 50 лет, развития бытового Интернета, через аналитические программы свидетельств народов мира. Кто хотел утаить, не подозревали о технологиях будущего.

После смерти примы 16 февраля 1919 года, вскоре киношная группа Харитонова распалась. Кто подался за границу… Оттуда и были крохи свидетельств, какой в жизни была Великая «немая», сначала от её соратников по кино, после от детей покинувших родину. Известная эмиграция несколькими волнами.
Поиск записок писателя Алексея Толстого, работавшего от правительства страны по связям с эмиграцией, где свидетельства о Вере Холодной, до сих пор… канули загадкой. Где-то хранятся… или утеряны, возможно, «намеренно» утеряны...

Малая часть откровений сестры Надежды, ставшей гречанкой, греческой подданной в Стамбуле, после смерти от «испанки» сестры Веры. Без проблем получения греческого подданства, на весь мир молвы, участницы спасения «Библ Византии», наследия греко-славянки Софьи, царицы Древней Руси. Вышла замуж за состоятельного болгарина греческими корнями, оба чтившие заповеди своего древнего рода, греческого Константинопольского. Прознавшие журналисты кто она, чьи дети, доставали.
Воспитывали с мужем детей Веры и Владимира, девочек Евгению и Нонну.

Много большая часть, записей о Вере Холодной, назывались  ТАПЁРСКИМИ.
Были в советском «самиздате», 60-70е прошлого века, рубрикой «гениальные  женщины», «гениальные жёны».

Тапёр (фр… — «хлопать, стучать») — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала…».

Как проходила демонстрация фильма начала века, «немое» кино…  Чудо – жизнь в движениях на экране, актёры достоверно показывали игрой роли. Звука не было и становилось проблемой до частых трагедий…
Владелец помещения, клуба, кинотеатра, где «кинщик» - киномеханик «крутил» ленту, перед началом был обязан коротко рассказывать зрителям, о чём фильм, содержание. По его поручению кто-то другой, ответственное лицо за помещение зала, кинобудку.
На практике краткое содержание кино, народу рассказывал тапёр. После сам и сопровождал фильм музыкой на рояле. Так должно быть для культурного зрителя…

А время революций одна за другой, оккупация Одессы иноземными войсками германцев и Антантой. Местными патриотами, смена власти в городе со стрельбой и взрывами.
Культурность показа прекрасного на экране с Верой Холодной, была под постоянной угрозой. Тапёром быть в то время, было смертельно опасной профессией (завлекала хорошая оплата, была и конкуренция). Нередко толпа избивала, зуботычины были постоянным явлением, зритель заплатил за кино, но ничего не понял в нём.
… Изюминка кино с Холодной в главной роли (фильмы режиссёры и гнали с ней на износ), что она стала одесситкой, она в городе, живая, её можно встретить на улице, даже поговорить, если удастся.

Зритель трудно привыкал к «немому» кино. Сюжеты сцен (например, мелодрамы) без звука сливались в хаотичное общее… На фоне и было, одна Вера, её движения, шевеление губ, мимика без звука. «Революционный» зритель бесился от собственной бестолковости, первому попавшему ответственному за кино, виновнику-тапёру обещал «нагрузить» как следует после…
Фильм закончился, тапёру задача мгновенно «смыться». Зрители смысл фильма, о чём, доставали тапёра после окончания, не всё поняли.

Зрители: оккупационная армия в Одессе, солдаты, требовали точного перевода, о чём кино, все с оружием, владельцам, тапёрам не позавидуешь.
Генералы армии, пока им не «разжуёшь» смысл сцен, (ещё и иноземный язык), своим видом грозятся поставить к «стенке». А ещё армейская контрразведка, в каждой сцене кино, видящая угрозу…
Все требовали: как говорит Вера Холодная, каким голосом, почему такая мимика, как она делает с тёмными демоническими глазами игру. Кто она, подноготная её, какая от рождения? Каких взглядов, речей, дум?

Бедный тапёр отдувался по полной, он был «крайним» в цепочке «великого немого», кино начала ХХ века.
Не зря Американский Дикий Запад свидетельствовал аксиомой лозунга на кинотеатрах: «Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет!».
«Манера игры тапёра в кинотеатре — импровизация на несложные темы, «подгонявшиеся» по характеру к происходившему на экране».

Тапёр вынужден был, голосом и сопровождал свою игру на рояле. Плёнки начала «немого» кино, часто рвались, терпение тапёра на выкрики «на мыло» за халтуру «кинщиков», предотвратить скандал… Тапёр рассказывал, «разжёвывал» содержание сцен, что дальше будет, подыгрывал, слёзно умолял…
Тапёры Одессы 1918 – 1919-начала года и выкручивались, ставка – собственная жизнь.

Объединились, организовали, добивались разными путями (через деньги, в основном), подробной «Одесской биографии» Великой «немой» Веры Холодной. Письменной подробной инструкции для всех владельцев кинотеатров, чтобы подробности о Холодной, тапёр донёс до зрителя. Кинотеатров в городе, всё-таки, было мало, по этой причине «записки тапёров» Одессы о Холодной, считаются утерянными.
Благодаря этим инструкциям, необычное об актрисе, в бешенной популярности к ней, Одесса об артистке знала всё…

Что были такие записи, о чём, информация была в раннем инете… Какие-то отрывочные характеристики имеют место и в современных справочниках, время неумолимо, где 1918 год и сейчас, 21-й век…
«Немое» кино и не знать, не слышать голос звезды экрана, энциклопедиями возведено в некую тайну…

     … Интригу непознанного, к объяснению разгадки, почему похороны одесситки 19 февраля 1919 года, оказались многотысячными. Люди провожали в последний путь, как героиню… За что такие почести? Кем в действительности была Вера Холодная? Если в похоронном шествии бок о бок шли: «красные» и «белые», католики и православные, иудеи и мусульмане, казачество юга, священники, 130 разных национальностей города. Были представители иноземных консульств, братия иностранных журналистов, «охраняла» шествие французская армия Антанты, оккупантов города, то есть, была участницей похорон…

     Что, какая  ГЛАВНАЯ  загадка Веры Холодной?
По определению, «байкерши», что у неё осталось в крови пожизненно… Второго номера мужа, команды, социального устройства общества. Женщины, штурмана по занятиям, безопасной жизни… опасного пути и кино!?.
Жизнь, оборванная внезапно, смертельным ковидом того времени, гриппом «испанка»…



Продолжение следует.