Таланты без поклонников

Галина Клинкова
Я буду помнить, наверное, всегда, как в мою жизнь неожиданно вошел мальчик с ясными, умными карими глазами, открытой жизнерадостной улыбкой и со своим собственным, непоколебимым мнением по любому вопросу. Посреди серости и однообразия бытия засветилась «звездочка», и захотелось жить, а не просто приходить на работу и выполнять свое дело.

 Алеша Котов пришел ко мне в седьмой класс. Учился легко по всем предметам, но - ирония судьбы - не любил русский язык (мой предмет), поскольку считал, что он ему «не дается». Отказывался от дополнительных занятий, считая их пустой тратой времени. Мне же хотелось доказать ему обратное. В общем, интересы наши тогда не совпали. Это предыстория.

ПРОШЕЛ год. Школа получает циркуляр о международном конкурсе «Дети и книга». Прочитав условия участия в нем, я поняла, что выполнить все, что требуется во всех его пяти секциях, сможет только Алеша. Ему свойственно чувство культуры, он понимает прекрасное и умеет выразить это (может быть, голос крови - Алеша грек). Я стала его руководителем.

Целый месяц мы трудились. Самые первые работы были сделаны по секции «Мой Пушкин». Алеша хорошо рисует, поэтому с удовольствием выполнил черно-белый карандашный портрет поэта, оформив его в металлическую рамку, сопроводив подписью-цитатой:

«...И забываю мир - и в сладкой
тишине
Я сладко усыплен моим
воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне...».

Причем рисовать ему пришлось дважды. Не сразу нашлась «атласная» бумага, которая более эффектно смотрится, да и замечания учел.

ДЛЯ иллюстрирования (конкурс «Книжная иллюстрация и экслибрис») взял книгу Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Я поначалу с недоверием отнеслась к его выбору. Ведь речь идет о собаке... Но мы решили попробовать. И вот мальчик приносит готовые работы. Я посмотрела на эти шесть рисунков - один цветной и пять в черно-белом исполнении - и у меня защемило сердце. Мальчик смог очень верно передать тоску животного по другу-человеку! И подобранные подписи-цитаты из текста, и поза собаки, выражение глаз Бима - все слито воедино, все говорило о том, что ребенок умеет тонко чувствовать.

Конкурс «Моя библиотека» для Алеши не был труден. Он выбрал задание «Библиотека будущего». А поскольку черчение - его любимый предмет, сделал чертеж (фасад, вид сверху, разрез сбоку), приложил к нему план и описания, а также эмблему - открытая книга, залитая лучезарным сиянием.

Какой же видит библиотеку будущего Алеша? Прежде всего, это - компьютерный систематический каталог, около него - робот-консультант. Подали ему карточку-заявку, через несколько секунд он выдаст нужную информацию-карточку с адресом книги.

Работу Алеша хорошо и умно оформил. Основа - фанера, на которой наклеен чертеж. А первый лист - описание. Получилась своеобразная книга размером 30x40 см. По праву за нее ученик получил в районном туре I место.

Интересно было готовиться к конкурсу «Слово». Требовалось представить СОБСТВЕННЫЕ литературные произведения. У Алеши хороший слог и в прозе,-но мы решились на стихи. Долго думали, как бы их подать по-особому? И вдруг на перемене Алеша показывает мне салфетки, вышитые своими руками, правда, несколько лет назад. И спрашивает: «Может, на них написать или вышить?». Я ахаю от восторженной радости: «Эврика!». Конечно, пять салфеток и добавим панно «Звездная ночь». Панно Алеша сделал и вышил за вечер. На голубом фоне - звезды и светлая луна. Заглавие вышил, а вот сами строчки не получились из-за качества материала. Пришлось писать фломастерами.

ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ
Блестит луна на небе звездном.
Горит, как лампочка, в ночи,
Роняя сверху осторожно
Свои холодные лучи.
Она, как белая гвоздика,
На звездном поле расцвела.
Мои мечты, мечты земные
В далекий космос увела.

И последний конкурс - «Рукописная книга». Вот тут-то пришлось потрудиться! Мы изучили все, какие нашли, печатные материалы на эту тему. Хотелось «сотворить» что-нибудь оригинальное. Я настаивала на ушедшей в прошлое лубочной литературе. Почти уже приступили к работе, но не нашлось специального набора стамесок.

И тогда мы «остановились» на современной книжке-раскладушке. Выбрали текст - русскую народную сказку «Мужик и медведь». Определили, что будет две страницы текста, а восемь - картины. Составили их композиции (три фона), подумали, как будет выглядеть обложка. Алеша засел за работу. Двое суток почти непрерывного труда... «Раскладушка» получилась великолепная, яркая. Не верилось, что изготовлена руками восьмиклассника.

Вот за нее-то и стихи на салфетках Алеша стал призером областного тура. Ему пришел вызов для участия в заключительном фестивале в Геленджике.

К великому огорчению, поехать туда мальчик не смог. Не нашли его родители на это путешествие 1,5 миллиона рублей.

О чем думали учредители международного конкурса, предполагая оплату родителями поездки победителей на фестиваль?

Горькой оказалась наша победа. Но, несмотря ни на что, совместная работа не прошла даром. Она принесла добрые плоды: новые знания, умения, радость.

Мы в школах мало обращаем внимания на одаренных детей. Ориентируемся в основном на посредственность. Способные же дети нам нужны, если честно, только в «корыстных» целях: когда нужно защитить честь школы. Так и живут они, будучи востребованными от случая к случаю...

Фото со страницы районной газеты "Звезда", где был опубликован данный материал:

работа на конкурс «Книжная иллюстрация и экслибрис»
 по книге Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

1996 год