Штундисты

Вильгельм Конюхов Винс
Штундизм, штунде (от нем. Stunde «час», подразумевается: для чтения и толкования Библии) — христианское религиозное движение, получившее распространение в XIX веке сначала в южных (Херсонской, Екатеринославской, Киевской) губерниях, а затем и других регионах Российской империи.

В документах и литературе движение иногда именуется штундобаптизмом. В обличительной, так называемой «антисектантской» литературе, в публицистике и в официальном делопроизводстве конца XIX — начала XX века термин «штундисты» иногда применялся расширительно — к русским баптистам и евангельским христианам-пашковцам.

Движение появилось после публикации книг Библии в новом русском синодальном переводе и проявлялось в виде стихийно возникавших в крестьянской среде кружков по чтению и толкованию Священного Писания. На взгляды штундистов оказали влияние немецкие колонисты-протестанты, жившие в южных губерниях. Участники движения подвергались преследованиям и критике. В конце XIX века штундисты, в основном, влились в Союз русских баптистов.
            Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/

   Штундизм возник среди немцев-колонистов на юге Украины в первой половине XIX в.

Название происходит от того, что колонисты собирались в малых группах для чтения Библии и обсуждения нравственных вопросов в определённое время (от немецкого слова Stunde — час).
Откуда взялся штундизм, как вообще появилась идея собираться по группам? Эта практика стало широко распространенной благодаря пиетизму — движению внутри лютеранской и частично реформатской церкви во второй половине XVII века. Именно пиетисты ввели в повседневный оборот термин «рождение свыше»; они были сосредоточены на личной молитвенной жизни и собирались в небольших группах, чтобы читать Писание и делиться личным опытом — как написанное обличает лично меня? Что я смог, а что не смог сделать за последнее время, чтобы этому слову соответствовать?

Отметим, что пиетисты, одни из первых среди протестантов, были очень открыты для христиан разных конфессий. Эту открытость воспринял и

штундизм, который был не столько особой деноминацией или движением, сколько формой общения христиан.
Какое же отношение эти немецкие формы благочестия имели к России? Как многие знают, императрица Екатерина Великая издала несколько манифестов, приглашая немцев-протестантов приезжать в Россию и основывать сельскохозяйственные колонии — а власть гарантировала свободу вероисповедания (с запретом обращать русских). И вот среди таких немцев в 1817 году возник первый штундистский кружок — в него вошли вюртембергские немцы, жившие в причерноморских степях. В середине 1820-х годов реформатский пастор Иоганн Бонекемпер (1795-1857), представитель Базельского общества евангельских миссий, воспользовался приглашением российского правительства — заняться духовным наставничеством немцев-колонистов на юге Украины. Он начал активно проповедовать идеи духовного возрождения и организовывать кружки по изучению Библии среди немецких лютеран и реформатов в Херсонской губернии.

Именно на кружки Бонекемпера стали приходить первые русскоязычные крестьяне, нанимавшиеся к колонистам
 — в частности, такой важный для евангельского движения человек, как Михаил Ратушный, стал читать Библию именно благодаря пастору-немцу. Интересно, что

Иоганн Бонекемпер не считал, что необходимо создавать отдельные общины, не советовал и русским крестьянам покидать православную церковь — штундистские кружки были для него внецерковным собранием, предназначенным для поддержки благочестивых христиан.
После запрета на деятельность Базельской миссии в России Бонекемпер был вынужден в 1848 году покинуть нашу страну и уехать в Германию.

Тем не менее, влияние Иоганна Бонекемпера распространялось — продолжались обращения украинских крестьян, не порывавших пока с православной церковью. Их привлекала и доступность Священного Писания, и строгие нравственные требования. В 1860-х годах дело отца продолжил пастор Карл Бонекемпер (1827-1903), получивший образование в семинарии Базельской миссии. Как и отец, Карл Бонекемпер был против создания отдельных общин штундистов; поэтому он выступал против Германского союза баптистов, которые призывали своих единоверцев креститься и создавать свои общины. В 1870 году он даже подал петицию российским властям, и баптисты-миссионеры были высланы из России. Однако это не избавило от гонений самого пастора — в 1874 году по подозрению в «совращении в ересь» православных Бонекемпера выслали на окраину Херсонской губернии, а в 1876 году он уехал в США.

Проповедь и организация штундистских кружков была делом не только Бонекемперов. Так, с середины 1840-х годов пастор-пиетист Эдуард Вюст организовывал кружки по изучению Библии среди меннонитов, молокан и лютеран в северном Причерноморье, а в 1850-х годах — среди меннонитов Поволжья. В начале 1860-х годов пиетистские идеи распространились среди меннонитов Таврической губернии, которые организовали отдельные общины штундистов.

В 1870-х годах, во времена реформ Александра II, штундизм стал распространяться в губерниях Центральной России (это так называемая великорусская штунда, или библейские христиане) — так штундизм окончательно превратился в русское явление.
 Уже в середине 1870-х годов произошло официальное отделение русских и украинских штундистов от православия и их переход в баптизм и евангельское христианство.

В 1884 году большая часть штундистов вошла в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. В 1894 году штундизм был объявлен государством «вредной сектой», на «штунду» начались серьезные гонения. В начале ХХ века штундисты, не вошедшие в баптистские союзы, слились либо с евангельскими христианами, либо с духоборами и толстовцами.

Во что же верили штундисты? Их вероучение фактически не отличалось от баптистского — так, они признавали в качестве «своего» документа изложение веры, принятое на первой генеральной конференции немецких баптистов в Гамбурге в 1849.
            
                Источник:

                22.07.23 В.К-В