Владимир Юсин. Соловушка

Марьинская Муза
 Наверное, сегодня не засну, и звезды считал, не помогает, наверно, нельзя забыть рыбалку,  песни кубанские, синие  ночи и черешен густой аромат.

      Красивый народ у нас, а как прекрасно  поет необычно душевно и задорно. Всего 27 лет прожил на Кубани,
  а  тянет в родные  края, ностальгия, так и хочется вернуться на малую Родину. Пройтись по улицам знакомым, поговорить, с друзьями вспомнить  былое. Чтобы  отвести  душу начинаю тихо петь сам  с собою песню молодости «Кубанские синие ночи». Эта песня красивая душевная,  хорошо отражает  и передает  настроение девчат и хлопцев, природу и кубанские синие  ночи не те, что в Сочи - темные ночи.
       А  днем пою только русские народные песни. Например, « Ах ты степь широкая», правда уже  не сам с собой и поэтому все собаки в Пади  начинают лаять, а некоторые завывать, я думаю это признак, что им нравиться мое исполнение песни. 
     Как - то,  просмотрев  несколько песенников, хотел узнать автора  песни «Кубанские синие ночи» - не нашел, а  жалко нет автора ну, да ладно и без автора спою, а если  вы вспомните мелодию  подпоете.    
      
       Кубанские  синие ночи
      Черешен густой аромат
       Шумит за поселком рабочим
       Зелеными ветками сад
            Его мы с любимой вместе
            Сажали весенней порой,
            Но где ж ты подружка  невеста
            Девчонка с тяжелой косой
          Приди под заветные кроны
         Улыбку свою подари
         Пусть месяца  рог золоченный
         Нам светит с тобой до зари
                Поют за поселком девчата
                И хлопцы девчат веселят
                Ты помнишь ту стежку дорожку
                И наш удивительный  сад
           Он весь как хорошая сказка
           В нем полный разгул соловья
           Эх, сад мой бескрайный кубанский,               
           Счастливая юность моя
               
    Когда пою, то иногда  вспоминаю дедушку по линии матушки  Рыжова Кузьму Сафроновича. Я случайно узнал историю о моих родственниках. Я приехал с супругой в г. Ломоносов Ленинградской области, чтобы проведать ветеранов Великой Отечественной войны – дядю Колю и  бабушку  Феню, ей уже было 93г.
    Мы были поражены  ее разговором, она пересыпала, свою речь шутками, прибаутками, афоризмами из пословиц,  анекдотов,  чтобы она не сказала - все было, к месту, легко  свободно излагала  жизненные  мудрости и такое впечатление, что слушаешь сказочницу.
     Моя жена Екатерина Ивановна урожденная Глинка украинского происхождения от восхищения стала записывать ее мудрости.    
    По ее рассказу, дедушка был первый парень на селе: красиво пел, не зря о нем  говорили, с уважением: «  Наш   курский соловей»  и первый был  на кулачных  боях. Работал, у князя Барятинского старшим кучером.
     Князь подбирал  сильных мужиков и видных казачков  управлять рысаками. У него был свой завод по разводу лошадей или, как называли, конюшни в Курской губернии Льговского района селе Кудинцево. В дедушку влюбилась Флора Прудникова, моя бабушка из богатой семьи купцов.
     Любовь была взаимная, но ее родители  не могли себе представить свою дочь замужем за простым мужиком. Они всё делали, чтобы разлучить, не получилось, тогда обратились к Атаману за помощью, чтобы  повлиять на Кузьму Сафроновича.
       Не помогло, тогда решили, выбить из  дедушки  желание жениться на богатой.  На площади всенародно били кнутами, дедушку и эта экзекуция не помогла. Мои дедушка и бабушка  тайно поженились, и родилась у них дочь - моя матушка Екатерина Кузьминична 1911года рождения. К сожлению, в 22 года бабушка умерла  от простуды, а дедушка с горя  запил. Родители Прудниковы так  и не признали  свою внучку. Воспитывали мою матушку родные сестры Кузьмы Сафроновича  Анфиса и Феня.
          Не отказалась от племянницы только тетя Шура Прудникова, она помогала, как могла, но так чтобы не знали ее родители. Трудно пришлось матушке жить, фактически  была, сиротой. Дедушка уже при  советской власти по призыву уехал на всесоюзную стройку Днепрогэс. Чтобы попасть на стройку по тем временам подбирали  крепких здоровых мужиков, специальная  комиссия отбирала. По просьбе  мужиков дедушка прошёл  комиссию за нескольких человек, хилых не брали. 
     Матушка  через много лет нашла своего отца на Украине в селе Гороховка и привезла к нам, домой. Дедушка  с собой привез кнуты,  по приезду пошёл работать на лошадях, ему уже было семьдесят лет. Хотя  он не воспитывал и бросил   свою дочь  на произвол, матушка нашла, привезла и досматривала своего  отца.
      На 73году дедушка объявил, что у него  есть невеста,  он хочет  жениться.  Матушка приготовила приданное,   справили скромную свадьбу, соседи  веселились. Через некоторое время  матушка увидела замученного,  похудевшего отца, разобралась, оказывается, молодушка пьет, больше дедушки, всю пенсию пропивает, забрала отца. Я убежден что, пьянство женщин - это страшное бедствие, хуже  мировой революции. 
   
         К сожалению,  не выяснял и  не знаю, как родители оказались  на Кубани: мать - курская, отец - орловский. Знаю, что дедушка по отцу - Юсин Петр Семенович был старостой села Осмонь, у него было   шесть сыновей, все высокие, статные,   из них  мой отец -  Юсин Моисей Петрович, а прадеда звали - Семен Ферапонтович.
      Жили зажиточно, имели восемь лошадей. Когда наступал Юденич белогвардейцы  уговорили оказать помощь лошадьми, а для убедительности предложили, что бы  мой отец поехал вместе с ними до первого населенного пункта, а потом сын приведёт
    лошадей, но вернулся без лошадей, когда начался бой, не до       лошадей было,   живым бы остаться (отцу шел тринадцатый год).
      Сколько я помню, матушку на Кубани  называли  кацапкой.  Коренные кубанские  казаки тем самым подчеркивали иногороднее происхождение.
        Рос на Кубани, естественно  впитал  местные  привычки, особенно, когда пацаны устраивали драки, сражения, улица на улицу, а позже  между селами за  девчат. Нападали  на бахчу. 
    Помню, наворовали арбузов и не смогли справедливо поделить, а потом нельзя было заходить на другую улицу – побьют, надоедало, драться - мирились. Совершали походы по кручам, ловили змей. А ночью лазали по садам за фруктами, хотя почти у каждого имелся свой сад, наверное, не хватало адреналина.   
       Было и любимое занятие у подростков: незаметно проникнуть в клуб и посмотреть кинофильм. На любые изощрения  шли, чтобы сохранить пять копеек на кино, да и у многих детей  денег не было.   Прошмыгнуть в зал незамеченным было непросто за спинами входящих в зал, правда, многие помогали, прикрывали,   способствовали проникновению. Киномеханики оба были высокие под два метра Петр и Павел  без труда ловили шалунов и за уши выдворяли на улицу. Иногда они проводили контрольную проверку. Включали свет  в зале и ловили проникших подростков, как правило, пацаны  сидели   на земле перед экраном и в проходах.    Шли на всякие  хитрости. Летний театр был без крыши, только  стены с фронтоном, оставшиеся   после войны.
      Днем мы пробивали стену и мастерски замуровывали, так чтобы не было, видно пробитую стену, а вовремя демонстрации кинофильма тихонько вытаскивали кирпичи и  просачивались в зал. В то время электричества не было в селе,  на улице был движок по- моему, Ча-2, который обеспечивал демонстрацию кинофильма . Когда пацанам не удавалось попасть в кинотеатр начинали вредить сыпали песок в выхлопную трубу, движок выходил из строя, тогда Павел и Петр гонялись за пацанами с резиновым  шлангом.
     По мере взросления становились более серьезными, остепенялись. В селе была  изба читальня и клуб из бывшей конюшни, где учились танцевать, когда не было, гармониста ходили к нему уговаривали, а он иногда кочевряжился, цену нагонял, когда не удавалось убедить, тогда придумывали сами игры.
    Например, игра  в пояс  становились, в круг один брал,  в руки пояс хлопал, по плечу стоявшего в кругу убегающий, если видит ,что его догоняет,  имел, права хлопнуть по плечу любого участника и занять его место, а  кто не смог убежать, получал удар поясом, брал, пояс и всё повторялось.
      Особенно нравилась игра под  называнием «колхозный двор с  фантиками»:  все присутствующие  рассаживались по кругу, один выходил, в круг и начинал присваивать имена  или кличку участникам игры, или название хозяйственной утвари. Допустим,  лошадь, корова, телега, ружье, сбруя, бригадир, звеньевая. Доярка,  лиса, волк, заяц, кирпич, табак,  волк, лимон, мешок, табун.  В зависимости от количества присутствующих желающих, как правило, было много человек до 30 и больше. Ведущий  должен  вести речь с фантазией и складно. Не только про колхозный двор желательно и про рыбалку, охоту - все можно  говорить но, чтобы было интересно слушать и, чтобы  участники не забывали вскакивать, поворачиваться и садиться на место.               

     Например,   ведущий начинает рассказ, ну так вот, хлопцы и девчата. Собрался я  на работу и передумал лучше пойду на охоту,  прошёл колхозный двор,  навстречу идет звеньевая, несет сбрую,    смотрю, а в хлеве бригадир обнимает и гладит по волосам доярку, а коровы смеются, радуются, а лошадь ржет, от удовольствия  навалившись на телегу. Вышел в поле и забыл взять с собой ружье,   вижу, валяются кирпичи, набрал кирпичей в мешок, а зайцы бегают табуном. Разложил кирпичи по полю, положил на каждый кирпич щепотку табака. Зайцы не любят курить,  но любят с  удовольствием нюхать табак, подбежит заяц понюхает, чихнет и, как  ударится головой об кирпич и в отрубе.  Мне остается только собрать зайцев и бросить    в мешок, чтобы не видели волки и собаки, бригадир  и звеньевая. Кроме этого очень любят зайцы  пить чай с лимоном, бывало, идешь по колхозному двору, а зайцы так и шныряют между ног коров и лошадей, прыгают по телеге, ищут лимоны, чая то у них в достатке. Ну, в крайнем случае, могут заварить травки: чабрец или Иван чай. А насчет лимонов у них   проблема. Поэтому нарежу лимонов, разложу по телеге. А сам спрячусь за оглоблей и жду, когда  зайцы укусят дольку лимона. Только укусят, как скривятся от  лимона, зажмурятся, ничего не видят, я в этот момент спокойно хватаю зайцев за уши и в мешок.
     А когда наполнится, мешок  отдаю звеньевой, чтобы она нажарила шашлыков для бригадира и доярке, и  собаке  тоже, а потом угостит пробегающих  мимо  лисицу и волка.
   А когда называл участника по  имени или кличке, тот должен вскочить, повернуться кругом и сесть на место, а если прозевал должен положить в копилку фантик, платочек, расческу, фуражку и т.д. Когда много наберется фантиков, начинают спрашивать участника, чей фантик и предлагают за фантик спеть или сплясать,  рассказать стихотворение или рассказать сказку, быль  и т.д.
    На первый взгляд, кажется, незатейливая игра, но развивает и внимательность, и уметь фантазировать, и петь, и сплясать перед обществом, развивает талант, снимает внутреннее  напряжение.  Игры  вызывает у участников всплески веселья, особенно из-за тех, кто не успевал вскочить и повернуться.   
        Мне нравилось проводить время в избе - читальне об этом периоде остались самые прекрасные впечатления, как правило, в вечернее время. Уютное здание с несколькими  комнатами, где можно было послушать музыку, почитать, развлечься  с девчатами, в шашки и шахматы поиграть, там и я  научился игре в шахматы. 
 А в остальное время старались выполнить домашние дела и бежали на улицу поиграть в красных и белых и лапту. Эти игры требовали быстроту и скорость. Особенно  увлекались  борьбой.
    Или убегали на речку Кубанку, канал, который соединялся с рекой Кубань или на рыбалку. На  одном месте  не сидели,      находились в движении, обуви не было,  бегали босиком. Подошвы были задубевшие. Как- то загнал в подошву ржавый гвоздь, не мог вырвать и попросил знакомого мужика, он мне помог  вырвать гвоздь. Все время были на свежем воздухе, впитывали, природные  запахи и звуки.
      Запах родного очага и природы остается на всю жизнь, особенно степь, холмы, кручи, пахнет особенно трава чабрец, перемешенная с запахом животных овец коз и коров.
    Первый раз я был удивлен влиянием запаха на обоняние независимо от расстояния. По воле судьбы получил  назначение  служить в Потийскую бригаду в Грузию.
      Как- то, я зашел на потийский рынок и от специфического запаха рынка я даже остановился,  в нос ударил идентичный  запах сирийского рынка из города Александрия в Египте. Значит, обоняние фиксирует запахи не только свои, но и чужие и надолго остаются в памяти.
      После очередной боевой службы я попал в Болгарию на ремонт корабля в КРЗ « Флотский» арсенал, который находился в конце озера, в  20 км от Варны.
      Первый раз я  решил пробежаться вдоль озера и высокого берега  у нас называют их кручи. Повеял ветерок и я вдохнул воздух с запахом трав, смешанным с чабрецом, полынью и животных, который напомнил родные Кубанские степи.
       Для меня это было так неожиданно,  стоял и глубоко вдыхал  родной запах.
 В голове пронеслись  фрагменты моей жизни - детство, юность.    Всплыли в памяти  рассказы   родителей и родственников о Великой Отечественной войне.

       Это было в  мае 1942г,  немцы оккупировали Кубань.

  Немецким офицерам  понравился наш дом, они нас выгнали из  дома, но разрешили поселиться в пристройке, хорошо, что была  печка «буржуйка».
   Нас было пять человек матушка дедушка в возрасте 95 лет,   брат четырёх лет,  сестренке шел 14год  и я - трёхлеток.
    Дедушка Юсин Петр Семенович в первую мировую войну потерял ногу, ходил на  деревянном протезе, чтобы мы не убегали от него, дедушка   привязывал старшего  Леню за ногу к дереву, а  я с  братом  играл, не убегал, а сам садился под деревом и любовался внуками.
      Два немецких офицера напали на Машу  с целью изнасиловать. Дедушка бросился спасать внучку, фашисты забили  дедушку «коваными» ботинками до  смерти.          
  В первую мировую  Дедушка остался живой,  во вторую    Великую Отечественную войну фашисты убили.
      Матушка говорила,  что дедушка мог прожить сто двадцать лет по состоянию своего здоровья. После похорон дедушки я пошел в свой дом, где играла музыка, немцы веселились.  Матушка поздно увидела, когда я входил в дом, дверь была открыта,  при этом приговаривал,  ну-ну и как бы   грозил пальчиком, меня вышвырнули, я ударился о порог и вылетел на улицу,  видимо  в тот момент я взял самую высокую ноту в жизни.
  Вечером к нам зашел рядовой  солдат дал мне шоколадку.
  При этом приговаривал «киндер»,  «киндер», поглаживая по головке, и что - то  на немецком говорил. Как бы извинялся за жестокость офицера. Видимо не все немцы были извергами,  или вспомнил о своих детях.
          
     В  Мае 1943г  немцы с помощью полицаев, а точнее было дано  распоряжение  полицаям  согнать женщин детей стариков в г Крымская  с хуторов и  селений. Слух прошел, что всех отправят в Германию на работу.

    Женщины уговаривали  полицая   Феликса Помакова, чтобы  он не отправлял мою мать с детьми, просили пожалеть   маленьких  детей. Но он был непреклонен. За  жестокость и выслуживание перед немцами  люди проклинали полицая  Феликса  Помакова. После войны Помаков отсидел 10 лет в тюрьме и вернулся.  Когда сгорел его  внук  в палатке  во время службы в армии,  Помаков ходил со слезами  жаловался знакомым. Люди сразу вспомнили, о проклятии, но сопереживания ему не выказывали. Сожалели только о том, что за  грехи  и пагубные дела родителей,  несут кару  их    дети и внуки.       
   Сформированную колонну пленных из стариков женщин и детей погнали пешком, их сопровождали фашисты с собаками.
   На первом же  привале  женщины начали освобождаться от вещей оставляли минимум и по ходу движения выбрасывали все лишнее. Летнее солнце  нещадно палило. Лютую жару, пыльные дороги,   жажду, голод и усталость многие не выдерживали,  падали замертво, еще живых добивали конвойные. В колонне раздавался  детский плач,  стон стариков и обессиленных женщин. Резкая  немецкая речь, злобное рычанье и лай овчарок вызывали кошмар у людей. Просто не верилось, что всё это  происходит  на фоне буйства весеннего цветения садов и поющих птиц. Гнали от родного очага в неизвестность.   
    Только к концу дня, когда спадала   жара, становилось немного легче, а  на привалах вечером в лесополосах пели соловьи.
     Матушка говорила, когда слушали трели соловушки,  у   измученных людей на лицах появлялось просветление,  возрождалась в душе надежда на лучшее  будущее и  благодарили соловушку за поддержку и считали,  что соловушка поет только для  них, а не для фашистов. 
    Когда гнали по территории Украины подъехали к  колонне    несколько крытых машин, похожих на кунги душегубки .
   Полицаи начали уговаривать женщин,  чтобы они посадили детей в машины, а через двадцать  километров впереди село,  там отдохнувших детей вам вернут, а вы отдохнете от детей.
     Женщины поверили, начали  сажать детей в машины,    матушка и сестра отца  Наталья Петровна решили, что так будет, лучше   хоть дети  отдохнут. Но когда мою  двоюродную   сестра Валю первую  подвели  к машине, она  испугалась,   в кунге  было темно, она  закричала:
   - Мама!!! Я не полезу в машину, я лучше пойду пешком,  не буду пить и кушать!
     Надя согласилась не сажать дочь Валю и  моя матушка отказалась от такого варианта, а Наталья Петровна выскочила из машины и тоже согласилась  идти  пешком со своими внуками.
      По прибытии  в село, те,  кто посадил  детей в машины,  больше   своих  детей  не увидели. Многие женщины рыдали, кричали, некоторые даже рвали волосы на себе.
      Я могу только  предположить, что это специально так долго   гнали пешком пленных. Как бы провели, естественный отбор, немцам нужны были крепкие, сильные и выносливые дети, а  когда  измождённым, измученным женщинам предложили посадить в машины детей, они добровольно отдали своих детей.
      
        Что сделали фашисты   с детьми, история умалчивает.      Может, задушили детей в газовой  камере в машинах,
 приспособленных к уничтожению людей. А может, провели медицинские эксперименты на детях. В любом случае дети канули в небытие.
          При встрече Валя иногда напоминает нам, что она спасла нас от  смерти. По прибытии в село Антоновка Георгиевского района   Кировоградской области  нас поселили  в бараках за колючей проволокой, по периметру бегали собаки. Гоняли пешком на сельхоз работы, если поля находились далеко, то возили на машинах. Матушка меня не оставляла одного в бараке, по необходимости привязывала меня за спиной и шла на работу.        Машу вместе с молодыми ребятами и девчатами угнали  в Германию, освободили Машу 1945г,  она вернулась домой. 
      
       В   феврале 1944г  нас освободила Красная армия.
 Немцам  уже не было необходимости убивать нас:  многие заболели тифом, мы  с братом  медленно умирали, матушка сидела, наклонившись над нами, не знала, что делать, нас поразила болезнь - скарлатина, мы лежали покрытые гнойными  струпьями  полностью от головы до ног и  могли издавать  только писк.
       Нас нашла  женщина украинка, увидев, в каком мы состоянии, забрала к себе домой.      
     Поила травяными отварами, купала в ванне с настоями из трав. Матушка говорила, что через  неделю, струпья сошли, очистилось все тело, и мы стали розовенькие, как поросята.
    Эта женщина вернула нас к жизни. Матушка часто вспоминала с благодарностью эту женщину и  всегда молилась за нее и желала здоровья.
    Говорила, что это ее бог послал, чтобы нас спасти. Можно считать второе рождение, а может  третье. Жалко, что не знаю фамилию этой доброй женщины.

    
    После плена возвратились на  Кубань,-  дом был сожжен.  Многие жили  в землянках.  К этому времени  вернулся  с госпиталя  отец. Благодаря  взаимовыручке,  помогали друг другу  бескорыстно, и нам помогли вырыть землянку, чтобы спрятаться от атмосферных осадков.
        Отец все таки решил уехать в Грузию в теплые края в Цихандзыри, это недалеко от Батуми. Нам выделили небольшую  комнатку в двух этажном  деревянном доме. Отец охранял цитрусовый сад, а Матушка  работала на цитрусовых плантациях. Отец приносил за пазухой цитрусы  и  подкармливал нас мандаринами  апельсинами.   

         Но через полгода мы вернулись на Кубань в свои родные края. Я думаю, отец пожалел, что рановато вернулся на  малую родину в  голодный 1946год.  Местные жители сожалели  о том, что мы уезжаем, добрые хорошие люди уговаривали остаться, работа есть  жилплощадь, теплый  климат. Отец говорил, что у него очистились почки от гноя за период охранения цитрусовых плантаций.
      По возвращении нас поселили в бывшем немецком  разрушенном доме, раньше в нашем селе  Джигинка было  немецкое поселение – колония, чудом сохранившиеся  две комнаты  посередине дома естественно требующий ремонт, крыши не было  пришлось крыть  соломой.
     Чтобы накрыть, крышу соломой необходимы особые навыки.
      

 Запомнилось босоногое послевоенное голодное детство 1946 года.  Сидим со старшим братом на завалинке опухшие от голода и играем в азартную игру,  которая  состояла в том, чтобы разом выдавить три ямки  на мягком  месте ног и у кого быстрее выравниваются, восстановятся ямки, тот и выиграл. Каждый из нас отстаивал свое первенство и радовался, если победит.   Иногда думаю, не дай, Бог, детям такое соревнование.   
    Мы ели разные лопушки, молодые побеги на кустарниках, виноград, калачики  ромашки, зернышки конопли, конопля росла, высокая по всему селу в ней в прятки играли. Диета состояла из разнотравья.
  Отец весной разбросал солому по вспаханному огороду, в соломе остается зерно после обмолота пшеницы.  Эксперимент получился, к июню заколосилась пшеница. Мы с братом подползали  к пшенице, срывали колоски ещё не вызревшие, молочной спелости, терли их опухшими ручками  и ели зернышки - это в очередной раз  нас спасло от смерти.
      Матушка готовила суп из лебеды  и крапивы и разных корешков.
     Я  полагаю, что многие дети войны прошли такое испытание на прочность, да и сегодня многим не сладко живется.
      Отец ходил за 30 км за рыбой – хамсой, до Темрюка, копали в плавне корни камыша, сушили, после чего разрезали - внутри был порошок похожий на тальк, а на вкус чуть- чуть сладковатый.   
    Летом старались попасть на комбайн. Когда с полей убрали подсолнухи, с маслобойки привозили спрессованные большие круги жмыха, так называемая макуха, отобьешь кусок от круга,  бегаешь и грызешь, не знаю, польза была или нет, но голод притуплялся. Бегали на речку драли раков,  мы их вытаскивали из нор с помощью проволоки загнутой в виде крючка.    
      Родители все делали, чтобы нас спасти. Это было нелегко, особенно отцу  после ранения.
      
    Нелегкая  судьба выпала   женщинами старшего поколения. Я считаю матушку святою, она пронесла нас детей через все испытания военных  и послевоенных тяжелых  страшных лет, не бросила, не отказалась, выдержала, дала жизнь и воспитала.
 
Продолжение следует...