Признание Живописи Поэма

Федор Федорович Федоров
Небольшое авторское вступительное предисловие к произведению

В детстве я очень хотел стать художником – это была моя первая в жизни заветная мечта! Во втором-третьем классе я даже посещал художественную школу и делал довольно неплохие начальные успехи. Однако желание связать с этим занятием свою жизнь со временем, видимо, поугасло, но тем не менее на всю жизнь осталась огромная страстная любовь к миру Живописи. Перестав обучаться живописи, я собирал огромные коллекции журнальных серий об этом удивительном виде Искусства, запоем перечитал биографии всех величайших художниках в истории…

Сегодня я являюсь профессиональным поэтом и декламатором поэтических произведений, популяризатором классической поэзии, человеком, который, казалось бы, живёт только поэзией, для которого поэзия стала не только призванием, способом самовыражения, но и стилем жизни, крепко-накрепко связанного душой с Искусством Поэзии и особо преданного, казалось бы, только Ему!..

Но… тем не менее, Живопись для меня продолжает оставаться абсолютно равноценным по значению и почитанию видом Искусства наряду с Поэзией. И вот в данном произведении, стоившем мне особо длительного кропотливого труда над словом, язык Поэзии позволил воздать мне дань благодарности потрясающему и боготворимому мной Миру Живописи!..

На фото - картина "Московский дворик", признанный шедевр великого художника Василия Поленова. Это одно из моих самых любимых живописных полотен, во многом вдохновившее на создание данной поэмы.

Итак, "Признание Живописи"!

Эпиграфы:
«Любите, живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно»
(Н.А.Заболоцкий, «Портрет»)

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель»
(А.С.Пушкин)

«Меня ведь не рубли на гонку завели, -
Меня просили: «миг не проворонь ты –
Узнай, а есть предел  - там, на краю земли,
И – можно ли раздвинуть горизонты?»
(В.С.Высоцкий, «Горизонт»)

Мне не нужны несметные богатства! –
Я никогда не слыл любителем роскОш…
Мне дело до Рокфеллеров и Габсбургов,
Как до изношенных Историей калош…

Я не мечтаю о султановых гаремах,
Ведь Женщин я в стихах боготворю! –
Они времени должны быть и вне бремени. –
Идти по улице одной с Богиней – значит, временно,
Всего на миг, - побыть уже в раю!..

Не привередлив я в быту! – Мой быт – Природа! -
В душе квартиры я могучий лес храню!..
И не нуждаюсь я в фантазии народной –
Её то Славой, то Молвой легко браню!

Я не жалею о высоких пьедесталах,
Мильоны баксов не поставлю я ни в грош!
Лишь об одном жалею: Что художником не стал я…
И что не я создал когда-то «Рожь»…

Я не завидую! – нет-нет. – Творить хочу я! –
Во мне творец бушует записной! –
С тех пор, когда смиренье хищности почуял,
Я в Океанах на полотнах чудных
Пред айвазовской океанною блесной.

С тех пор, как шёл тропою узкой и безбрежной
В Страну Могучего – Ивана Шишкина! – Добра! –
У истинного злата неизбежного,
Что пламенеет мягкой спелостью Надежды,
И зрел заоблачный всевидящий экран!..

Я верил, верил – как неистово я верил! –
Во что же верил я? – В Неистовость саму! –
В Мир Живописи, что раскрыл так сказочно все двери
В неведомую литераторам Страну!

Так хочется мою шальную авторучку
Сменить подчас на трепетную кисть!..
Навек, Поэзия, я – верный твой подручный!
И благодарен за лирическую участь!.. –
Но только - Живопись! - в «Жизнь» превращает «жисть»,
Когда Поэзией – и то! – нельзя душе спастись.

В Поэзии – мятежность есть излишняя,
И слово каждое подчас таит в себе «Девятый вал»!..
К тому ж художник полотно за два часа не пишет. –
Иванов же «Явление…» творил лет двадцать с лишним!..
А Айвазовский шесть лет Бурю проживал!..

В основе Лирики – всегда порыв душевный.
В основе Эпики – «ошибок трудных сын».
А Живопись, выхватывая - лишь мгновенье! -
На равных! - высветляет Горесть, Опыт, Грёз Свершенья,
Но всё ж – Мечте! – даря особые бразды…

В ней меньше откровения сверхличного,
Но больше Жизни, созданной Творцом! –
Сверхжизненно так! – отражённого Безличного,
И венчанного не косматой притчевостью –
Глубинного неравнодушия венцом!

Сверхжизненно так! – Вправду!.. – Вот «Московский дворик» –
Как будто бы не лишь поленовский шедевр, -
Соседняя Планета для Земли с её Историей! -
Земля иная! – в Счастье беспризорная…
Край, где забыли, для чего мы запрягали лошадей,
Во власти безмятежной солнца, куриц, трав, детей!..

Иль «Первый снег», что Пластовым подсмотрен
И воплощён чистейшей детскою мечтой. –
Мир этой Чистоты особенно-особен! –
Пречистой детскостью радушья обусловлен,
Уютным снежным чудом обустроен -
Внепланетарный здесь фрагмент запечатлён!..

А если переполнен «Звёздной ночью»
Вангоговской мечтательный твой пыл,
То даже пыльность поэтических обочин
Ты сможешь опланетить! – И побочность
Подсолнухами разгорится для толпы! -
«Подсолнухами» жарких образов лепных!..

Или попробуйте цветами Ренуара
Вы окультурить грядки своих строк! -
И кульминацию Вам явит – искру ярую –
Вдруг Умиротворения тиарою! -
Талант – бессмертника преяркого цветок!..

Детальность жизни в Живописи строже,
Какую «жизненностью» мы привыкли нарекать
Но – парадокс! – и для Фантазий Мир Художеств
Просторней во сто крат Поэзии – возношенной! -
Чтоб спеть веками в кущах райских Царства Божьего…
Да вам по совести расскажет всяк художник! -
Что есть Мечта? – ни меньше и ни больше,
Бегущая из Живописной Рощи
Безбрежно-плодоносная река!..

Лишь потому не верю в сказочность царевен,
В божественную суть олимповых богинь! –
И лишь одной «Царевне-Лебеди» поверил –
Не пушкинской, а врубелевской «Лебеди»! -
В тот родниково-мягкоснежный взор – доверью гимн!..

А если взор «Мадонны» Рафаэля
Отобразить мы вздумаем, Поэзия, с Тобой,
То вся бессильна Слова Божьего елейность…
Нет Богородицыной Чистоты священней! –
Но… живосмысловость, которой нет безбрежней,
Лишь живописцевой воссоздана рукой!..

Ни мысли, ни намёка! – свергнуть с пьедестала
Поэзии непревзойдённый мир. –
Пусть у Поэзии любимой – недостатки,
Так совершенно под пером универсалов
Она всегда несовершенствами блистала! –
Но… всё же жаль мне, что художником не стал я!..
Особый лунный свет над ДнЕпром не пролил!..

Недаром всяк поэт великий преклонялся
Пред Живописью, как пред Музою всех муз! -
Как «Струйской» Рокотова неподдельно удивлялась
И Заболоцкого сама Сверхгениальность!
В Высоцком замирала вся накальность
Пред тем же светом от Куинджи – шедевральным!
А Александр – Солнце-лирик! А Тарас –Кобзарь наш!
А Лермонтов и Лорка! Маяковский и Коваль! - нам
Сугубо-свой, отлично-яркий мир картин ковали! -
Когда поэты кисть чарующую брали,
Так очарованно Моря Искусства их вобрали
Бескрайний Миры и обрамление – внерамное,
Миры оттенков от палитры-радуги Рембрандта,
И сочные лучи Рассвета – яблоки Сезанна!..
И нет сомнений, что фундамент Мирозданья –
Поэзии и Живописи дружеский союз!..

Лишь Муза та! - что с Живописью чутко дружит! -
Способна горизонты раздвигать!
Рождать Венер из левитанской талой стужи!
И сомовскую Даму в Голубом, обезоружившую
Самоотдачей взгляда Преданности любящей,
Из увядающего парка – праздно-чуждого -
Перенести! – Да на романтика руках! –
В могуче-преданные Шишкину леса-века! –
Лишь сможет тот Поэт, что в Живопись вникал!..

О, как я верю в это! – Как неистово я верю! –
Во что же верю я?! – в Неистовость саму! –
В единственную Сказку, где закрыты Андерсену двери!
В ту Сказку – несказанную, безмерную -
С названьем «Живопись» - одну-неведомую
Для сказочников мировых Страну!..

(14-17 июля, финальная авт.ред. – 24 июля)

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!
Данное произведение имеет множество отсылок – как к общеизвестным именам, событиям и понятиям, так и – к малознакомым широкой публике. Поэтому хочу пояснить отдельные моменты:
1)«Иванов же «Явление…» творил лет двадцать с лишним, А Айвазовский шесть лет Бурю проживал!».

Речь идёт о том, что знаменитый шедевр «Явление Христа народу» Александр Иванов писал на протяжении 27(!) лет. Иван Айвазовский – напротив – написал «Девятый вал» в довольно короткий срок. Некоторые исследователи утверждают, что он создал его за три часа.

Однако немногие знают, что замысел знаменитого шедевра родился у живописца за 6 лет до этого - в 1844 году Иван Константинович пережил страшный шторм в Бискайском заливе. Корабль, на котором находился художник, даже преждевременно объявили затонувшим.

После этого он на протяжении шести лет вспоминал глубоко потрясшее его событие и, по-видимому, столь же долгое время вызревал замысел шедевра. К тому же, помимо времени, ушедшего на работу над картиной непосредственно, нужно обязательно прибавлять к ней время работы над эскизами.

2) А если переполнен «Звёздной ночью» / Вангоговской мечтательный твой пыл, / То даже пыльность поэтических обочин / Ты сможешь опланетить! – И побочность / Подсолнухами разгорится для толпы! - / «Подсолнухами» жарких образов лепных!..

 В данной строфе произведения речь идёт о знаменитых сериях великого нидерландского художника Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Окказионализм «опланетить» использован здесь мной, так как «посолнечная» серия Ван Гога показывает целый особый мир поразительного многообразие состояний такого, казалось бы, обыденного для всех растения;

3) «Или попробуйте цветами Ренуара / Вы окультурить грядки своих строк, / И кульминацию Вам явит – искру ярую – / Вдруг Умиротворения тиарою! - / Талант – бессмертника преяркого цветок!»

Здесь идёт речь о Пьере Огюсте Ренуаре как о непревзойдённом мастере натюрморта и о об огромной чудесной серии Ренуара, изображающей именно цветы – формы, оттенки, состояния цветов при различном ракурсе, местоположении, освещении.

Насколько огромное значение для творческого мира Ренуара имели цветы, можно судить хотя бы по этой фразе великого живописца: «Когда я рисую цветы, на мою душу снисходит спокойствие».

Чудесный талант Ренуара я сопоставляю с бессмертником не только по символичности названия, выражающей вечность гениальных творений в искусстве. В особом авторском образе «бессмертника преяркого цветок» я выражал отдельный сорт – бессмертник прицветковый – который действительно является одним из самых ярких, красочных, пёстрых цветущих растений мира.

4) «…Просторней во сто крат Поэзии – возношенной! - / Чтоб спеть веками в кущах райских Царства Божьего…».

 Слово «возношенный» сегодня не используется в широком обиходе. Оно является архаизмом, который употреблялся именно в религиозно-обрядовой сфере, применительно именно к дарам, которые возносятся прихожанами во славу Христа. Применительно к человеческой душе и её переходу в иной мир всегда употреблялось причастие «вознесённый».

5) «…Как «Струйской» Рокотова неподдельно удивлялась / И Заболоцкого сама Сверхгениальность!..».
 
Данные строки являются отсылкой к чудесному произведению великого поэта «Портрет». Николай Алексеевич Заболоцкий был не только истинным гением Поэзии, но и – тонким преданным восхищённым ценителем Живописи.

6)«В Высоцком замирала вся накальность / Пред тем же светом от Куинджи – шедевральным!».

Данная строка является отсылкой к знаменитой анкете, заполненной Владимиром Семёновичем Высоцким 28 июня 1970 года по вопросам актера Анатолия Меньшикова, работавшего с ним в Театре на Таганке. В ней великий поэт указал «Лунную ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи своим любимым живописным произведением, ошибочно назвав его «Лунным светом» Куинджи».

7)«А Александр – Солнце-лирик! А Тарас –Кобзарь наш! / А Лермонтов и Лорка! Маяковский и Коваль нам! - / Сугубо-свой, отлично-яркий мир картин ковали…».
Речь идёт о том, что А.С.Пушкин, Т.Г.Шевченко, М.Ю.Лермонтов, Ф.Г.Лорка, В.В.Маяковский были не только великими поэтами, но и очень талантливыми художниками. Особо хочу упомянуть о Юрии Иосифовиче Ковале, имя которого сегодня, думаю, не слишком известно…

8)Юрий Коваль – выдающийся советский детский писатель. Разносторонне одарённый человек, проявивший себя как сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен. Его живописные работы заслуживают серьёзного внимания, так же как и произведения выше перечисленных классиков поэзии.