Симферопольский вечер, или Город-Вдохновение

Федор Федорович Федоров
Я всегда утверждал, что моя основная национальность – симферополец. И Симферополь - это моя главная Родина, не взирая ни на какие политические перемены. Куда бы я ни уезжал, через несколько дней меня всегда начинает тянуть в «мой город-мою крепость». На днях совершенно чудная прогулка по вечернему любимому городу наконец-то вдохновила меня на написание стихотворного посвящения так значимому для меня в личностном и духовно-творческом плане Симферополю – на написание по-настоящему стоящего, очень вдохновенного произведения. Потому-что и ранее случались попытки создания стихов на эту тему - но неудачные... И я их, конечно, нигде не публиковал и не собираюсь. Но наконец-то свершилось – я воздал дань благодарности моему дорогому «душевному причалу» - как полагается!..

«Я люблю возвращаться в свой город
Нежданно, под вечер…»
(А.Я.Розенбаум, «Возвращение в город»)

Поэзия, прошу, не требуй от меня глобальных тем!
И – умоляю! – поизбавь от ярых строчек! –
Хочу лишь, Муза, сбросить груз немереных проблем,
И Симферополю вечернему предать мой почерк…

Я не хочу, мой Город, мыслить ни о чём! –
Хочу я растворяться в твоей сумрачной прохладе…
Мой Симферополь – мой извечный дом! –
Ты разомглять кромешнейший излом
Пути любого моего навеки даден!..

Что за прохлада в твоей мглистости парит! –
В - цветистой разогнистой - мглистости витает…
Нет! - никогда ни Барселона, ни Париж
Не встретят так меня – держу пари!
Ни даже Киев так мой дух не привiтає!..

Нет, нет! – Мой дух ни с Днепром, и ни с Доном –
При всей сакральности судьбносности – безбрежной! – этих рек.
И если б паспорт «Гражданина Мира» дали мне законно,
Я б потопил его в родимом Салгире!..

Навек я венчан с Железнодорожной башней!..
Свидетель – гул певучий поездов!..
Поверьте мне – Её - при всей безбашеннности! –
На кралю Эйфелеву променять бы я не смог!..

Ну вот - опять порыв! И - резкость снова!
Я ж - про прогулки миротворный час! -
Выгуливаю и выкупываю душу звонко-знойную -
И в грохоте вокзальном! и в соборном звоне! –
Чтоб звон моих курантов – колокольных! -
На низких нотах в городской душе звучал!...

Каким приютным сном мечтаньям бесприютным
Цветёт «Салгирки» и «Гагарки» тишь, покой!..
Как вечереешь, Город мой, ты над сиюминутностью,
Над суесловностью, над бесконечности бессутности!..
Как будто в колыбельной беспробудности
Очистилась душа от серых будней всех…
И благодарствует домам, проспектам, улицам
Cловами, что подсказаны – мне чудится –
Чудесным лекарем-святителем Лукой!..

Иль, может, Море Тишины Вечерней пишет
Здесь Айвазовский благодарною рукой!.. –
Я знаю: Гений помнит Город мой возвышенно! –
Как судьбоносен для него – на первый взгляд, затишный –
Мой город-собиратель - дорогой! –
Благословлял в дорогу щедро и легко!..

И потому всегда так много в нём приезжих.
И я - впитав его космополитный дух! -
Так часто свою влюбчивость безбрежную
Распространял за симферопольские межи, -
Не жалуя землячек красоту –
На Киров, на Донецк, на Львов и на Москву!..

Но сколько я любовных посвящений
На этих улицах любимым подарил! –
И не было мгновения священней! -
Когда мой Симферополь овечерит
Мне каждое несмелое прочтенье
По-дружески старинной мудрой тенью,
Вобравшей дух Кенассы и мечетей,
Монастырей славян первосвященных,
И скифских капищ в городах пещерных…
Ты – не соавтор, не – соисполнитель. - Ты – почтенней! –
Хранитель всех моих Любвеобильных Сил!

А вот сейчас - бессильна лирика, и тает
В сплошной Элегии раскидистых аллей,
В элегиозности! - что в волосах витает
Родных богинь… И вот, поэт-мечтатель,
Вам, симферопольки, хочу поклон воздать я,
Ведь вы моё лирическое мирозданье,
Пусть – невзначай, но держите годами! –
Улыбок свет, что близок мне ментально,
Вдруг превращает мимолётные мельканья
Как будто бы в прохожие свиданья! –
И вот сейчас хочу ваш сонм обнять я
Всей украинско-русскою душой своей!..

Да, знаю: всех славянских женщин превозносят…
Но, воздыхатель, попрошу Вас замечать! –
Что только симферопольская Тося
Символизирует собой девчат!

И выходя за город свой, как в засонетность! -
Я вспоминаю, гордость в сердце не тая,
Что в милых сердцу симферопольских окрестностях
Родилась Муза славная моя!..

А вечер!.. вечер!.. – окрыляет воздух! –
Кругом не воздух – вдохновенья аромат…
И эти симферопольские звёзды…
И Дух Степей, что не сломить колоссам!
И Дом извечный, что векам не поломать!..

Когда же будет близок час забвенья,
То, Город мой, ни мне, ни Музе - и в сто лет! -
Я знаю, не позволишь ты стареть. –
Нет, только до последнего мгновенья
С тобой, мой Город, вдохновенно вечереть!..

(18- 20 июля, финальная авт.ред. – 24 июля)

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!
Данное произведение имеет немало отсылок – как к общеизвестным именам, событиям и понятиям, так и – к, возможно, малознакомым для широкой публики. Поэтому хочу пояснить отдельные моменты:

1)Салгир – крымская река, основная водная артерия Симферополя;

2)«Салгирки» и «Гагарки» тишь, покой…». Речь идёт о двух самых красивых и популярных парках Симферополя – парке имени Николая Багрова при Крымском федеральном универститете, или парке «Салгирка», и парке имени Юрия Гагарина (в просторечном выражении – «Гагарка»).
3)«Хирург-святитель Лука». Речь идёт об одном из самых почитаемых ныне православных святых – Святителе Луке Крымском (Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком).

Святитель Лука – великий врач-хирург, выдающийся учёный, автор многочисленных научных трудов и монографий по анестезиологии и гнойной хирургии. Доктор медицины (1915), доктор богословия (1959), профессор. Архиепископ Русской Православной Церкви. Проповедник православной веры, произнёсший более тысячи талантливых проповедей на основе библейского учения. Доктор медицины (1915), доктор богословия (1959), профессор. Духовный писатель и мыслитель. В частности, автор знакового труда «Наука и религия», в котором обосновывает отсутствие серьёзных противоречий между миром науки и миром религии, которые принято противопоставлять друг другу (данный интереснейший труд лично рекомендую к прочтению!). Преподаватель. Талантливый художник.

Более того, Святитель Лука был лауреатом Сталинской премии первой степени (1946) за монографию «Очерки гнойной хирургии». Хотя до того был репрессирован и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет(!). В 1946 году де-факто реабилитирован, стал лауреатом Сталинской премии. За участие в Великой Отечественной войне в качестве военного хирурга, спасшего тысячи жизней советских солдат, был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Жизнь и деятельность Святителя тесно связана с Симферополем и вообще с Крымом. Он родился в крымском городе Керчь. А с апреля 1946 года до самой смерти жил и работал в Симферополе, после назначения архиепископом Симферопольским и Крымским; кстати, ранее он занимал ряд иных архиерейских кафедр РПЦ на территории СССР.

В начале 1947 года он также стал консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства. Также недолгое время он читал лекции для практических врачей Крымской области.

Последние годы служил в симферопольском Храме всех Святых и преподавал в Медицинском институте Симферополя. Умер и похоронен в столице Крыма. Причём великий подвижник ушёл из жизни  11 июня 1961 года в особый день - в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

В 2000 году был канонизирован Русской православной церковью как священноисповедник. Свято-Троицкий собор Симферополя, где ныне хранятся мощи Святителя Луки, является одним из центров православного паломничества;

4)«Иль, может, Море Тишины Вечерней пишет / Здесь Айвазовский благодарною рукой! – / Я знаю: Гений помнит Город мой возвышенно! – / Как судьбоносен для него – на первый взгляд, затишный – / Мой город –собиратель дорогой!..».

В данной строфе речь идёт о следующем судьбоносном факте в биографии величайшего художника-мариниста Ивана Айвазовского, связанном с Симферополем.

В 13 лет, после окончания феодосийского уездного училища, Айвазовский был переведён для учёбы в Симферопольскую гимназию (ныне – гимназия №1, которую, кстати, окончил и автор данного произведения). В учебное заведение ему помог определиться Александр Иванович Казначеев, градоначальник Феодосии, который покровительствовал юному дарованию.

Здесь, в Симферополе, Наталья Фёдоровна Нарышника, знакомая Казначеева, восхищённая талантом ребёнка, решила принять активное участие в его судьбе.  Через своего знакомого архитектора Сальваторе Тончи она хлопотала об определении Ованеса (настоящее, армянское имя художника) в Императорскую Академию художест за казённый счёт. При содействии высокопоставленных столичных чиновников ей удалось добиться желаемого результата, несмотря на то что мальчик ещё не достиг желаемого возраста. Однако немалую роль сыграли также исключительные художественные способности мальчика.

И осенью 1833 года юный Ованес Гайвазовский перехал из столицы Крыма в столицу Российской империи – Санкт-Петербург, для обучения  Именно тогда он, кстати, и сменил своё имя на Ивана Айвазовского.

5) «Город-собиратель». Так переводится с греческое название моего города – «Симферополь»;

6) Симферопольская Кенасса – культовое сооружение караимов в Симферополе, памятник архитектуры конца XIX века. Кенасса вообще – это молитвенный дом восточноевропейских караимов.

Интересно, что караимы – это один из самых малочисленных, исчезающих народов мира. Более того, у караимского языка существует целых три диалекта  - северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. Но в настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчезли.
 
Караимы – это родственный народ евреям, но у караимов существует своя особая религия – караимизм. Караимизм – это религиозное вероучение данного этноса, которое всегда противопоставлялось его носителями еврейскому народу и его иудаизму.

Караимизм основан на том, что каждый верующий самостоятельно рационалистически определяет применение Моисеева закона Караимы считают себя приверженцами истинного учения Библии, в то время как Талмуд и Устный Закон, по их мнению, исказили библейский иудаизм. Поэтому и названия молитвенных домов у евреев и караимов различаются. У евреев - синагога, у караимов - кенасса.
 
7)«Скифские капища». Капища вообще – это древние языческие святилища, культовые места, где устанавливались идолы богов.

В данном произведении я упоминаю именно скифские капища, так как именно на территории Симферополя расположены руины древней города, столицы позднескифского госдарства – Неаполя Скифского.

8) «Да, знаю: всех славянских женщин превозносят… / Но, воздыхатель, попрошу Вас замечать! – / Что только симферопольская Тося / Символизирует собой девчат!».

В данной строфе – отсылка к культовому фильму 1962 года «Девчата». Главная героиня данного фильма приехала из Симферополя. Кстати, всем кто не видел, рекоаендую это чудесное кинопроизведение к просмотру!..