Феодора - великая грешница и святая

Евгения Грекова 2
               
                Версия:

                По мотивам книг и статей:

 = Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765)«Древняя Российская истории от начала российского народа»
 = Ширинский Сергей Сергеевич(1937-2021)-"Древняя Русь и славяне".
 = Валентин Дмитриевич Иванов (1902-1975))– «Русь изначальная»
 = Рыбаков Борис Александрович(1908-2001) «Язычество древних славян». «Русские вышивки и мифология»
 = Мария Васильевна Семёнова (род.1958) - «Мы – славяне».
 = Дашков Сергей Борисович (род.1968) - «Императоры Византии»
 = Прокопий Кесарийский (род. в конце У века, ум.565)- «Тайная история»
 = Варвара Жаркая, Лев  Луховицкий: «Важнейшие сведения об истории и культуре Византии».
 =  Шарль Диль (1859-1944)- «Византийские портреты».
 =  Ладинский Антонин Петрович(1895-1961)- «Когда пал Херсонес»
 = Успенский Фёдор Иванович(1845-1928)- «История Византийской империи».
                ==================================
       Базилиса Феодора – супруга Юстиниана1 (род прим.497г.)
Юстиниану было больше сорока лет, когда он встретил свою любовь — Феодору.
Некоторые личности мировой истории неординарны до неправдоподобия.Однако, если  они описаны в источниках, реально сохранившихся,то сомневаться в правдивости   их характеристик нет поводов.
Одной из таких почти невозможных личностей в истории является Феодора, которая прошла фантастический путь от цирковой танцовщицы и гетеры до императрицы Восточной Римской империи 6 века н.э.

Она была хороша собой: небольшого роста,но чрезвычайно грациозная, а её прелестное лицо- матовое, слегка бледное, озарялось большими, полными выражения жизни и блеска глазами.
Смышлёная, умная, забавная. Она упражняла и развивала свое природное остроумие на актрисах, с которыми играла на арене. Весёлый, игривый склад ума её неодолимо привязывал к ней её обожателей.

Не отличаясь особой добротой, она в своих насмешках не скупилась на хлесткие выражения,которые неизменно вызывали одобрительную реакцию слушателей.
Когда она хотела нравиться, она умела проявлять силу очарования,совершенно неотразимую. Предприимчивая,смелая,дерзкая,она не ждала, чтоб почести сыпались на неё,- она сама добивалась их, благодаря своей весёлой, ликующей отваге. 
У неё было слабо развитое нравственное чувство,- впрочем,откуда было взяться  понятию о нравственности у неё, обитающей практически на самой низкой ступени Византийского общества?
 
Обладала Феодора исключительно страстным темпераментом, который позволял ей  быстро добиваться успехов...и не только на сцене...
В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки, показываясь перед публикой в самых откровенных нарядах. В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Она скоро так скомпрометировала себя что снобы, встречаясь с ней на улице, сторонились её, боясь запачкаться, прикоснувшись к такому нечистому существу. Сам факт,встречи с ней, воспринимался как дурное предзнаменование. Ей не было тогда и двадцати лет…

В это время она вдруг исчезла. У неё  был  очередной любовник, сириец Экевол, который был назначен архонтом (правителем) Пентаполя Африканского, и Феодора решила последовать за ним. Возможно, она уже тогда задумывалась об изменении своей судьбы, поэтому решилась уехать из столицы.
 
Но и этот её роман длился недолго: самым грубым образом, без объяснений, Экевол прогнал Феодору, и несчастная, без денег, нуждаясь в самом необходимом,  вынуждена была скитаться во всему Востоку.
Довольно долго пришлось ей прожить в Александрии, и это обстоятельство сыграло значительную роль в её жизни. Египетская столица была большим коммерческим городом, изящным и богатым, легкомысленным и развращённым, избранным местом знаменитых куртизанок.

Начиная с IV века, Александрия была также одной из столиц христианства. Нигде религиозная борьба не велась с таким ожесточением, а богословские споры — с таким искусством и с таким жаром; нигде фанатизм не принимал таких размеров; и нигде память о великих основателях монастырской жизни не вызвала  такого пышного расцвета монастырей и появления такого большого количества мистиков и аскетов.  В Ливийской пустыне обитало столько отшельников,что она заслужила название «пустыни святых».

Живя в Александрии, Феодора попала под влияние будущего святого Севира  Антиохийского, особо охотно обращавшегося в своих проповедях к женщинам.  Благодаря его влиянию, кающаяся куртизанка возродилась для иной - христианской и более чистой жизни.

...Когда она возвратилась в Константинополь, это была совсем другая женщина:  умиротворённая,зрелая,чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений.

Под строгим контролем церкви она прошла жёсткий обряд очищения и раскаяния,и начала вести строгую и размеренную жизнь. 
Предание гласит,что жила она в маленьком домике, и пеоведением отличалась  скромным и благочестивым, занималась рукоделием, и ревностно охраняла дом,как римские матроны доброго старого времени. В этот период она и встретилась с  Петром Флавием, который влюбился в неё до безумия; сошёлся с ней сначала как с любовницей, потом возвел её в сан патрикии; он осыпал её всевозможными милостями, богатствами.
 
Для того чтобы жениться на своей возлюбленной,ему необходимо было добиться отмены закона, запрещавшего заключать браки с представителями её бывшей профессии. Лишь после смерти своей тётки - жены императора Юстина,которая категорически была против Феодоры, он добился своего.

С этой встречи  и начинается другая Феодора: «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана, и часто игравшая в делах правления решающую роль; женщина ума выдающегося, отличавшаяся редкой красотой, необыкновенной  сообразительностью; энергичная; в то же время - существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла любого  сбить с толку».

В 525 году Феодора и Юстиниан заключили брак. Она стала Юстиниану верной женой и достойной помощницей. Ни один писатель, её современник, и ни один историк последующих веков, среди которых было немало жестоко укорявших Феодору в алчности, во властолюбии и необузданности характера, в чрезмерности её влияния на Юстиниана,- ни один из них не сказал ничего, что позволило бы усомниться в безусловной её порядочности в частной жизни, которую она вела после своего  замужества.

Сам Прокопий Кесарийский, знавший жизнь византийской знати изнутри, столько клеветавший на неё, так ярко расписывавший приключения её юности, рассказавший  подробности о коварстве, жестокости, беззаконии, которые она позволяла себе  до замужества, не делает ни единого намёка на какое-либо любовное похождение Феодоры после её брака.

Она была решительной женщиной. Её смелость и выдержка, дерзость и сила духа  были опорой для Юстиниана.
Одним из самых ярких политических побед Феодоры явилось усмирение бунта в 532 году, оставшегося в истории под названием  «Ника». Бунтовщики объединились против Юстиниана; они сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендента  на престол племянника  бывшего императора Анастасия - Ипатия. 
Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, которая заставила всех одуматься: вооруженные силы были приведены в боевую готовность, часть бунтовщиков была подкуплена, другая часть была разделена на группы и перебита, претенденты на престол казнены,- и порядок был восстановлен. На ипподроме в тот день погибли 30 тысяч человек.
Умело передвигая политические фишки, Феодоре и Юстиниану удалось сохранить   единство империи и церкви.

Вот как об этом пишет Шарль Диль: «Феодора присутствовала на совете сановников; все пали духом, она одна оставалась бодрой и спокойной. Ею не было ещё произнесено ни слова. Вдруг среди полной тишины, она поднялась, вся в негодовании на всеобщее малодушие,и напомнила императору, а также и его министрам об их долге: «Даже если не остаётся другого исхода, кроме бегства, - заявила она, - то я не хочу бежать. Кто носит царский венец, не должен переживать его потерю. Я не увижу того дня, когда меня перестанут приветствовать императрицей. Если ты хочешь бежать, царь, это твоё дело; у тебя есть деньги, суда готовы, море открыто... Что касается меня, то я остаюсь. Мне нравится старинное выражение, что «порфира есть прекрасный саван».
В тот день, когда, по выражению современника, «Империя находилась, казалось, накануне гибели, Феодора спасла престол Юстиниана, и в этой  беспощадной  борьбе, когда на карту были поставлены и трон, и её жизнь, воистину, её  честолюбие возвысилось до героизма».

В эту решающую минуту Феодора явила себя «государственным мужем». Благодаря своему хладнокровию, внутренней энергии,она действительно заслужила в государственном совете то место, какое до тех пор занимала, быть может, лишь благодаря слабости императора. Отныне она получила право сохранить это место за собой, и Юстиниан этот факт не оспаривал. Страстно влюблённый до самых последних дней своих в женщину, которую в молодости обожал, всецело подчинённый обаянию этого выдающегося ума, этой решительной, сильной воли, он ни в чём ей не отказывал: ни во внешних почестях, ни в реальных проявлениях верховной власти.
Все историки соглашаются в том, что колеблющийся и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести в жизнь без поддержки преданной ему жены.

 Его неоценимый вклад в политику государства и церкви,  Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях святых»: «Он вёл успешные войны с врагами Византийской империи; издал полное собрание римских законов; предпринял немало шагов к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах; крестил с помощью епископа - Иоанна Эфесского - 70 тысяч язычников в Малой Азии и построил для обращённых в веру 90 церквей».

***Святитель Димитрий Ростовский,(1651-1709), епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой, наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами,  изучались также древние языки, философия и стихосложение.***

Борясь с  МОНОФИЗИТАМИ, Юстиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас, спустя века,  исполняют в литургиях; созвал  У-й  Вселенский собор для осуждения НЕСТОРИАНСКОЙ ереси и прекращения раздора в церкви.
***Несторий - епископ Константинополя (род.в 4 веке - умер примерно в 451 г.). Его взгляды на природу и личность Христа привели к созыву Эфесского собора в 431 году и к возникновению "несторианства" - одной из главных христианских ересей .
Несторий утверждал, что Мария не была Богородицей. Отрицал божественность Христа и считал его простым человеком, которого Бог усыновил как своего сына…***

***МОНОФИЗИТСТВО - еретическое учение, согласно которому во Христе - одна природа; это учение противоположно православному дифизитству, т.е. учению о том, что во Христе - две природы: божественная и человеческая, соединённые в Ипостаси Бога Слова.****

Юстиниан издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, в правление Юстиниана было построено  множество храмов, самый величественный из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

Лично знакомый с Феодорой, патриарх Севир Антиохийский назвал её «царицей, которая чтит Христа», а епископ Иоанн Эфесский – «правоверной царицей». Хронист Михаил Сириянин утверждает, что Феодора «заботилась о развитии  церквей больше, чем муж».
***Севир Антиохийский - патриарх, основатель  церковного течения «севирианства». Почитается Древневосточными православными церквями,как святой.Родился:в 465 году, умер 8 февраля 538 года.
***Иоанн Эфесский (родился в 506 или 507 году,  умер предположительно в 588 году)
Действуя от имени Юстиниана, поставившего в качестве одной из целей своей религиозной политики искоренение язычества, Иоанн осуществлял проповедь христианства в Малой Азии.Согласно его сообщению, «В 853 году совершилось действие благодати Божией в странах Азии, Карии, Лидии и Фригии. Тщанием державного Юстиниана, 70 тысяч душ силою Духа Святого были научены и приведены от заблуждения языческого, почитания идолов и служения демонам к истинному ведению, и были обращены, знаменованы и крещены во имя Господа нашего Иисуса Христа»***.

***Прокопий Кесарийсий (родился между 409 и 507гг.-ум.565г) историк, юрист, писатель.
Он не только был очевидцем ключевых событий истории Византии того периода, но и благодаря своему положению имел доступ к информации, в том числе и секретной, на самом высоком уровне***.

Иоанн Малала(491-578) в своей работе «Хронография» говорит, что эта императрица  построила на берегу Босфора «монастырь раскаяния» для бывших гетер и проституток, желая спасти их от унизительного занятия.
Он же  сообщает и о том, что Феодора выкупала у содержателей притонов девушек, которые попадали в безвыходные ситуации, и искренне старалась направить их на путь истинный, предоставив им возможность жить в этом монастыре.

29 июня 548 года Феодора умерла в возрасте всего примерно 48 лет. Юстиниан пережил супругу на 17 долгих лет, ни разу не посмотрев более ни на одну из женщин.

Память о ней для Юстиниана была священной. Он имел обыкновение клясться её именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая «быв, тут,на земле, его верной помощницей, молила теперь Бога на небесах о своём супруге».

Время правления Юстиниана и Феодоры стало временем расцвета живописи и архитектуры в империи. Годы его (их) правления называют «ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ Византии». После  смерти  Юстиниана, Второй Рим уже никогда не достигал такой славы и величия.
                ********************
 Брак  Юстиниана и Феодоры был удачным, счастливым, но бездетным. У императора было несколько племянников, и его наследником стал один из них – Юстин II, который сумел втереться в доверие базилиссы...
*******Юстин II, известный как Флавий Юстин (род.ок. 520- ум. 578г.)  византийский император (с 14 ноября 565—578), любимый племянник Юстиниана I и муж Элии Софии.

Племянница императрицы Феодоры, Элиа София (ок.530-601), унаследовала  властность своей тётки. Она стала женой нового базилевса Юстина II , и фактической правительницей империи, так как Юстин отличался проблемным  здоровьем. Энергичная София убедила мужа в необходимости отправить  в отставку Нарзеса - любимца императора Юстиниана.
 
 Сразу же после прихода к власти в 565 году Юстин П устранил своего ближайшего родственника и конкурента — Юстина, сына Германа. Первые шаги правленияон начал с принятия мер по повышению своей популярности:так, несмотря на тяжелое положение казны, он простил недоимки; затем распорядился сжечь все расписки ростовщиков. Безуспешно пытался примирить сторонников Халкидонского собора с его противниками. Прекратил открытое покровительство венетам (цирковой партии «голубых»). Проводил широкое строительство в Константинополе, что ещё более  усугубило и без того тяжёлое финансовое положение в империи.

Его внешнюю политику также нельзя назвать успешной: в его правление на Западе бо;льшая часть завоеваний Юстиниана I была утрачена: Италия, кроме части побережья, была захвачена лангобардами; были потеряны многие города в Испании и Северной Африке. Кроме того, во время правления Юстина П,началась очередная война с Сасанидской империей; с его подачи в Армении началось восстание против власти Сасанидов и, в ответ на действия персов, византийская армия вторглась в персидские пределы и потерпела поражение. В 573 году персы ответили захватом крепости Дара. Считается, что именно потеря Дары усугубила психическое  заболевание Юстина, которое с годами только усиливалось.

София заключила мир с иранским шахом Хосровом I, обеспечив мир на восточных границах, и правила империей вплоть до смерти Юстина.

Вот как о психическом состоянии Юстина пишет Иоанн Эфесский:
 "Его разум был взволнован и помрачён... он  издавал крики различных животных: то лаял, как собака, то блеял, как козел; мяукал, как кошка, а потом кукарекал, как петух: и многие подобные вещи совершались им вопреки человеческому разуму. Иногда он с неистовой быстротой вскакивал и бежал к окнам, чтобы броситься вниз... Императрица, супруга его, была вынуждена отдать приказ, по той стороне дворца, где жил император, установить решётки на окнах и закрыть их...
Более того, она приставила к нему молодых и сильных телохранителей. Когда они бежали за ним, чтобы удержать его, он, будучи сильным человеком, набрасывался на них, хватал их зубами и рвал ".

Так как сын Юстина II, Юст, умер ещё при жизни отца, император по совету жены, Элии Софии, в минуты просветления, назначил своим соправителем и преемником  военачальника Тиберия Константина (Тиберий II), который почитал Софию как свою  приёмную мать.

Став соправителем Юстина,Тиберий начал проводить военную реформу,стремясь избавить армию от ненадёжных наёмников. 
Причина благосклонности Софии к Тиберию, крылась ещё и в том, что она, тщеславная и властолюбивая, влюбилась в молодого энергичного человека, и планировала, после смерти Юстина, стать женой Тиберия, и править вместе с ним на правах августы...
Тиберий был женат, поэтому  взойдя на трон,  он не стал подтверждать титул августы у Софии, и она, посчитав себя оскорблённой, организовала заговор против Тиберия. Заговор был раскрыт, но, несмотря на это, с Софией обошлись не по-византийски мягко, благодаря благородству Тиберия.

Для неё, по указу  Тиберия, был  построен дворец. Он приказал чиновникам обращаться с ней, как с матерью императора, но она должна была оставаться под надзором. С 580 года и до конца жизни София вела жизнь частного лица...

                ************************

Базилисса Феодора               
Грациозна и умна.
...С  юности клеймо позора
Грузом  за собой  несла               

Мастерица обольщенья.               
Юной девы нежный лик
Вызывает восхищенье:
Мир к ногам за счастья миг.

...Детство было очень тяжким.               
Рано потеряв отца,
Эта девочка - милашка
Стала мастером словца.

Без защиты в грубом мире               
Как себя не потерять?
В жёстком жизненном турнире
Надо только побеждать.

Страстный буйный темперамент               
Повергал так часто в шок;
Негативная реклама
Ей не шла, бедняге, впрок.

…Стал, тщеславной, Феодоре               
Не по нраву путь такой,-
От архонта уйдя вскоре,             
Обрела и мир другой.

Стала ярой  христианкой,-               
В чудо как не верить ей?
Жизни осознав изнанку,
Прогнала ТУ ЖИЗНЬ взашей.

...Возвратясь в Константинополь,               
Отреклась от срамоты,-               
Впрок пошла её «учёба»;
В прошлое сожгла мосты.

...Тут и встретилась с судьбою:               
Флавий красотой пленён;
Славой пренебрёг дурною:
Первый раз он так влюблён.         

Лик её – цветок небесный:               
«Червь земной,при ней замри»!
Лучезарен и божествен
Взор – свет утренней зари.

Феодора - совершенство:               
Красотой, умом взяла;
И,даря ему блаженство,
С ним - на трон себя ввела.

...Единицы есть на свете:               
Их по пальцам сосчитать,
Тех, кто яркою кометой,
Прилетают, чтоб блистать.

Повезло Юстиниану               
Встретить именно её,-
К их любовному роману
Вновь вниманье прикуём.

Его выбор  был  удачен,               
(Никогда не пожалел):
«Пусть весь мир о нём судачит,-
Нет других важнее дел»?…

Покорив Юстиниана,               
Стала «свет в его окне»,
И «бальзам на сердца раны»,
Что пылали, как в огне.

Осудить никто не смеет:               
На Олимп возведена.
И уста при ней немеют –    
Феодора - друг, жена…

Как супруга базилевса               
И советчица его,
Управляли вместе царством,
Став вторым его крылом.

И, оставив «труд» свой грешный,               
Вдохновляла и вела.
Нет возврата к жизни прежней,-
Тут она не подвела.

Охраняя трон совместный,               
Верной спутницей была;
Подавила бунт протестный,
Возмущенья пресекла:

Тут и подкуп, уговоры,               
Казни тех, кто был упрям,-
Шла вперёд она упорно,-
Воздалось ей по трудам.

Столь в империи успехов               
Не видали никогда,-
«Золотым – назвали – Веком»,
Их правления года.

...После смерти Феодоры               
На других и не глядел,-
И с судьбой своей не спорил,
Но душой осиротел.

Клялся именем супруги               
Когда что-то обещал.
И все жизненные вьюги
Со всей стойкостью встречал...

Брак их - был, увы,- бездетным,-               
Несть числа тому причин...
Занял трон племянник следом,-
Звали все его Юстин.

А природа «отдохнула»               
На племяннике его;
И империю «качнуло»,
Хоть до тризны далеко.

Много есть причин и веских:               
Хоть физически силён,-
Пишет Иоанн Эфесский:
«Его разум помрачён».

Он женат был на Софии,-               
(Феодора – тётка ей).
Пребывала в эйфории,-
Власть иметь – всего милей.

Настояла, чтоб Тиберий               
Стал преемником его,-
Быть «августой» хочет...(верит,
Что совьёт и с ним гнездо).

Но, увы,- женат фракиец,-               
Титул ей не утвердил;
(Тут не повезло Софии),
И от власти устранил.

...Заговор был неудачен,-               
Но отделалась легко:
Новый путь ей предназначен:
Жить, как частное лицо...

*********************************
 С признанием за отклик Нине Стоцкой (Домоседка):

Земля долго вертится,
И давно не верится,
Что бывают женщины чистые до дна,
Женщина есть женщина,
Часто переменчива,
Но в основе всё-таки мама и жена...

Провиденье звездное,
Дивное и грозное,
Феодору грешную возвело на трон,
И она оставила
Все привычки старые,,
Стала христианкою светлой, как огонь...

Сильная и страстная,
Умная и властная,
Уникальна женщина в любые времена,
Ну а в те далекие,
Нравами жестокие,
Вот такая женщина царицей стать смогла...

Повидала всякое...
Мнение двоякое —
Грешная, Безгрешная, верный Друг в делах,
Но Любовь и мужество,
Честное супружество,
Её имя гордое впишут на века...

Всё на свете видано -
Сколько кому выдано
С чем мужчина может быть что-нибудь создаст,
Но жена бескрылая -
Тросточка постылая,
Не поднимет в Небушко, хоть упасть не даст...