Приключения Алины и морской свинки Жужи. Глава 3

Юлия Бойкова Тверь
Глава 3,
из которой ты узнаешь, где работает мама Алины, увидишь настоящий «ход конём», побываешь на концерте и за его кулисами

¬Алина, Алиночка! Пора вставать! – сквозь сон услышала Алина милый мамин голос.
Маленькая соня приоткрыла глаза – и увидела, как мама, сидящая рядом, ласково смотрела на неё.
–Доброе утро, доченька!
–Доброе утро, мамочка! ¬сонно проговорила Алина, –…А где Жужа? – резко приподнявшись, спросила она, взволнованно вспомнив про свою пушистого питомца.
–Жужа – в клетке, прямо за твоей кроватью… – смущённая вопросом, ответила Мама Юля.
Алина резко повернула голову назад – и увидела свою пушистую подружку, которая тоже недавно проснулась, но уже бодро ходила по клетке, задорно шевеля усиками. Увидев свою маленькую хозяйку, она тут же потянулась к ней мягкошёрстной  мордочкой.
Алина погладила её в ответ – и, подобно котёнку, Жужа замурчала.
– Хорошо, Жужа здесь… А где библиотека? – задумчиво и немного взволнованно спросила вчерашняя именинница.
– …Какая библиотека? – ничего не понимая, переспросила мама Юля, – Ближайшая – рядом с автобусной остановкой.
– Я, наверно, и была в ней сегодня ночью…
– В библиотеке? Ночью? Как ты могла в ней оказаться? – чуть ли не смеясь, сказала она. – По ночам библиотека не работает! …Тебе она приснилась! ¬– улыбаясь, добавила она.
– …Значит, это был сон! …А жаль…Я вместе с Жужей ходила по библиотеке, мы читали разные книги, отгадывали загадки… Интересно было! И всё как наяву!
– Здорово! Может, и сегодня тебе приснится замечательный сон. Побываете с Жужей ещё в каком-нибудь интересном месте.
– Нет, – с лёгкой грустью ответила Алина, – два интересных сна подряд вряд ли приснятся…
– А может, и приснятся! – подбодрила её мама Юля.
– …Хотелось бы! – с робкой надеждой добавила Алина. 
Встав с кровати, она стала собираться в садик, а мама – на работу. Приведя себя в порядок, позавтракав сытной кашей, они положили Жуже в клетку свежую зелень – и через миг оттуда послышалось оживлённое «жевание» укропа и петрушки.
– Мама, давай скажем «пока» Жуже. Она хоть и не понимает наш язык, но ей наверняка будет приятно!
– Давай! – ответила алинина мама, – Жужа, пока! Мы вечером вернёмся, не скучай!
– И приятного аппетита! – добавила вслед Алина.
В ответ на пожелание Жужа, перестав на секунду жевать сочную петрушку, высунула мордочку в сторону хозяек и пошевелила усиками, словно говоря им «спасибо».
Когда, полностью собранные и настроенные на прекрасный день, мама с дочкой вышли из дома, они дружно взялись за руки и отправились в детский садик.
-Алиночка, сегодня тебя домой заберёт папа. Я немного задержусь на работе.
– Ясно. А почему ты задержишься?  – полюбопытствовала Алина.
– В нашем Дворце культуры, где я работаю, сегодня большой концерт. К нам приедут артисты со всей страны! Они будут красиво петь, чудесно танцевать, играть на гитаре, скрипке, трубе и других музыкальных инструментах. А сцена будет в это время переливаться разными цветами, словно волшебный калейдоскоп!
– Здорово! Я бы тоже хотела побывать на таком концерте!
– Как-нибудь обязательно возьму тебя с собой
–Хорошо! ...А сегодня не сможешь?
– Сегодня, к сожалению, нет. Мне надо внимательно следить на порядком их выступлений, приглашать вовремя на сцену, выполняя и другие важные поручения.
–Хорошо… А ты и правда работаешь в настоящем дворце? У него много красивых башен, расписных окон и дверей?
– Да, работаю я в настоящем Дворце! Но это необычный Дворец. У него нет высоких башен, расписных окон и дверей, но он высокий и большой, поскольку в нём практически каждый день не только проходят концерты, но и работают различные кружки, секции, клубы по интересам, проводятся выставки картин и рисунков и многое другое! А ещё наш Дворец и, конечно, другие дома и дворцы культуры, можно назвать…фабриками! Фабриками досуга, хорошего, увлекательного времяпрепровождения! И работают они целый день, даже в выходные! Но на обычных фабриках и заводах производят хлеб, одежду, автомобили…
– Конфеты, вафли, торты,…– подхватила Алина.
– Верно. А на нашей фабрике, мы, можно сказать, создаём концерты, викторины, показы кино и мультфильмов…Ох, всего сразу и не перечислишь! – с улыбкой ответила мама Юля и, держа дочку за руки, открыла входную дверь в садик.
¬– Алиночка, хорошего тебе дня! Я пошла на работу, – проговорила мама Юля, поцеловав Алину в пухлую щёчку и  пойдя на работу.
– Да-а-а…Интересно было бы побывать там, где всегда праздники, песни и танцы! Жаль, что ночное путешествие по библиотеке было всего лишь сном! Если бы это было правдой, я сегодня же попросила Жужу перенестись туда, где работает моя мама…– сладко думала про себя Алина, сидя в группе за столом и  помешивая ложкой уже остывшую кашу, которая была у неё тарелке, – Ух, я бы как вышла на сцену! В красивом пышном блестящем платье…Начала бы танцевать, как нас учат на музыке, и запела: «К нам весна идё-ё-ёт! Всё кругом цветё-ё-т! К нам весна идё…».
– Алиночка! Завтрак заканчивается, – услышала она милый голос воспитательницы и, повернув голову, увидела её – прямо рядом собой, – Пора вместе со всеми убрать со стола посуду и идти на занятие по музыке.
–Хорошо, Наталья Николаевна, – немного растерянно ответила она – Эх, помечтаю об этом вечером…¬ добавила она про себя. И – ложку за ложкой – тут же доела кашу.

Долгожданным вечером Алину забрал папа Игорь. Немного усталые, они вернулись домой. Папа пошёл на кухню подогреть ужин, а Алина поспешила в детскую. Подойдя к коробке с игрушками, она захотела поиграть с пушистохвостой плюшевой белочкой, держащей в лапках орешек. Алина называла её Фросей.
– Фрося, привет! Я хочу покружиться с тобой в зале.
– Привет, Алина! Что-то ты сегодня поздно. Я тебя заждалась! – вдруг послышался ответ. И сказала его, совершенно неожиданно для Алины, даже не Фрося, а кто-то за спиной… Со стороны, где находилась…Жужа.
–Кто это?! ¬с лёгким испугом, оцепенённо ответила Алина, резко повернувшись к свинке Жуже и чуть не выронив из рук белочку Фросю.
–Это, я, Жужа! Ты ещё сомневалась? – немного обиженно ответила Жужа, – Я тебя жду-жду, а ты сразу к игрушкам побежала. Нет, чтобы сначала ко мне подойти и шёрстку погладить, – иронично добавила она.
¬Ой, Жуж-ж-а…, –¬ немного оторопело ответила Алина, крепко взявшись за белочку Фросю, – Ты и правда разговариваешь! Пр-просто я п-п-после сегодняшнегоу-у-утра подумала, что это не так, что мне это всё приснилось…Просто я очень люблю мягкие игрушки. За день по ним соскучилась. Обычно после садика, когда прихожу домой,  я сразу иду в свою комнату к ним… Но теперь буду идти сразу к тебе! И сразу со свежими огурчиками или петрушкой – пообещала Алина.
– Не переживай…– ответила Жужа.
–Уф, хорошо, что ты меня поняла… Ой, сейчас принесу петрушку, – ответила Алина и через минуту положила Жуже в клетку обещанное лакомство. А вскоре уже сама, вместе с мамой  и папой, села за разогретый вкусный ужин.
– Спасибо за вкусный салат и пюре с котлетами! – вежливо ответила она, как только поела и выпила чай с любимыми мармеладными конфетами. – Я пойду спать… – неожиданно для родителей  добавила она.
– Хорошо, Алиночка, иди переодевайся…– немного удивлённо ответили мама и папа.
Но удивительного, на самом деле, ничего в этом не было. Просто Алина при разговоре с Жужей  поняла, что путешествие по библиотеке было далеко не сном!
– Жужа, я знаю, куда мы сегодня отправимся! – задорно ответила Алина, переодевшись в ночную пижаму и, конечно же, прикрыв дверь в комнате, – На работу, где работает моя мама! Мы сможем туда отправиться?
Жужа утвердительно кивнула своей пушистой мордочкой.
– Хорошо! Тогда я схожу на кухню, пожелаю родителям спокойной ночи, а они – мне, и вернусь! –твёрдо ответила Алина.
И, как будто услышав их разговор из кухни, родители сами подошли к двери детской и открыли её.
– Алиночка, спокойной ночи! – ответили они, поцеловав её в пухлые щёчки.
– И вам спокойной ночи! – мило сказала Алина.
Улыбнувшись в ответ, родители вышли из комнаты и закрыли за собой дверь.
Алина тут же подошла к своей пушистой любимице  и утвердительно кивнула головой.
Жужа произнесла волшебное заклинание:
– Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
В клетке я кружу-кружу.
Нам не терпится ворваться
В царство музыки и танца.
И через мгновение Алина и Жужа стали одними из многочисленных зрителей, которые заворожённо смотрели на сцену. Под чудесную, плавную музыку красиво танцевали мужчины в черно-белых, немного строгих костюмах в паре с девушками в длинных платьях из небесно-голубого шёлка.
– Ой, я хочу себе такое же платье, как у этих девушек на сцене! – одушевлённо сказала Алина Жуже.
– Научишься танцевать вальс – тебе такое же сошьют, – спокойно ответила ей пушистая сопутешественница.
– А что такое вальс? ¬ немного растерянно ответила Алина.
– Вальс можно увидеть почти на любом танцевальном празднике. Причем как среди взрослых, так и детей. Но, конечно, твои ровесники танцуют более простые движения. Вальс, как можешь видеть на сцене, – это парный танец. Двигаться в нём нужно под определённый музыкальный ритм. В садике на физкультуре вы часто маршируете. И делает это ритм «раз-два, раз-два…», который вам считает преподаватель. Учитель танцев считает «раз-два-три, раз-два-три…». Под этот ритм пары плавно двигаются, переставляя ноги в строгой последовательности. Но, конечно, в вальсе, как и в других видах танца, артисту важно научиться не только красиво двигаться, но и выражать эмоции, заложенные в музыке. По сути, это спектакль, в котором он разговаривает со зрителями языком танца.
– Здорово… – зачарованно ответила Алина – А где можно этому языку обучиться?
– В танцевальном кружке, который есть и в школе, и в доме культуры. И, конечно, здесь. Помимо танцев в этом замечательном Дворце обучают пению, игре на музыкальных инструментах и многому другому!
– Ой, я хочу посмотреть, как проходят такие занятия! Уверена, что интересно!
– Конечно! Чтобы ты могла беспрепятственно побывать на них, нам нужно снова стать невидимыми. Согласна?
– Хорошо! – податливо ответила Алина, не скрывая в глазах огонь любопытства.
–Занятий в этом прекрасном Дворце много. Поэтому не теряем время – и-и-и
Раз-два-три.
Невидимые мы!
Через мгновение неразлучные путешественницы оказались в начале длинного коридора с солнечно-желтыми стенами и высокими-широкими дверями, за которыми юные посетители дворца погружались в пленительные, волшебные миры искусства, знаний, рукоделия и даже спорта.
– Нетерпится открыть первую дверь! …Все двери! – сказала Алина, чуть ли не прыгая от нетерпения.
– Через пару шагов твое желание исполнится!
–…Жужечка, – ответила Алина, неожиданно остановившись в шаге от заветной двери – Пока я смотрю, как проходят занятия, ты, наверное, устанешь или тебе это наскучит. Давай, ты заберешься, например, на подоконник в этом коридоре, а я буду без тебя заходить в кабинеты. Хорошо?
– Хорошо, Алина… – не ожидая подобной просьбы, немного растеряно ответила Жужа. Но тут же взбодрилась и забралась на рядом находящийся подоконник.
Алина открыла заветную дверь и бодро зашла в кабинет. И через несколько секунд выбежала обратно в коридор. Бледная и испуганная. Жужа, испугавшись не меньше Алины, шустро спустилась с подоконника и подбежала к ней.
-Алиночка, что случилось?!
-Я…я…я попала на какой-то странный та-та-танец! – еле проговорила Алина, всхлипывая, – та-та-там в бе-бе-белых пижамах ма-ма-мальчики и да-да-даже девочки стоя-я-яли парами и ки-ки-кидали друг друга спиной на маты. И му-му-музыки никакой не было. Я испугалась и вы-вы-выбе-жа-ла…
– А-а-а…Я поняла! Алиночка, это не танец! Это такой вид боевого искусства! Называется он дзюдо!
-Ка-а-ак? – спросила Алина, с непониманием глядя на Жужу и начиная понемногу успокаиваться.
¬Дзю-до. Интересно, что с японского языка оно переводится как «мягкий путь».
– Ничего себе, мягкий! – не могла не возразить Алина.
– Это вид спортивной борьбы. У него есть свой, так сказать, девиз: «Доброта побеждает зло, а гибкость преобладает над грубой силой». В дзюдо очень ценится ловкость. То что, ты сейчас увидела за дверью – это тренировки маленьких спортсменов-дзюдоистов. Они, как правило, соревнуются в парах, стараясь одержать победу. А их одежда, напоминающая белые подпоясанные пижамы, – это тренировочная форма.
– А-а-а… Теперь понятно...– ответила Алина, успокоившись и снова заулыбавшись, – Давай, откроем следующую дверь. Только уже с тобой.
–Хорошо, пойдём.
Открыв соседнюю дверь и войдя в кабинет, Алина – на всякий случай – пригнулась, закрыв лицо рукой. Жужа спокойно побежала вслед за ней. Когда Алина остановилась, выпрямившись и убрав руку с лица, то увидела, как мальчики и девочки …попарно сидели друг напротив друга за столами, на каждом из которых была доска с черными и белыми клетками, на которой стояли фигуры тех же цветов. Юные игроки их поочередно двигали в разных направлениях, перед этим о чём-то сосредоточенно думая. Часть фигур находилась, а точнее, хаотично лежала вне доски.
– Не понимаю, что здесь происходит…– недоумённо спросила озадаченная Алина.
–Это игра в шахматы, – ответила Жужа и, не дожидаясь алининого вопроса о том, что это такое, продолжила, – уверенна, ты удивишься, но это тоже один из видов спорта.
–Да какой же это спорт?! – ещё недоуменнее спросила Алина – Вот понимаю, мы на физкультуре и ручками хлопаем, и ножками топаем, и по залу бегаем. Даже посмеяться успеваем. А здесь… – с грустным взглядом показала она рукой на шахматные столы, – Сидят бедные спортсмены, даже со стула не сдвигаются. О чем-то всё время серьезно думают, переставляют непонятные фигуры в непонятном порядке…
– В этой игре напрягаются не мышцы нашего тела, а, так сказать, наши мысли. В отличие от физкультуры и того же дзюдо, игра в шахматы – это спокойные, даже тихие, поединки, в которых соревнуются не сила мышц, а сила мыслей соперников. Здесь не нужно надевать специальный костюм, выполнять упражнения для рук и ног, а нужно передвигать по определенным  правилам шахматные фигуры, которые ты и видишь перед собой. Хочешь разглядеть их поближе, больше узнать о них и немного поиграть со мной в шахматы?
–Да! – оживлённо ответила Алина.
Она и Жужа подошли к свободному столу. Алина встала у одной стороны доски, а Жужа шустро забралась на противоположную.
– Алина, как видишь, фигуры стоят в два ряда. Первый из них всегда занимают пешки, они меньше остальных. У них на верхушке – что-то похожее на горошины. Свой ход пешка делает по одной клетке вперёд. И только первый ход она делает сразу вперёд на две клетки.
Затем Жужа подошла ко второму ряду и дотронулась лапками до двух одинаковых фигур, стоящих по краям слева и справа. У них были верхушки, как у башенок замка.
– Это ладья. Её можно двигать на одну или несколько клеток вперёд по вертикали или по горизонтали. Рядом с ладьями стоят кони. И фигуры эти один в один похожи на головы одноимённых животных. Передвигаются они по шахматной доске буквой «Г». Это единственная шахматная фигура, которая не ходит по прямой линии. Интересно, что выражение «ход конём» пришло и в нашу повседневную речь и означает хитрый поступок, неожиданное действие, меняющее ход событий. А рядом с конём всегда стоит слон, – объяснила Жужа, трогая лапкой фигуру, верхушка которой напоминала застывшее пламя свечи, – Ходит он по диагонали на любое расстояние и по всем направлениям. Затем Жужа подошла к рядом стоящей фигуре, верхняя часть которой напоминала корону, – А это, Алина, королева – самая важная фигура, поскольку по шахматной доске она может двигаться во всех направлениях, на любое расстояние!
– Ясно. Королевам можно всё! Может, поэтому и фигуру так назвали…
–Возможно, так оно и есть, – шутливо ответила Жужа, выведя на финишную прямую свою «шахматную» лекцию, – Когда во время очередного хода твоя фигура пересекается с фигурой соперника, то считается, что она победила её. Побеждённую фигуру игрок кладёт вне доски, около себя. Шахматная доска – это целое поле боя со своими фигурами-воинами, которые сражаются за своего короля, – сказала Жужа, подойдя к фигуре, стоящей рядом с фигурой королевы, – Если твоя фигура свергнет короля соперника с шахматной доски, это значит, что ты одержал победу   не только в этом ходе, но и во всей игре!
– Здорово! А со стороны и не подумаешь, что игра в шахматы может быть такой интересной!
– Да-да, – подтвердила Жужа, – и очень полезной для мышления и повышения внимательности! Кстати, маленькие шахматисты очень хорошо считают и запоминают то, что им объясняют на уроках!
–Хорошо…  Буду иметь в виду... – улыбаясь, ответила Алина.
Вместе с Жужей они вышли из кабинета в коридор и открыли соседнюю дверь.
– Это хореографический зал, в котором дети обучаются классическому танцу. Как можешь видеть, дети стоят и выполняют на месте красивые движения под музыку, держась за перекладины – или по-другому станок –которые, как можешь видеть, идут вдоль всей стены.
– Да-а-а… – ответила Алина, увлечённо глядя на то, как занимаются девочки чуть старше её, – А что такое классический танец?
– Занятия по нему всегда начинаются с разминки у станка. Танцоры выполняют упражнения, которые помогают им хорошо подготовиться к выполнению танца. Их названия звучат на французском языке, в какой бы стране ты ни осваивал этот прекрасный танец. Так повелось ещё много лет назад. Классический танец – это самые красивые, изящные движения, какие только есть под музыку!
– Здорово! А можно, я изучу эти движения и разомнусь вместе с девочками? Всё равно меня никто не видит!
– Только осторожно.
– Жужечка, спасибо. – ответила Алина и тут же побежала к станку и стала повторять вслед за девочками красивые, плавные присяды и полуприсяды, движения руками… Вскоре девочки приготовились делать на станке шпагат, который Алина, к слову, ещё никогда не делала… Но сейчас, вдохновлённая красивыми движениями и восхитительной музыкой, она и не думала отставать от танцевального мастерства девочек…
– Алина, стоп! – резко одёрнула её Жужа.
–Что не так? – непонимающе спросила Алина, но послушно опустив высоко поднятую ногу со станка.
¬Чтобы сделать это упражнение, надо тренироваться несколько месяцев, а то и лет! Иначе это опасно для твоих ног! Упражнения должны осваиваться по-сте-пен-но!
– Х…х…хорошо, Жужа, буду знать! – немного оторопело, но послушно ответила Алина. – …У меня идея. Давай вернёмся на концерт, на котором мы были вначале.
– Хорошая идея! Только предлагаю в это раз пойти не в зрительный зал, а за кулисы!
– За кулисы? – слегка расстроено и капризно ответила Алина. Что там может быть интересного, если музыка, свет, танцы, песни – на сцене?
– Я докажу тебе обратное: за кулисами может быть не менее интересно.
– Ну-у-у…давай попробуем…, – немного скептично ответила Алина, и уже через мгновение она оказалась со своей попутчицей за кулисами сцены.
¬ Ой, как много людей! И все они – артисты?! – с удивлением и любопытством переспросила Алина.
¬ Не все. Артистов ты можешь узнать по сценическим костюмам. Остальные – это работники закулисья.
¬О, но их тоже получается немало!
–Да, потому что работа за кулисами не менее важная и ответственная, чем выступление на сцене.
¬Ансамбль «Цветы весны», следующий выход на сцену – ваш! Подойдите, пожалуйста, ближе к кулисам. ¬ Вдруг услышали у себя за спиной приятный женский голос.
¬Алина, это как раз одна из работниц закулисья, которая внимательно отслеживает порядок выступлений, напоминает артистам, когда им нужно подойти ближе к сцене.
В это время к кулисам подошли милоулыбающиеся девушки в ярких, красивых кружевных платьях.
¬ Возьмите микрофоны, пожалуйста, ¬ вежливо, подойдя к артисткам, ответил приятный молодой человек. В отличие от них, он был в неброской, даже приглушенной одежде.
–А это – работник сцены. Как ты видишь, он раздает артистам микрофоны, помогает выносить музыкальные инструменты. По сути, его работой начинается и заканчивается любой концерт, потому что именно он с помощью волшебного механизма открывает занавес сцены и закрывает его… А теперь, Алина, давай выйдем из-за кулис и спустимся в зрительный зал.
–Хорошо… Но зачем?
¬ Видишь, в самОм зрительном зале сидит пара человек за бо-о-ольшим пультом, на котором много-много кнопок, переключателей, проводов, проводочков и сразу несколько цветных экранов?
–Да…– удивлённо, с большим желанием разглядеть поближе и, конечно, потрогать этот необычный аппарат, ответила Алина.
– Это большой пульт – техническое сердце любого праздника, проводимого на сцене. Один из работников – его называют звукорежиссёром – включает и выключает на нём музыку, а хочешь, может добавить голосу артиста эхо. Прямо в зрительном зале мы может услышать пение птиц, шелест листьев и даже плеск морских волн!
– Здорово!
¬ Названия всех песен, танцев, звуки, которые нужно включить в определённый момент, прописаны в сценарии.
¬Где? – спросила Алина, услышав не знакомое ей слово.
– Сценарий – это концерт, запечатлённый в виде текста на листах бумаги. В нём прописываются слова ведущего – человека, который объявляет названия номеров со сцены или за кулисами.
В этот момент звукорежиссёр нажал кнопку – и в зале заиграла красивая музыка, напоминающая звук фанфар. На середину сцены, торжественно улыбаясь, вышел ведущий и, обращаясь к зрителям, празднично сказал.
¬ Какое прекрасное время года – весна! Кругом распускаются яркие цветы, мелодично поют птицы, каждый из нас ожидает приход долгожданного лета. Это время, когда снова и снова каждому из нас хочется слушать чудесные, красивые песни. Прямо сейчас, вы услышите их в исполнении ансамбля «Цветы весны»! Встречайте!
 В зале раздались громкие аплодисменты.
¬…Ой, это же те самые девушки, которых мы только что видели за кулисами! ¬ Ответила Алина, узнав артисток и не переставая им хлопать.
В зрительный зал звонким весёлым весенним ручьем полилась песня в исполнении сладкоголосых, празднично-нарядных девушек, плавно, изящно танцующих на сцене…
–Ой, какие чудесные радужные огоньки над ними зажглись! – ответила Алина.
¬Да, свет на сцене не менее важен, чем звук и сценарий. Работник, отвечающий за него, должен подобрать для каждого выступления такую палитру огоньков, которая бы усиливала наше впечатление от концерта. Не случайно и название у этой профессии – художник по свету.
¬ Здорово! Получается, не только за сценой, но и в самОм зрительном зале во время концерта идёт настоящая творческая работа! ¬ задорно ответила Алина.
¬ Да, ты права! Думаю, за сегодняшнюю ночь ты набралась разнообразных впечатлений. Нам пора вернуться домой.
¬ Спасибо, Жужа, за очередное увлекательное путешествие!
И через мгновение наши культурно и физкультурно просвещённые путешественницы вернулись в свою комнату, которую сквозь окно мило, словно солнечные огоньки сценического света, освещали бесчисленные звёзды…