Хронизмы

Борис Рябухин
ХРОНИЗМЫ
(Из Дневника писателя)
МАЙОШКА

Из воспоминаний генерал-лейтенанта Лишина Андрея Федоровича
о «Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1833-1849)».

«В школе я прослужил  до ноября 1849 года. Здесь, в бытность мою в школе, хотя и в кавалерийском отделении, воспитывался М.Ю. Лермонтов, князь Борятинский, впоследствии фельдмаршал, Слепцов,  Герой Кавказа,  Семенов-Тянь-Шанский и другие. Я тогда был ротным командиром отделения пехоты, а Лермонтов был в числе воспитанников кавалерийского отделения школы, поэтому я мало замечал поэта и стихи его, в бытность его в  школе, до меня не доходили. Хотя впоследствии мне передали одно из его стихов, посвященных мне:
«Вот выходит из дежурной, весь в заплатках на штанах,
Словно мраморную урну, держит кивер он в руках».
Я помню его наружность; не привлекательный, роста небольшого, держался сутуловато, ноги были с кривизной, с большой головой; любопытно, что его тетушка до того любила своего Михаила Юрьевича, что обыкновенно утром присылала своего человека в школу будить племянника, дабы звук барабана или трубы не встревожил и не испугал его при подъеме.
Прозвище у него было Майошка.
Все мы смотрели на него, как на самого обыкновенного и самого заурядного воспитанника. Он был чрезвычайно неудовлетворительного поведения, и даже курил табак!  Никогда не поверил бы, что юноша с такими дурными и порочными наклонностями мог стать автором поэмы «Демон» и других сочинений, никто не подозревал, что это будущий великий поэт!»
Источник: Борис Рябухин, Владимир Вебер «Для них монархи – крестные отцы» Роман. 2016 год, с. 151-152.


Борис Рябухин
ХРОНИЗМЫ
(Из дневника писателя)
В стан воровской лазутчиков пошли.
Пусть посулят тому, кто выдаст вора
Булавина, живым иль мертвым, двести
Рублей. Не мешкав, укрепи Азов,
Чтоб к туркам казаки не отложились.
И слух пусти: царь сам придет на Дон…
Зело опасно ослабеть нам с Юга, —
Швед в перемирьи отказал… Брат Карл
Стать хочет Александром Македонским,
Нас раздробить на княжества, а чернь,
Смутить на бунты и изгнать плетьми
Не только из России, но со свету!..
А Дон бунтует — на потребу шведу.
Из драмы в стихах «Кондрат Булавин», картина четвертая
Источник: Александр.Пушкин «История Петра I».















Борис Рябухин

ХРОНИЗМЫ
(Из Дневника писателя)


«… что, наверно, вернейшим образом случится и сбудется, мне и хотелось давно высказать, писал Ф.М. Достоевский в своих трудах. – Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, – у них характер в этом смысле как у всех, – а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать со славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии».
Борис Рябухин Роман-Дайджест «Волжский царь», гл.52 Булгария и Русь».
Источник: письма Федора Достоевского




























Борис Рябухин
ХРОНИЗМЫ
БЕСЕДА С НЕБЕСНЫМ СОЗДАНИЕМ
(Поэма в прозе)
«В каждой музыке - Бах,
В каждом из нас – Бог»
Иосиф Бродский

Музыка – язык Бога.
Бах вечно преподает на органе основы общения с Богом.
Сначала мы разучиваем гласные звуки Бога, вставая на табуретку с детским пением:
«Птичка над моим окошком гнездышко для деток вьет…»
Ребенок наш поет – и значит, уже общается с Богом.
С детства мы боимся небесной грозы. Бог подает свой разрывный  громокипящей голос торнадо?
В молитвах мы  учимся  всю жизнь общению Святого Духа с Богом.
Мы все удивляемся, как Бог понимает наши молитвы на разных языках?
А на каком языке говорит Бог,  на земле тыщи языков. Он что ли Полиглот?
Даже Иван Грозный в древности общался с Богом больше, чем  в монашьей одежде. Он записывал свою  музыку крючками.
Каждый музыкальный инструмент – это стило Бога. 
Музей музыкальных инструментов – это академия  стилистов-левитов.
Нотная библиотека в Москве – это азбука языка общения с Богом. 
Хоры всех времен и всех языков – хоры Всевышних.
И в немолчных храмах вечно Ангелы поют.
А люди?
Храмы звучат молитвами божественных произведений композитора Иоганна Себастьяна Баха, написавшего   более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени.
В театрах мира  играют почти  2000 пьес, сочинений великого дра-матурга, поэта и прозаика  Лопе Де Веги.
Все подобные творения – для разучивания человечеством музыки мира, чтобы овладеть божественным языком Бога.
Мы сожалеем, что не до конца осознаем в консерваториях  и театрах все бессмертные богатства музыки. Но чувствуем  душевное удовлетворение после концертов, такое же благоденствие на душе, как после  стояния всенощной и заутрени в церкви.
Язык Бога – единственный  для всего человечества язык, не нуждающийся в переводах, потому что он и есть музыка.
Композиторы глубоко понимают музыку.  Но верят ли они в то, что  музыка – единственный язык всего мира?
«Это   от Всевышнего!» - касается гений пальцем у виска, боясь верить в эту истину.
Исполнители дуэта в опере, фактически общаются на языке Бога.
Однако, до понимания шестым чувством языка музыки еще пройдут тысячелетия.
Тогда алфавит окончательно заменят ноты.















ХРОНИЗМЫ
(Из дневника писателя)

КАК ОТМЕНЯЛИ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ

Пушкина сослали
Лермонтова сослали
Достоевского приговорили к смертной казни, но пожалели и сослали
Толстого отлучили от церкви
Гумилева расстреляли
Мандельштама сослали и убили
Цветаеву сослали и довели до самоубийства
Блока довели до смерти - не выпустили на лечение
Маяковского довели до самоубийства
Есенина травили и убили
Хармса заморили голодом в психушке
Пастернака травили и не публиковали
Ахматову травили и не публиковали
Булгакова травили и не публиковали
Бродского травили, сослали и выжили из страны
Солженицына травили, сослали и выжили из страны
Довлатова травили и выжили из страны
Льва Гумилева травили и сослали, отсидел 15 лет
Список можно продолжать бесконечно.
Умнейших людей страны, философов, ученых пароходом выслали из страны.

(Источник: Ольга Медвед «Гумилевское общество», 2022).










ХРОНИЗМЫ
(Из Библиотеки писателя)
ИЗ РОДОСЛОВНОЙ

«Из булгар, а также из тюрков, влившихся в состав русского народа в течение XVI– XVII вв., ведут свою родословную почти четверть русских дворян, что легко можно установить даже при беглом знакомстве с Бархатной книгой Родословия русских дворян. Хотя многие из них стремились не афишировать свое тюркское происхождение и выступали, как правило, под русскими фамилиями. Даже сохранившиеся фамилии с тюркской основой говорят, что таких среди русских дворян было не так уж мало. Например, фамилии таких ученых, писателей, государственных деятелей, как Державин, Плеханов, Тургенев, Кантемир, Тимирязев. Рахманинов, Карамзин, Грибоедов, Салтыков-Щедрин, Бунин, Куприн, Чаадаев, Потебня, Достоевский, Циолковский, Радищев, Дашкова, Милюков, Панаев, Кугушев, Еникеев, Утешев, Тенишев, Енгаличев, Шишков, Шаховский, Мещеринов, Урусов, Шереметьев, Строганов, Аракчеев, Давыдов, Жуковский, Ширинский-Шахматов…).
(Источник: Борис Рябухин «Волжский царь», М. 2013, 737 с.).
Борис Рябухин

ХРОНИЗМЫ
(Из Дневника писателя)

КОНДРАШКА
Из своего Бахмута предводитель крестьянской войны Кондрат Булавин повел несметное донское войско  казаков на русского царя, за показательное убийство брата и оккупацию бахмутских соляных приисков, и так разбил неожиданно князя Долгорукого с государственным войском, что до сих пор пугают неприятеля, что его «Кондрашка ударит (хватит).
(Источник: «Толковый словарь русского языка» В. Даль и историческая хроника в стихах Борис Рябухин «Кондрат Булавин»).