Пушкинские горы 2

Татаринов Николай Владимирович
                сентябрь 2018г.
В Пушкинские Горы с Е. В. Жариновым

Есть в интернете сайт: Путешествие с Евгением Жариновым
Я туда зашёл – ба, да он же в Прагу собирается с темой : «Мистики и  алхимики Европы»
Я подал заявку: - Хотим в любимую Прагу с многоуважаемым Евгением Викторовичем!      Ответила Оксана – его жена. Оказывается,  что  места в  группе есть, но паспорта мы оформить не успеваем.  Тогда мы  заказали срочное изготовление загранпаспортов в какой то левой фирме – по 10т.р. с каждого. В процессе переговоров выясняется, что до поездки в Прагу  вся «жариновская» группа ещё съездит в Пушкинские горы. Ну как мы это можем упустить? Но стоимость экскурсии, окромя дороги и гостиницы, тоже 10тыс.  с головы.
– Ну этого мы уже не потянем! – говорю.
-Тогда мы вас приглашаем бесплатно!!!
Ну как тут было не напиться, т.е. не поехать - при наличии кибитки - с нас только бензин!

День 1-й.

 С трудом успели закончить подготовительные и ремонтные работы по нашей кибитке. 
     Выехали в 13.30 - 20.сентября 2018года, четверг (хорошо, что не пятница – пробки).   Завтра в Пушгорах утром уже начинается экскурсия с Жариновым во главе.
Газовая печка не разжигается, хотя, когда ездил к ремонтникам, она исправно разожглась - закон вредности неистребим.
  Потому я взял с собой масляный электрорадиатор.
Выехали как всегда - в спешке. Доехали к темноте до В. Лук. Переночевали на бензозаправке Лукойл –   поспали неплохо и без печки – шум от шоссе нас не беспокоил.
Главная забота – подключить эл.энергию, чтобы работал холодильник, где продукты и лекарства и - обогреватель. Но на заправке такой услуги нет – это не Запад. Но спасает лёд, который заложен в холодильнике, его хватает почти на сутки, а потом эти холодильные аккумуляторы (просто вода в пакетах) нужно на ночь помещать в морозилку.
На улице пока тепло!

День 2 й.  21 сентября, пятница

Утром встали и часов в 7 двинули на Пушгоры. Ещё 200 км. Успели !!!
Остановились на  Турбазе в Пушгорах в 9 часов, созвонились.
Погода прекрасная, хотя обещали дожди. Отцепили свою кибитку - «HOBBI» и спокойно успели к 11 часам на лекцию и на экскурсию с Евгением Викторовичем. Сбор был на террасе гостиницы «Арина Р.»,  где он с женой остановился. Жена его Оксана издали нас угадала и встретила с протянутыми руками.
       Жаринов говорит без остановки – народ внемлет затаив дыхание. Информационная плотность его речи  такова, что прекрасно всё понимая, мало чего запоминаешь. Жаль, что мне не удалось наладить диктофон для записи – записи его лекций по истории западной литературы я прослушал раз двадцать и каждый раз находил что-то новое.
   Но, вообще – то, чтобы записывать – нужно быть всё время рядом с ним, а мы были на дистанции, поскольку нам выдали приёмники с наушниками.
   От деревни Бурово прошли лесом до Михайловского, сходили там на местную экскурсию по Дому – музею, затем через лес по холмам до Тригорского. Остановились на привал возле трёх сосен, упоминаемых у Пушкина – лекция не прерывается.
         Здесь на памятном камне стихи Пушкина с выдержками из Горация.
   Жаринов говорит: - Вот раньше такие вставки делали многие поэты и все их понимали даже на латыни, поскольку гимназическое образование было гуманитарным и латынь присутствовала обязательно, как и церковнославянский язык, а сейчас вставки делаются из мата, который знают все.
Здесь Гала не выдержала, она прочитала вслух из Бурлюка :
       -  «Поэзия – истрёпанная девка, Любовь- кабак, а Небо – рвань, …»
- Ведь можно же выразить сильные эмоции без мата и укладываться в рамки литературного языка!
А он: - Ну, а во время атаки ни Родину, ни Сталина не вспоминали – был сплошной мат!
      Я могу добавить, что в американских военных академиях и училищах изучают русский мат, поскольку речь русских лётчиков, которых прослушивают в полёте, на 80% из него состоит. Хотя вряд ли это поможет – всё зависит от интонации, сами слова ничего не значат…, так что здесь мат – подобие шифра.
    Наши русские и советские писатели много писали о непосредственных боевых действиях, но никогда не допускали мата в тексте.
  У Станюковича есть рассказ, в котором описывается ситуация, когда на борт парусного судна пригласили двух дам российского царствующего дома. Всем офицерам и матросам строго  приказали обходиться литературным языком. Когда же, при демонстрации выполнения какого-то манёвра, произошёл сбой, воздух сразу накалился от густого русского мата. Но и здесь писатель сумел не воспроизводить его в тексте буквально!
Думается, что посыл Е.В. насчёт необходимости мата в современной литературе – очередная его провокация для активизации аудитории!

    …На подъёмах Е.В. не перестаёт говорить, хотя слышится его затруднённое дыхание. Галя старается поспевать - с трудом, но ей это удаётся.
 …Перекус в кафе, я пока пригоняю машину из Бурово, потом беседа на крыльце дома в Тригорском. Музей закрылся в 18 ч., но мы особенно и не горевали, главное – содержание бесед Евгения Викторовича.   Как  он верно заметил, Пушкинские горы – это прежде всего Природный Памятник, а реконструированные строения и элементы внутреннего убранства – это вторичное.  Совершенно согласен, но думаю, что без архитектурной ауры Замечательная Природа Пушкинских гор не звучала бы так мощно. Здесь поклон Гейченко!
     Ещё одна ремарка по поводу архитектуры!   Много раз, начиная с 1959 года (возвращаясь из зимнего похода на по Кольскому п-ву),  я с трепетом проходил мимо дома на Мойке 12, где долго - долго реконструировалась последняя квартира Пушкина. Когда же попал в неё после великолепной реставрации – через 50 лет, то был сильно разочарован.
- Ну да, квартира…, воспроизведена внутренняя обстановка, очень грамотные экскурсоводы!
  Но дух! Дух монотонно – погребальный! Ну как же – вот здесь, на этой кушетке умирал Поэт. А то, что здесь жил Живой Человек с Огненным Темпераментом – этого не чувствуется. Я вышел не дожидаясь окончания экскурсии!  Лучше бы я туда не заходил!...
       Вечером на машинах – по домам. Некоторые пошли пешком – километров 10 по шоссе.

День 3 -й. 22 сент., суббота
Дождь, вечером лекция в Гостинице «Арина Р.»
   Я решил приподнести Е.В. бутылку коньяка – поскольку нас с Галой пригласили на экскурсию  бесплатно и вообще…
       Хотел найти Дагестанский коньяк - считаю его лучшим. Хорошо бы, думаю, название типа «Джигит».   Долго выбирал в «Пятёрочке» - всё не то и вдруг на нижней полке вижу бутылку  - «Джигит» - как по заказу! Тут же родилось поэтическое сопровождение:
         
          Коню джигит ужасно рад,
          Но больше любит виноград!
          Едва удержит он слезу,
          Увидев спелую лозу!

                И Дагестан, свой край родной,
                Поёт он утренней порой,
                Когда воспрянув ото сна
                Его светлеет голова…

   Зачитал его при публике.
Е.В. : - Прекрасно!

День 4-й. 23 сент. Воскресенье.

     В 9ч утра мы с Галой были на службе в   Успенском соборе Святогорского монастыря. Он стоит  на крутом остроконечном холме, где кроме него помещается только небольшая видовая площадка, на которой находится могила Пушкина и его родителей. Раньше и вся местность называлась – Святые горы –   она сильно всхолмленная и такую мощную эненергетику в себе таит. Когда А.С. хоронил мать, то сразу закупил место и для себя, поражённый красотой места! Я тоже был в восторге, увидев всё это впервые (мы уже здесь в пятый раз). Очень притягательное место!
 Очень красивая служба была – воскресная литургия, великолепный мужской хор – лучше я ничего не слышал, а слышал  немало! (Вспомнил свою бабушку Хионию Евстафиевну, которая признавала только один вид искусства – церковное пение!)
     В 11ч   лекция – сначала в гостинице, ввиду ветреной погоды, а после собрались на Святой Монастырской горе возле могилы Пушкина.
     Е.В. даёт много провокационных посылов, чтобы вызвать на споры.  Так он заявил, что культура это аномалия, плесень, людям она ни к чему. 
       Тут Галя взорвалась: - Тогда – Да здравствует плесень и аномалия! - и взмахнула Ритиной шалью с кистями в сторону обелиска на могиле Пушкина.
      Когда же Е.В. напомнил строки из Е.О., что – Онегин не без греха мог вспомнить лишь пару строк из Вергилия, - Ну а сейчас - то кто это может?
Тут уж я с Галиной отмашки прочёл с выражением свою любимую строку из «Одиссеи» : 
 «Вста-ла   из  мра-ка   мла-да-я,  с   пе-р-ста-ми   пу-р-пу-рны-ми  Э-о-с!»,
 а  Евгений  Викторович с лёгкостью стал продолжать… Воистину  - феномен!
      Ещё он речь завёл о романе «Война и мир».
Я говорю: - Сейчас по радио «Звезда» его читают – так у меня просто уши вянут!
 - Ну, это редактор виноват - ?!!!   Вот когда князь Андрей стоит со своим полком в резерве, а кругом рвутся снаряды, один офицер лёг на землю, а кн. Андрей: – Стыдно, батенька, встаньте! 
Надо понимать, что это признак настоящего романа!
  Я говорю: - Да сейчас все бы дружно легли!
 - Ну, так это вот такова дворянская культура!
После этого все распрощались  и разошлись, разъехались по домам. Как хорошо вернуться в свою тёплую кибитку!
      Вечером мы с Галой съездили в д. Козляки и с трудом отыскали Татьяну,  которая давала приют Гале лет 15 назад, ещё раньше она принимала нас вместе.  Оказалось, что она  через день ложится в больницу (по сердцу).
Решили задержаться на пару дней, чтобы отвезти её в эту самую больницу. Погуляли по окрестностям – золотая осень в Святых горах – Особенно Золотая. Недаром Пушкин так любил Осень и так впитывал энергетику этой местности!
     Когда мы были в Шахматово – (пенаты Блока) – там тоже самое!
Кругом холмы Клино - Дмитровской гряды создают такого же рода энергетику. И дом его стоит на высоченной горе, так что воду приходилось возить туда в бочках.

День 5й  и 6-й.   24-25 сент.
Ездили на гору Воронич, там продаётся участок с видом на долину реки Великой. Это недалеко от Тригорского. Вот бы там…
    Больше всего на сегодняшний день меня радуют стайки воробьёв, которых под Москвой уже не сыщешь..
Ввиду вынужденной задержки я решил отремонтировать стол в кибитке, вернее переделать. Ужасно мешала раскладная стальная рама под столом. Я сделал стол откидным - подъёмным. Стало легче жить. Инструменты у меня с собой всегда, электричество …тоже!
Свои аккумуляторы холода отдали в буфет для заморозки!

День 7й - 26 сент.
 Отвезли Татьяну в больницу  и поехали в Псков.
     В Пскове родился мой прадед по  маме Александр Кузьмич Новиков (она сохранила свою девичью фамилию) и мы хотели узнать подробности его биографии.
В город приехали в темноте, но всё же успели попасть в Госархив, причём сначала нас послали в городской архив, а там ремонт дороги…и это с прицепом… Навигатор мой бастует, и вот мы останавливаемся на каждом углу со своим прицепом - кибиткой чтобы узнать дорогу! Весело!
 Читальный зал в архиве закрыт, пришлось оставить заявку на поиск. Через месяц обещали что – нибудь прислать на эл. Почту.
        В темноте с трудом отыскали автостоянку, где нам разрешили подключиться к электричеству! Ура!  Какое облегчение, кода включаешь печку, холодильник и – Кайф!!!

День 8-й. 27 сент.
Всю ночь неистово тарахтел по  крыше кибитки  ливень, но надо было заснуть.
  Утром экскурсия по городу при сильном ветре. Солнечно. Удивительно везёт нам – как только экскурсия – так вёдро!
Я здесь второй раз, Гала - в первый, нет, вру – мы с ней были в 2004 году пешим порядком. А я впервые был здесь с мамой и Полиной, когда ей было лет 7.
 Старый город - суровой аскетической архитектуры. Здесь всегда были готовы к осаде.
Церкви приземистые, абсолютно без «архитектурных излишеств» - это псковский стиль.
Могучий Кремль величественен в своей суровости.
Здесь невольно поражает разительная его  несхожесть с замками Радзивилов в Белоруссии, где мы были только в этом июле! Это замки «Мир» и «Несвиж». Это очень красивые, даже помпезные Замки - полная противоположность Пскову. Мирский замок – в стиле Белорусской Готики, а Несвиж … вот выдержка из интернета: «Постепенно он вбирал в себя признаки различных архитектурных стилей. Здесь нашли своё отражение: ренессанс и классицизм, барокко и рококо...»
А всего-то 500 км южнее!
             Единственное сооружение старого Пскова, который выбивается из общей архитектурной ауры  – Троицкий собор в Кремле, который много раз перестраивался. Последний вариант - в Московском стиле, дабы подчеркнуть подчинённость города Пскова - Москве!
     Отыскали городскую гимназию, она основана в 1855 году, а прадед родился в  1850, значит он мог там учиться.

День 9-й. 28 сент.
 Гимназия находится недалеко от берега реки Великой, храм «Георгия на взвозе» – вблизи   набережной. Этот храм принадлежал раньше гимназии, потом устроили внутреннюю церковь.             Учебный день начинался с молитвы.
Зашли в храм Георгия, поставили большую свечу моему прадеду Александру Кузьмичу.
В Гимназии (ныне школа №1) нас встретили очень хорошо, показали школьный музей, где представлены все известные выпускники Гимназии (в том числе – Тынянов). Мы купили книгу воспоминаний этих выпускников – очень интересно. Знаменательно то, что все эти знаменитости из одного выпуска – времён Революции. Природа чуяла…  Хотя и говорят, что мол Переворот был и в феврале и в октябре, а вот поди ж ты – атмосфера была революционная и раньше…

День 10-й.  29 сент.
Поехали в Изборск. Величественная белокаменная крепость, которая ни разу не была побеждена, хотя осаждалась много раз. Особенно внушительна Крепостная стена снаружи, со  стороны озера – она возвышается над местностью на крутой горе. Внутри интересен подземный ход к колодцу  в сторону озера.
Слава Богу, не нашлось предателя, который бы выдал место колодца. Именно таким образом принуждались к сдаче многие древние крепости.
    Переночевали в Изборске на улице города. Мальчишки ударили кулаком в стенку, когда Гала засыпала…( И не один раз, а 2 раза и было страшно, что выскочит разъярённый Коля и затеется  драка, но Коля дрых – вставка Галы).
    Районный центр – знаменитые Печёры.
Жители Печёрского района имеют двойное гражданство – Район входил в состав Эстонии 20 лет  и они этого не забыли. Можно ездить по Европе без визы, только вот деньги…

День 11-й. 30 сентября. Воскресенье 
Утром едем в Печёры. Это недалеко – км 20.
Воскресная служба в главном Троицком соборе монастыря. Женский хор. Совсем не то впечатление - здесь я ещё больше оценил мужской хор Святогорского монастыря!
Сам монастырь очень интересен своим расположением и архитектурой.
Мы побывали на экскурсии в пещерах. Раньше они были закрыты на ремонт.
Сейчас экскурсии школьников – одна за другой, мы примкнули к ним. Каждому дают по свечке… - и это всё освещение в подземных проходах  в стенных могилах всех святых и  монахов  монастыря. Много имён знакомых по книге Шевкунова  «Святые  Несвятые».
               После  посещения монастыря  - курс – на Залучье.
По дороге ветром снесло крышку люка на кибитке, но до Залучья добрались без дождя. Может быть, это Галина молитва помогла.
После поворота с грейдера на просёлок долго устанавливал цепи на ведущие передние колёса – редко приходится  устанавливать и навык утрачивается.               
По дороге через Плюхново Галу сильно растрясло, тем не менее, отдохнувши  на следующий день зашли   к Анжелике. Она только что приехала из Москвы, и на приветствие Галы, -  буркнула «здрасьте» через плечо, чем озадачила…
   Однако, вечером она пришла  в нашу  кибитку  (под уютный с кистями абажур) с извинениями и пригласила в баню попариться. После нашего схематического душа – предложение заманчивое. Попарились с удовольствием, Анжелика – после нас парилась одна: - Я часа на 2, в пять заходов!
 Галя  соблазнилась пойти в парную, на  одну- две мин вошла в парилку.
Вообще  Анжелика претендует на звание Амазонки – ездит на внедорожнике, ходит на охоту на медведя и кабана и т.д., хотя с виду довольно миниатюрная и женственная. Она пользуется уважением среди друзей – охотников.
Может быть здесь магия имени – не знаю!

День 12-й. и 13-й       -1 и 2 октября.
      Ремонт Люка.  Нашёл подходящую деревоплиту, прикрутил саморезами – не течёт.
Яблок мало – в основном падалица. Да  и лето было очень сухое.
Целый день топил избу, да так и не натопил – окна продувные. Ночевали в кибитке, привыкли мы к ней…

День 14-й.   -3 октября
Поехали домой. На подъезде к большаку, справа, Рядом с красной машиной – вездеходом – женская фигура. Я чуть было не проскочил мимо, потом смотрю - ба, да это же Тамила Фёдоровна – мама Анжелики, возле её машины. Выходим – она вся в слезах  и причитаниях- «пропала моя дося»!
     Оказывается, та пошла за грибами часа 1,5 – 2 назад и нет её.
Я сдал назад, освободил дорогу, посигналил несколько раз целыми сериями.
Потом пошёл искать под гору в лес. Не нашедши, возвращаюсь и вижу - Анжелика  уже возле машины. Вся дрожит, возбуждённая:
  - Я же знаю этот лес, как пять пальцев и не взяла из машины ни компаса ни телефона мобильного, зашла в болото, а кругом одни камыши и серое небо…
Помог мой сигнал – она сориентировалась.
Вот так рядом с домом можно заплутать – на небе хмарь, кругом болото…
       Вечером, после 450 км по трассе мы воткнулись в обычную пробку на МКАДе…
Но это уже ДОМА!