Детство всегда с тобой

Диана Бахтиярова
               Новый солнечный день – это лето, растянувшееся во дворе на лужайке, душистые кусты малины и смородины трёх разных цветов, бабушкин яблочно-вишнёвый сад с огромной, застеленной матрацем кроватью для отдыха под яблонькой в жаркий день, как сегодня. Маленький, но тогда, несомненно, огромный детский мир, вмещающий двор и сад, а ещё поле, речку, пастбище и поляны подснежников в лесу, - таким и остался где-то в стране Детства. Там царит покой и уют, как дома, где всегда рады приютить уставшего взрослого. Там живёт особое доброе солнышко, одуванчики и лошадки-облака с волнистыми гривами, совсем как у тех, с карусели на площадке в городском парке около Дома Культуры, - образ из детства. Ещё будучи ребёнком, в этом самом здании я познала любовь к работе в музыкальной группе, с которой выступала на городских концертах. Звук, блеск, ритм, сверкающие в свете софитов наряды, - всё, чем была наполнена та далёкая пора талантливо срежиссировано и хранится в памяти набором коротких видеофрагментов. Чем старше мы становимся, тем меньше жизнь предполагает бережного хранения всего прекрасного, случившегося с нами, она просто бежит, сменяя картинки одну за другой. Чудеса воспринимаются как должное, судьба, случайность… И, главное, во взрослой жизни, когда наступает конец чего-то счастливого – завершается всё, связанное с ним, чем или кем бы оно не было, ничего не приживается надолго, когда с ним покончено, прошлое просто уходит, помахивая задом, или, иногда, рукой... Очевидно, приходится ответить ему столь же цинично – забвением. По большому счёту, так легче жить дальше, находить новые смыслы, не зацикливаясь на том, что ушло что-то, даже когда оно было действительно важным, изменившим нас навсегда, подарившим счастливые дни, часы, а может, и годы… Были у тебя и кот и быт, чистая посуда иногда билась, ужины при свечах в вечерних платьях под плывущий из колонок джаз – почти ритуал, закаты над озером, или вот, другое, - белый бабушкин сад, речка, васильки, раздолье средней полосы… Ну и где всё это теперь живёт, о чём и кому поёт? На первый взгляд может показаться, будто всё безвозвратно ушло, не оставив даже ниточки, за которую настоящему можно было бы зацепиться, чтобы найти хоть какое-то оправдание себе, придать прожитому смысл. И лишь со временем понимаешь, ничто не уходит навсегда, всё, что коснулось твоей души, всё, что ты любил когда-то, по-прежнему живо.
            Отражаясь в воде, солнечные лучи становятся её частью, тёплой светящейся энергией, точно так же сокровенные кадры истории нашей жизни отражаются в строчках, пролитых из самого сердца на бумагу или в сеть, в трогательных мелодиях, талантливых картинах и даже во вкусе приготовленных нами блюд, - всё это в итоге становится частью не только их создателя, но и каждой затронутой живой души.
             Где-то далеко склонились над озером ивушки, стайки перламутрово-синих стрекоз роятся у камыша, птицы поют звонко и радостно, вдохновлённые тёплыми днями бесконечно зелёного июня. И ты тоже поёшь, стоя на небольшом деревяном пирсе над озером, перед глазами небо, вода и прячущий горизонт лес. Тихая и такая душевная стать во всём, что кажется, будто с тобой и травинка и камешек заговорить готовы, своим, конечно, языком, проникающим в самую податливую распахнутую с детства часть сознания. И ответы на вечно мучащие вопросы могут прийти самые неожиданные, зато незамысловатые по своей сути, проще будто и не бывает, такие, что удивиться недолго, как раньше не понимал этого, и крепче задумавшись, обнаружить, что ещё в детстве знал ответ, но забыл его, размыл, затёр новыми знаниями, переживаниями, и лишь теперь вспомнил и наконец прочувствовал. Полезная беседа выходит, душа радуется и суетливый мозг успокаивается. В такие моменты вполне возможно оживление лучших воспоминаний, залитых солнцем эпизодов жизни, начиная с счастливого, беззаботного времени – детства.      
             Существует некое пространство, где по-прежнему живо всё самое лучшее, что с нами когда-либо произошло, своего рода мозаика из фрагментов, напоминающих мозаику Парка Гуэль, созданную великим архитектором Гауди. Барселона взволновала настолько, что спустя два года, я снова вернулась туда. Цветущая Испания в мае, свобода передвижения, изучение города и загородных пляжей с золотым песком, экскурсия на гору Монсеррат. Высоченная громадина, с отдыхающими на ней облаками, так похожа на застывших в разных позах гигантских троллей, животных и мумий - кусочек моей мозаики, как и образ с детства знакомых холмов, в реальности совсем небольших, но тогда они казались далеко плывущими горами, вдалеке над рекой, видимыми прямо из окна бабушкиной террасы. Однажды мысленное погружение в те годы обернулось стихотворением, увековечив навсегда и чёрную речку и валуны над ней, вот эти строчки:
Мы юность проводили там
С тобой - искатели свободы
Ходили к вечным валунам,
Чьи очертанья на восходе
Окаймлены златой тесьмой
Покоятся над тонкой чёрной
Рекой с студёною водой,
Её ещё твой прадед помнил…

         И, чтобы не искать долго, не надо прятать свою мозаику лучших моментов в шкафу со скелетами, её необходимо держать на виду, например, в гостиной, рядом с пейзажем на стене, в сложном узоре хрустальной вазы или вышивке на шторах, в украшенных цветами волосах феи-статуэтки на рабочем столе, словом, в любом приметном и приятном глазу месте. Пользуйтесь, вдохновляйтесь!
И всё же, детство отличается от других воспоминаний, его не вместить в квадратик или ромбик общей мозаики, не расположить по порядку несколькими кадрами в начале длинной, пусть даже и цветной ленты жизни, ведь это целая вечно живая страна, с островком посреди озера с прозрачной голубой водой, смывающей все неудачи и тревоги, очищающей от всего того, что способно вывести нас из равновесия. Чувство беззаботности, обусловленное незнанием составляющих жизни с её несовершенствами, разочарованиями и бесконечной суетой делает детские годы непохожими на последующие, и, оттого, самыми счастливыми. Неслучайно щедрая природа наградила нас воображением и памятью - бесценными дарами, если только захотим, мы можем путешествовать в то счастливое время снова и снова, каждый раз по возвращении делясь с миром искренностью, добротой и наивностью, словно охапкой полевых цветов. Детство, как оберег, всегда с тобой и на твоей стороне, сколько бы лет тебе не исполнилось.

Мне снится залитая розовым солнцем
Зелёная улица, детства мотив
Из фортепиано старательно льётся,
Последний аккорд и свободный порыв

В цветущую зыбь через двор окунуться;
На дерево с книгой и глубже ещё,
К дремучим дубам уходя, оглянуться
На школу родную с холодным борщом…

Всё невероятным казалось в те годы
Парк лесом был, рощей – рядок из берёз,
Когда мы юны, в нас так много природы,
Теперь эта близость лишь в толике грёз…

В тот мир не вернуться, но памяти нити
Так ловко вплетаются в матрицу снов,
Фантазии дар позволяет напиться
Живого нектара из самых основ.