Ларс фон Триер. Меланхолия

Юрий Сенин 2
Ночью была бессонницы, и я посмотрел фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера. Вообще-то, я уже этот фильм смотрел, правда на языке, еще в 2011. Тогда оторваться не мог, фильм раздавливает всмятку, но с другой стороны, многие считают фильм мутным, скучным и депрессивным. На этот раз всё воспринималось иначе, может быть, из-за того, что я про фашизм и ненависть начитался, может быть, тогда я не знал заморочки в Каннах 2011 года, а теперь всё это становится как-то связано, в общем, не знаю, но воспринимается иначе. Очень беспощадный фильм о человечестве и его гибели.
   Экзистенциональный фильм, снятый несомненно новатором. Человеконенавистнический? Пожалуй, но здесь это не главное (см. в конце поста). Во всяком случае, Джастин (Кирстен Данс) говорит: «Земля – это зло, нечего о ней горевать».
   Ларс фон Триер (род. 30 апреля 1956) - датский режиссёр, сценарист и актёр. Очень плодотворный, противоречивый и провокационный режиссер, работающий в кино уже более сорока лет. Его работы известны своими жанровыми и техническими инновациями, конфронтационным исследованием экзистенциальных, социальных и политических вопросов. Вообще-то, своего рода, выдающийся малый: он не поступил с первого раза ни в одно учебное заведение, он ушел от первой жены, когда младшему ребёнку было три недели, ушёл к воспитательнице из продленки в школе, где училась его старшая дочь. После этого прохожие плевали ему под ноги. Похоже, что человек только и занимался тем, что боролся с разными фобиями и пробуждением этих фобий в других.
    И вот: обладатель более ста наград и номинаций на кинофестивалях по всему миру, в их числе «Золотая пальмовая ветвь» («Танцующая в темноте»), «Гран-при» («Рассекая волны»). А также премий «Сезар», «Гойя» и др. Гений или ненормальный придурок? По-моему, к таким людям нужно относиться предельно серьёзно и внимательно. Прав он или не прав – второй вопрос, на других людей он влияет и ставит им свою повестку, вот что важно.
   Оказывается, «Меланхолию» показывали на кинофестивале в Москве в 2011 году (вне конкурса), но я туда давно уже не хожу, такая помойка у нас получилась. Последний раз я был на Московском кинофестивале то ли в 1993-м, то ли в 1997 году. Тогда я был на открытии и закрытии фестиваля в кинотеатре «Россия». Приглашения мне принес Петя Шепотинник, который тогда работал руководителем пресс-центра фестиваля. Никаких Михалковых близко не лежало к фестивалю. Сейчас, вспоминая эти два мероприятия, диву даешься, кого я для компании пригласил: всё банкиры, да валютные отделы).
    Но было занятно пообщаться с народом, фильмы мне не понравились, а вот т.н. закрытие фестиваля, честно скажу, просто сразило мою неокрепшую душу грязным пьянством, цинизмом и нищетой, как духовной, так и материальной: со стола воровали и складывали в какие-то спецсумки продукты, бутылки, посуду, всё, что попало. Я такого не видел никогда в жизни ни до, ни после. В общем – кошмар и позор. Правда тогда я познакомился с Роланом Быковым, и не то, чтобы был его фаном, но некоторые роли очень ценил, такие, как в «Андрее Рублеве» или «Служили два товарища». Считаю, что мне тогда повезло, хотя беседа была о фильме, который я не смотрел, он там играл какого-то Нахмана. Вид у него был нездоровый, и недовольный. Роста он оказался очень маленького, но довольно плотный. Много позже, где-то примерно в 1999-м, я познакомился в двумя мужичками в Чехии, якобы, наследниками Быкова, они искали недвижимость. Ну, да и ладно, сейчас у меня другая тема.
   Мировая премьера «Меланхолии» состоялась на Каннском кинофестивале в 2011 году.

На пресс-конференции после премьеры Ларс фон Триер объяснял закономерность уничтожения земной жизни и объявил о своих симпатиях к Гитлеру, дальше, сказал, что он нацист. За это организаторы фестиваля объявили его персоной нон-грата, а сам режиссер даже на время решил больше не участвовать в пресс-конференциях и не выезжать из Дании. В конце же фестиваля Триер и вовсе объявил себя коммунистом. Скандал отвлек внимание общественности от самой «Меланхолии». Когда же впечатления от пресс-конференции улеглись, критики наконец смогли оценить и сам фильм. «Это один из лучших фильмов (в программе)», отметил в итоге член каннского жюри Оливье Ассайя. «Мы все порицаем Фон Триера за его высказывания, но фильм очень хорошо снят, сыгран, написан. Это отличная режиссерская работа». Исполнительница одной из двух главных ролей в фильме Кирстен Данст, несмотря на этот скандал, получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль (сам Ларс фон Триер был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь»).   
Роли:

Кирстен Данст            Джастин
Кифер Сазерленд            Джон
Шарлотта Генсбур    Клэр
Александр Скарсгард    Майкл

    «Меланхолия» начинается с гибели планеты Земля из-за столкновения с планетой Меланхолия, после чего рассказывается о событиях, предшествовавших катастрофе. В центре повествования - две сестры, Джюстин (Кирстен Данст) и Клэр (Шарлотта Генсбур). По сюжету Джастин выходит замуж, впадая в депрессию в ходе свадьбы. Это позволяет ей оставаться спокойной в то время, когда Земле грозит уничтожение, в то время как ее сестра и другие окружающие ее люди близки к панике. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Джастин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное. Вот изменение ролей сестёр еще и при первом просмотре показалось мне находкой.
    Я причитал о возникновении идеи фильма, и под кого собственно писался сюжет, но все-таки, для понимания идеи фильма, это значения не имеет. Космическая катастрофа не главное, поэтому и сама катастрофа на мой взгляд изображена довольно схематически. Главное здесь - иррациональное поведение героев (изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Триера). 
      Теперь хочу вернуться к фильму. Во-первых, музыка Вагнера, очень важная часть фильма, неотъемлемая часть. За кадром звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Не самый мой любимый композитор, но для фильма очень подходят, а для таких фильмов музыка играет существенную роль, вспомните хотя бы «Солярис». Короче, музыка подходит, является органической частью картины и правда напоминает зрителю о нацизме, правда, неявочным образом. Во-вторых, фильм получился во всех отношениях сюрреалистическим, по всем приёмам и задумкам.
   Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ульфа Триера и Ингер Триер. Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать - коммунисткой; также оба были практикующими нудистами. Ульф Триер (внук учёного-медика Фредерика Якоба Триера) был евреем, но семья была атеистической: Ларс говорил, что в их доме было место всему, кроме «чувств, религии и удовольствий». Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови.
    По его словам, Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец - датчанин Фриц Михаэль Хартманн, который когда-то был её работодателем. Фриц принадлежал к знаменитой музыкальной династии: его прадедом был Йоханн Петер Эмилиус Хартман, дедом - Эмиль Хартман, Мать хотела, чтобы её сын унаследовал от Хартманна «творческие гены», поскольку Ульф Триер, по её словам, был человеком хоть и любящим, но «без стержня и без целей в жизни». Триер неоднократно пытался наладить контакты с 90-летним биологическим отцом, однако попытки не увенчались успехом.
  В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» и одновременно устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу. Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» (Sv. Trier), окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер».
   И о карьере несколько слов: после трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной трилогией, которая носит название «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль» с Николь Кидман в главной роли, а вторым — «Мандерлей», где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Ховард. Оба фильма были сняты под влиянием театральных постановок Бертольта Брехта. Планировалось создание заключительного фильма трилогии, который должен был называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, но фон Триер забросил сценарий.
   В 2009 году Триер представил на Каннском кинофестивале фильм «Антихрист», в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур (она сыграла главные роли и в двух следующих фильмах Триера) и Уиллем Дефо. «Антихрист» рассказывал о семейной паре, которая после трагической гибели ребёнка уезжает в уединённый дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Садизм, откровенные сексуальные сцены и антихристианская символика фильма вызвали скандал. Жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие всяческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество, выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре».
    Считается, что «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка» составляют трилогию, хотя сюжеты разные. Темя действительно одна. Главные герои каждой из картин страдают от психических заболеваний, более того, сумасшествием в трех картинах режиссер наградил женщину. После выхода каждой картины люди задают себе похожие вопросы: что с режиссером? Он псих? Провокатор? Женоненавистник? Как бы то ни было, он никого не оставляет равнодушным, и в мире кинематографа он по праву считается одним из самых влиятельных людей.
    В общем, Ларс фон Триер тот еще типчик, с ужасающими заморочками, но несомненный гений. Есть и книга про него, но не читал. Нильс Торсен. «Меланхолия Гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии», Репол-Классик. 2014
Фильм «Меланхолия» можно посмотреть, он выложен в Интернете.

Фото:
Кирстен Данст в фильме "Меланхолия"
4.8.2023