Карелия 2005

Татаринов Николай Владимирович
                КАРЕЛИЯ  2005

Работаю конструктором по сварочным инверторам в ООО «ПромЭл 2000» на полставки. В июле нужно сдать проект корпуса «М 300» до отпуска. В пятницу 15-го числа сдал проект и сразу дунул в клуб туристов. Сижу, листаю альбом
«Ищу попутчика», ко мне кто-то подсаживается и читает вместе со мной – как обычно.
Выписываю несколько объявлений и мельком бросаю взгляд на соседа – ба, борода то –
знакомая. Лёня  Малиновский читал нам предмет «питание в туристском походе» в школе водного туризма. Товарищ дотошный и обстоятельный.
 Поздоровались, сроки и направление наших намерений совпадают. С этих пор наш поход – сплошное везение (в компенсацию моей несобранности и безалаберности, прямо скажем). Маршрут Лёня проработал по материалам из Интернета – я особо не вникал, полностью доверился ему.
   Гала в это время принимала процедуры в г. Кисловодске. Я ей звоню:
   – ежели хочешь со мной в Карелию – выезжай и поскорее.
 Взять билет по нынешним «демократическим» правилам можно только по паспорту. А пачпорт – то  у Галы в Кисловодске! Долго соображал – у кого же пачпорт одолжить? Потом осенило – Китаева. Хоть паспорт её попрыгает по порогам.
- На подвиг готова? – я её спрашиваю.
- Запросто - говорит.
По паспорту Китаевой я взял билет.
 31июля в 6.30 утра я встречаю Галу на Курском вокзале, а в ночь с 31 на 1-е августа сели на Мурманский поезд в Карелию, до станции Сегежа, но как…?
   Байдарку я взял у своего сына Миши – надувную 3-х местную «Щуку».
Потом думаю - по порогам с Галой идти проблематично, нужно её высаживать и проходить порог одному, а это удобней на привычном «Таймене 2».
  Но его надо проклеивать леями, чем я и занялся. В день отъезда, разумеется.
К вечеру понял, что не успеваю, бросил «Щуку» на любимую тележку и помчались мы на запредельную электричку. На углу, возле Ивановых, возок мой развязался, но на счастье подъехал их (Ивановых) зять  Михаил, он погрузил нас с вещами и довёз до платформы, где помог погрузиться (8 мест как никак) на электричку. В метро на пересадке сплошные лестницы – каждый раз нужно разгружать и снова нагружать тележку - в общем сплошной экстрим.
На Комсомольской – большая лестница перед выходом .
    По призыву Галы какой-то богатырь помог затащить на неё тележку целиком. На вокзале тоже лестницы – одна за другой – всё для удобства пассажиров, разумеется. Время отправления неумолимо приближается. Вот мы, наконец, спустились в зал ожидания – я рванул с коляской вдоль длиннющего (Ленинского) зала с криком: – «Ноги, береги ноги». В результате еле успели вскочить в 15 – й вагон и поезд тронулся. Первым делом я пошёл в свой третий! вагон, нашёл Лёню – они с женой Ниной тоже только ворвались, правда в свой вагон. В течение часа мы «легко и быстро» (за 3 ходки) через весь состав перетащили рюкзаки и лодку. Нужно понимать, что такое протащить через весь состав снаряжение байдарочного похода!... С последней ходкой с нами шла Гала. Здесь , в 3-м вагоне мы все и познакомились. У Лёни была очаровательная молодая жена, они молодожёны.

1 августа.
 На следующий день начали подсчитывать убытки от этой гонки. Оказалось – впопыхах я забыл палатку. А Лёнечка ещё раньше говорил, что палатка у них маленькая, двухместная. Так что спутники наши сразу погрустнели.
- Ладно – говорю – если средства позволят, купим по дороге.
На следующий день я выскакивал на каждой станции –в Петрозаводске не было близко магазина. Наконец –Медвежьегорск (стоянка 20 минут), сбегал в спортивный магазин и – купил таки палатку- китайскую, самоустанавливающуюся, на пружинах… и снасти рыболовные, которые забыл уже не я, а организованный Лёнечка (уже легче- не один я растяпа).
   На станцию «Сегежа» прибыли 1-го августа в 9 ч вечера. Здесь я объявил своим спутникам, что кроме всего прочего забыл ещё и вёсла.
Дело в том, что я схватил лодку в сборе, не думая - обычно вёсла лежат в общем мешке, да и некогда было – всё с «Тайменем» возился.
     Опять смешно, но главное – мы на месте. А вёсла – дело житейское. Не привыкать.
       Стали искать авто – нам ещё ехать 40 км до места. Пара Жигулей стоят возле платформы, но нужен вездеход. Молодая женщина приятной полноты предлагает услуги – её муж занимается извозом на микроавтобусе-вездеходе УАЗ («буханка»). Это то, что надо.
     Но он на работе, а смена заканчивается в полночь. Ждём – ещё бы – такое везение и не подождать 3 часа. Хозяйка Надя сначала предлагает подождать на вокзале, но, подумав, приглашает домой…
  Приходим домой – метров 100 от платформы, рядом с путями (это неудобство они используют с пользой для себя и людей).
   На горизонте дымят трубы целюлозно – бумажного комбината. Дышать - не очень.
  Дома две девочки по 7 лет. У одной, нарядной, сегодня день рождения.
 Лёнечка достаёт гитару и начинается импровизированный концерт. Туристских песен не поёт, зато очень хорошо поёт казацкие песни. Но к счастью девчушек вспомнил и песенки из мультиков. Девчонки развеселились и начали танцевать. Концерт состоялся. Лёня с женой Ниной познакомился в хоре, куда обещают сосватать и меня.

Я решил использовать вынужденную паузу для изготовления вёсел:
  - Дюраль – говорю – нужен.
Надя опять набирает номер мужнина мобильника и выясняеися – где-то в сарае, под дровами, у него лежит дорожный знак.
   Покуда они «гуляли» я раскопал в сарае дорожный знак и вырубил на перевёрнутом топоре из него лопасти для двух вёсел, де ещё и кусок железа прихватил для противня, который забыл Лёня – не один я растяпа и это греет.
Только я попил чайку, послушал гитару немного, подошёл Валера – хозяин дома и водитель желанного УАЗа. Очень общительный и приятный парень. Наполовину карел.
 Он повёз нас на Ондозеро – к началу нашего маршрута.
   Сначала ехали по шоссе, потом лесными дорогами – зимниками -  по которым зимой
вывозили лес. На другой машине мы вряд ли проехали бы, даже на Ниве – поперёк дороги частенько лежат брёвна зимника, местами продольные брёвна старой продавленной лежнёвки. Как Валера там ночью ориентировался – одному Богу известно. Ехали долго, в одном месте даже вездесущий Валера заплутал, но всё же сориентировались и метров через 500 выехали к стоянке на берегу озера.
   Было часа 3 ночи. Но зори здесь тихие, а ночи – светлые. Быстренько разбили лагерь и плюхнулись спать.

2 августа.
  - А поутру они вставали…
 - И были потрясены окружающим пейзажем. Стоянка выходит к озеру огромными валунами, справа за валунами - прекрасный пляж – купайся на здоровье, благо солнышко светит во всю.
 После завтрака я долго искал сухие сосенки для вёсел. Нашёл на болоте, довольно далеко от стоянки – километра полтора. Сделал вёсла и противень.
Девушки сказали, что это - произведение искусства – «Ну, Восхищались»,  как говорила Фрося Бурлакова из нашего любимого фильма «Приходите завтра».
    Сборка и надувательство «Щуки» оказалось делом муторным и препротивным,
против ожидания. Чтобы вставить камеры в чехлы нужно вывернуть лодку наизнанку
через среднее отверстие для седока, потом вывернуть обратно (уже с камерами), да так,
чтобы камеры не перекрутились. Сделать это без перекрутки практически невозможно и  лодка при надувании идёт винтом и складками – кошмар какой-то…
  С помощью Лёни кое как развернул камеры и изделие №… приобрело форму близкую к искомой. Лёня тоже провозился с катамараном целый день и трогаться уже не имело смысла.

3 августа.
 Погода хорошая. Долго отсыпались – мы все любим поспать и никто никого не торопил – поход отдыхательный. Сборы довольно хлопотное дело и выходили со стоянки мы часа в 4 пополудни. Прошли по озеру немного и встали на очень уютном пляже с большим количеством голубики. Воздух из моей лодки совсем вышел – видимо камеры худые, поэтому решили «Щуку» разобрать идти вчетвером на одном катамаране.

4 августа.
 Утром, при сборе ягод, видели двух змей. Лёня говорит, что две змеи за одно утро – это многовато. Сложили  «Щуку» и пошли дальше по озеру на катамаране вчетвером – благо он 4-х местный. К вечеру встали на высоком берегу красивейшей косы. Я стал снова собирать Щуку и понял, что оставил трубки шпангоутов на предыдущей стоянке. Вечером, когда ветер притих, мы с Лёней сходили туда вдвоём на катамаране – налегке. Обернулись за 2 часа. Лёня очень выдержанный  товарищ – никаких упрёков – викинг, короче.

5 августа.
 Дождь. Сидим в палатке, спим, читаем бульварные романы, предупредительно кем-то оставленные на стоянке.

6 августа.
 Просмотрел лодку и камеры – никаких дефектов не нашёл. И тут я братцы понял, что – ого… Пробки камер имеют продольные следы от прессформы. Ясно, здесь оно и травит. Снова собрал эту Щуку. И мы пошли. По озеру. Искать из него выход.   Виды прекрасные, погода и того лучше – я иду в одних плавках.
Нашли выход из озера в реку Онда – наконец то. Плотина. Почти совсем разрушена.
   Её соорудили заключённые в сталинские времена, чтобы поднять уровень воды для сплава леса «молем». Кажется мы - единственная страна, где использовался этот варварский метод транспортировки леса в 20-м веке. Сейчас и у нас от него отказались. Слишком велики потери леса, а озёра и реки засоряются топляком, который в воде практически не гниёт, и значит это очень надолго – сотни и сотни лет. И всё из-за развратной системы использования дармового труда «политических» заключённых.
Если бы лес обходился дороже, его не стали бы топить в воде.
  Плотина почти совсем разрушена - в потоке брёвна, возможно с гвоздями или костылями. Обносим.
                И сразу пошли пороги.
  Вообще водная система Карелии состоит из озёр, соединённых порожистыми протоками разной длины. Бывают и длинные протоки, вьющиеся среди болот, уставленных сухими сосенками – довольно унылая картина, но для разнообразия – ничего.
               Мы убедили девушек  проходить пороги вместе с нами – на лодках, обещая массу впечатлений.
   Прохождение первого порога снимали кинокамерой – по очереди.
Пороги, в основном, не очень сложные – 2, 3-й  категории, но когда мощная струя воды с большой скоростью вливается в стоячую воду нижнего бьефа, образуются стоячие волны приличной высоты – до 1-го метра и это впечатляет. Если лодку развернёт – «оверкиль» обеспечен.
  Когда Нина снимала наше прохождение, то глаза у Галы были шире орбит, ведь она же впереди сидит и первой принимает волну на себя. Но наши девушки не дрогнули – не раздалось ни единого писка. Мы с Галой весной ходили по быстринам под Москвой и на Урале были (на р. Усьва много перекатов), но на порог пошли вместе впервые.
  Нина тоже впервые шла через порог, но на катамаране сидишь гораздо выше. Там больше обзорность и от воды дальше. На байдарке эмоций больше – частенько волна захлёстывает через верх и в лодку перепадает кое-что, поэтому и категорийность порогов для байдарок на единицу выше.
                Встали на ночёвку сразу за порогом – время уже было позднее.

7 августа.
Выходить раньше 16 часов не получается. Прошли несколько порогов – уже привыкаем к ним, Гала воспринимает их уже спокойнее.
 На очередном кривом пороге – изба без стёкол, в которой спят три рыбака. Пока мы просматривали порог они проснулись, мы с ними пообщались и получили вожделенные рыболовные крючки.

Нина увлекается рыбалкой.
 Рыба её признаёт – клюёт на мух и потроха своих собратьев.  Я рыбу тоже люблю - есть, но ловить не получается – у меня не было ни одной поклёвки. Меня любят только слепни, поскольку я иду в одних плавках. Я их ловлю и складываю в баночку – это самая лакомая наживка. И радость для  Ниночки.
     На первой жарёхе мне отдали все головы и я так мычал от наслаждения, что потом всех случайных рыбёшек стали отдавать мне.
После следующего порога мы остановились на отличной стоянке – продувной лесистый мысок совсем без комаров. На юру стоит вежа с печкой и камнями – просится, чтобы
сделали баньку.
Ягод везде полно – в основном голубика, черника, брусника (с красными бочками).

8 августа.
    БАНЯ.  Парная баня, да ещё в походе – это что-то. Лёнечка, конечно, Ас. Его туристский опыт богаче. Мы сложили на земле кучу камней – 12 штук, сверху разожгли костёр типа «мировой пожар», благо дров – завались, и грели их часа полтора-два. Потом на лопате перетащили их в протопленную избушку – на железный жёлоб и попарились от души.
   Утром, во время подготовки бани, мимо нас прошла группа (как потом выяснилось -  тамбовская) из 4 х судов – 2 тайменя, 2-х местный катамаран и каяк.
   Вышли  мы как всегда после 16 ч. Тут начался длинный и нудный тягун по болоту против ветра…
  После нескольких порогов встаём на ночёвку на прекрасной стоянке (которых совсем немного из-за болот), где много ягод, а дров – просто завал. Сухое болото заставлено стволами сухих сосен, часть которых уже упало, а другие кажется вот-вот упадут - прямо тебе на голову. Мы с Галой поваляли весь сомнительный сухостой – на всякий случай.
    Такое обилие дров располагает к отдыху - решили сделать днёвку.

9 августа.
         Погода чудесная. Купаемся, ловим рыбу, я потерял часы – растяпа. Утром я прошёл  вперёд – просмотреть следующий порог и застал там тамбовчан, осмотрел их снаряжение. У них более спортивный поход – выходят часов в 11. Тащат за собой блёсны – «дорожку» и без рыбы не сидят. Надо обязательно взять её (дорожку) на вооружение…
   Говорят за озером – порог категории 4а. Лёня скептически воспринял это сообщение.
Вечером долго поём песни. Лёнечка играет на гитаре, поёт казацкие песни, с Ниной у них прекрасный дуэт. Я тоже их немного порадовал двумя песнями.
Гала спала, а на следующий день рассказывала, как прекрасно было слушать нас сквозь  сон.
Оказывается Лёня – участник ансамбля «Казачий круг», это я потом узнал.

10 августа.
Вышли как всегда – в 16 с копейками.
 На очередном болоте  мы с Галой предлагаем взять на буксир катамаран, который сильно сносит встречным ветром, но в ответ Лёнечка только мотает головой. Они вдвоём гребут что есть мочи, а я гребу спокойно один – Гала читает бульварный роман, благоприобретённый на стоянке. Лёнечка -то  - викинг, это ясно, но Ниночке приходится туго. После тщетных попыток гребли против ветра Лёня решил тащить катамаран бечевой по болоту (у него были болотные сапоги), но часто попадаются притоки и, наконец, Лёня сдался – принял буксирный конец. И мы с Галой поднатужились на буксире.
     К вечеру мы вышли на обещанный порог 4а.
Прошли по левому берегу пешком, тщательно всё просмотрели и решили – сначала иду я один по наиболее простому маршруту, а затем подстрахую внизу катамаран, одновременно ведя киносъёмку.
   Так и поступили. Я сел на среднее сиденье и прошёл довольно чисто.
 Катамаран с двумя седоками тоже прошёл удачно, но камера не включилась, как я не тыкал кнопку выключателя. И девушка Нина заплакала. И не потому, что страшно, а потому, что маме с папой нельзя будет послать плёнку.
  Делаю предложение:
- видите на том берегу стоянку? Мы там переночуем, а завтра повторим прохождение на бис.
 Проект всех устроил, кроме Галы – она была не настроена на вторичное прохождение порога.

11 августа
Наутро Гала закрылась в палатке и не велела беспокоить, покуда не закончится это безобразие – специальное прохождение порога:
 -  и всё равно, я самая отважная девочка из нашего класса – сказала она. (Со своим классом Гала  встречалась в Кисловодске перед походом.)
  Утром прохождение и съёмка прошли удачно. Лодки шли налегке.
Я привязал две жерди к своей «сосиске» для жёсткости и прошёл красивый маршрут –
прыжок со сливного камня с предварительным манёвром перед ним. Ощущения великолепные !!! (этот ужас можно посмотреть в  видеозаписи. /примеч. Галлы/)
 Перед отходом нас нагнала группа москвичей – семья из 3х поколений – такое увидишь не часто. Они прошли порог по лёгкому маршруту без эмоций.
  После прохождения этого интересного порога Лёня сообщил:
- сегодня ещё семь порогов!!!
На дворе уже не жарко, на каждом пороге при прохождении стоячих волн вода заливается под поп и перспектива семи порогов не очень радует.
  Но это последний день похода и нужно выйти к мосту на трассу Москва – Мурманск.
Идём и радуемся, что нет хотя бы дождя. На порогах чувствуем себя уверенней – иногда я гребу один и Гале это очень нравится. К мосту пришли засветло и сразу потребовали боевые 100 грамм.
  Граммы были выданы незамедлительно из НЗ - запаса первача двойной перегонки от Ниночкиного папы из Юрмалы и … хорошо они пошли.
   2,5 часа собирали лодки и на шоссе вышли уже в темноте. После долгого и безуспешного голосования на дороге позвонили нашему доброму ангелу – Валере – и  часа через полтора были на станции Надвоицы, где сразу же купили билеты на другой день в 14. 30.
А пока поставили палатки в сквере возле станции и прекрасно выспались, позавтракали, просушили спокойно лодки (из упаковки моей лодки просто лило) и на поезд успели токо-токо.
  В поезде Лёня развлекал нас морскими узлами и песнями. Причём одна головоломка оказалась совершенно недоступна моему воображению – не выпуская концов верёвки из рук он завязывал на ней самый натуральный узел. На остановках общались с той самой - удивительной семьёй москвичей из трёх поколений (главе семейства было за 80) - они сели на поезд в Сегеже.

12 августа
  В 12.30  мы были в Москве.
  На мой вопрос: - что понравилось в походе больше всего?
         Нина ответила: - то, что утром никто не будил.
        - Стало быть отдых состоялся, УРА!!!
      Расстались  в 13 часов 13 августа перед входом в метро очень довольные походом и друг другом.

17августа 2005г                Н.Татаринов

Нина с Лёней смонтировали отличный видеофильм о походе – прохождения порогов получились – будет, что отослать папе Ниночки в Юрмалу!

30 сентября 2014.
 С огромным  удовольствием прочла Воспоминания  Коли о  походе  в Карелию.
 Всё  живо  встало  перед глазами,  все наши  происшествия. Только один эпизод Коля забыл описать- как  мы  по длительному  проходу по Онд – озеру  ,  время от времени  прерывали удивительную  тишину, красоту  зеркальных вод тревожными   вскриками  кого –нибудь из нас: « -Топляк, топляк»  я раньше  такого слова не слышала  и меня это особенно беспокоило. Оказалось, что это верхушки потопленных и не сплавленных вовремя брёвен и  плохо будет  той  байдарке или катамарану, который «напорется» на эти остатки трудов заключённых  сталинских времён.
 И ещё почему-то Коля не вспомнил  одну из наших живописнейших  стоянок на  песчаном берегу, окружённом  густым лесом   с неисчислимыми зарослями черники. На этом берегу  мы  переночевали, а утром  в довольном, расслабленном  настроении , собрав  миску  черники,  собрались к  завтраку. Вдруг  из леса   идёт  взволнованный  Лёнечка и молвит: - Срочно собираемся и снимаемся с этой  стоянки! На наше удивление, отвечает, что  для одного такого местечка  3  встреченные им  змеи - очень много. Так как  мы  все  достаточно были наслышаны о  таких встречах,  то  в момент были собраны палатки, байдарки, котелки и мы  рванули   к другим берегам. Эта  спешка потом объяснила  Колину растяпистость - забывчивость. Так как, подъезжая  к  высокой песчаной косе, где  уж наверняка нет змей, Коля обнаружил, что  забыл на « змеином» берегу  шпангоуты, а без них байдарку не  соберёшь. Мы остались  с Ниной на новом берегу разводить костёр, а Коля с Лёней  опять отправились в путь за  шпангоутами. Благодаря  невероятной  сдержанности и терпимости  Лёнечки, всё прошло тихо, и,  через  часа 2 они вернулись.
 За весь  Карельский поход  эта  стоянка на высокой  песчаной косе была  одна из самых живописнейших. И не  страшно , что там нас задержал дождик, который мы пережидали  лёжа в палатках, но мы наслаждались тишиной , а по вечерам у горящего костра, пением  казацких песен, которые мастерски  исполнял под звуки гитары  красавец Лёнечка. Но и здесь моя  неистребимая любовь ко сну победила и  я не дождалась конца этой волшебной ночи  и  ушла в палатку,  а остальные ещё до рассвета пели.
 Точно такое же моё недостойное поведение мне  вспоминается  из  похода по уральской реке  Усьве, когда  я первая уходила  ко сну  грядущему, оставляя  всю компанию (9 человек) у костра  с песнями. Вот такая  я соня.
Проходит время…….а  я всё та же соня, но теперь хоть есть причина - обширный инфаркт  с аневризмой, а всё равно хочется   пойти в поход, посидеть  всю ночь у костра  с песнями и хорошими людьми, с которыми  нам с Колей  всегда везло.