Одолеть смуту на Руси

Елена Сударева 2
Странные иногда происходят вещи. Будто не мы выбираем книги, а они нас. Сами приходят и затягивают в свой мир.

Вот уж никах не хотелось мне читать-перечитывать сейчас драму А.С. Пушкина "Борис Годунов". И уж совсем не могла я предположить, что заведёт она меня в "Историю России с древнейших времён" С.М. Соловьева (Книга IV, тот 7-8), Собрание сочинений в восемнадцати книгах, Москва "Мысль", 1989.

Но так случилось. И поразило меня одно и то же явление, описанное и в драме Пушкина и в историческом труде Соловьева, - это предательство как основной корень смуты на Руси в начале XVII века.

Почти все герои Пушкина предают и действуют только в собственных интересах. Исключение составляют, пожалуй, дети Бориса Годунова, Федор и Ксения. Однако неизменно, к несчастью, над семьёй Годунова витает тень невинно убиенного царевича Димитрия.

В драме никого из русских бояр, никого из поляков, никого из иезуитов, никого на Папском Престоле не волнует: истинно ли Борис преступник-убийца, а Самозванец - действительно ли чудесным образом спасшийся Царевич Димитрий, сын Иоанна Грозного. Каждый ведёт свою политическую игру и действует исключительно в собственных интересах.

Даже, казалось бы, самый преданный соратник Годунова - Басманов - самый одарённый военачальник в царском войске, успевает предать в драме Пушкина юного царевича Феодора, которому присягнул и который был оставлен умершим Борисом под его защиту.

Тот же самый червь собственных интересов, а не мысли об Отечестве, о Руси, о благополучии её народа, гложет сердца столь многих участников действа в историческом повествовании С. М. Соловьева.

Пальцев обеих рук, кажется, будет довольно, чтобы сосчитать героев из высшего сословия, ни разу не совершивших клятвопреступления, не метавшихся из личной корысти между предательством и стоянием в верности за Русь.

Но в глубинах духовных, в глубинах народных начинает постепенно рождаться готовность к жертвенному подвигу за Отчизну.

Непоколебимое стояние Патриарха Гермогена за Православную веру, за дух Руси, за её человека и землю - пробуждает многих и укрепляет колеблющихся. Даже жертвенная кончина страдальца, замученного поляками голодом, даёт новые жизненные силы русским людям сбросить ярмо иноземцев.

В 1913 году Патриарх Гермоген был прославлен Русской православной церковью в лике святых.

В 2013 году в Александровском саду в Москве рядом с Кремлём был поставлен памятник священномученику Патриарху Всея Руси Гермогену (ок. 1530 - 17(27) февраля 1612). Это бронзовая скульптура в память Патриарха Гермогена: скульптор - С.Щербаков, архитектор - И. Воскресенский.

Без преувеличения могу сказать, что пока не дочитала до освобождения вторым ополчением гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского нашей Москвы и избрания нового русского царя Михаила Романова, не успокоилась.

Столько колебаний, нестроений, вражды и ревности к успеху окружало здоровое ядро русского народа, которое стремилось к освобождению своего возлюбленного Отечества - Руси! И только, подойдя уже к самому краю, где ждала погибель Землю Русскую, восстали и объединились все здоровые силы, чтобы биться на смерть за веру Православную, за дух свой да за Землю Русскую.

Может, и сегодня пришло время задуматься о нашем духовном очищении? О главной цели нашего прихода в этот мир? О судьбе России, которая зависит сейчас от твёрдого стояния каждого из нас за страну изо всех сил, кому какие отпущены?

9 августа 2023 года, Москва

*Освобождение Москвы в октябре 1612 года от поляков. bangkokbook.ru