Николай Васильевич Гоголь

Юрий Сенин 2
    Литераторши наши, Зоя Федоровна и Свиная Ляжка (Любовь Георгиевна) сделали всё, чтобы отбить у нас любовь и интерес к Гоголю, да и ко всей русской литературе, на всю жизнь. Зоя Федоровна, основной преподаватель по русскому и литературе, занималась странной деятельностью: она зачитывала нам на уроках бесконечные планы ответов по темам и планы будущих сочинений, а мы должны были аккуратно записывать эти грёбаные длинющие планы в общие тетради с коленкоровыми обложками за 44 коп. Для чего это было нужно – непонятно, но подразумевалось, что дома мы сядем за письменный стол под зелёной лампой и начнем отрабатывать эти темы о Коробочке или о Болконском с его чёртовым дубом. Ничего этого разумеется не происходило, никто и не записывал эту галиматью. А Зоя Федоровна всё старалась и старалась, а мы всё не записывали и не записывали.
     Были и у нас опросы и обсуждения, куда же без них. Несколько отрешенные и ленивые, были и вспышки, но это уже не от Зои Федоровны зависело, например, однажды я поцапался с Полтавским (светлая память) кто лучше Есенин или Маяковский, но это редко. Была Зоя Фёдоровна забитым существом, и объяснить нам толком ничего не могла, третировали её ученички кому не лень. А однажды она меня довела со своими планами до полного накаливания, так что я стал с ней спорить, точный предмет уже не упомню, даже выразился, что-то типа «едрёна-матрёна». А училка наша даже указку свою на стол кинула, а указка была здоровенная, метра полтора в длину, черного цвета и по обыкновению вся в мелу. Это от того, что планы свои любимые Зоя Фёдоровна и на доске записывала, представляете, про Собакевича и Ноздрёва планы ответов писала. В общем, конечно, толку от такого учения было ноль, и «Мертвые души» я даже не открыл ни разу. Зоя Фёдоровна еще и учить на память заставляла куски из Гоголя, речь Тараса Бульбу например. Ну какой смысл? Всё это курам на смех.
    Но правда, в зимнем «Кочевнике», был такой лагерь «для комсомольцев и школьников» в нашем районе, мне попалась старая книга Гоголя, и были дни мороза и непогоды, когда мы выходили из дома только в туалет и за дровами, я прочитал с большим и непонятным удовольствием повести Гоголя, первой была «Невский проспект». Был для меня в текстах какой-то непобедимый аромат, так что повести эти я сейчас читаю иногда. Кстати, в «Кочевнике» были Тётя Тома и Николаич, гениальные преподаватели, столько сделавшие для молодежи, не нашим училкам чета.
     Дальше с Зоей Фёдоровной история была следующая: я узнал не из школьных источников, что живет она одна с великовозрастным сыном, который был пьяницей, на работу не ходил, деньги у неё все отнимал, да к тому же избивал её регулярно. И тогда её на занятиях заменяла Любовь Георгиевна (Свиная Ляжка). А с Зоей Федоровной у меня отношения наладились, она даже приносила мне книги и журналы, например, «Чего же ты хочешь?» Кочетова. Роман странный, и мы его с ней кратко обсуждали, это фактически критика нарастающей потребительской революции.
   Любовь Георгиевна была полной противоположностью Зои Федоровны, она была толстой дебелой тёткой лет пятидесяти, сидела, развалясь, на стуле, показывая всем свои белые ляжки. Была она злобная, и даже дело не в отметках, к примеру, коверкала фамилии учеников, называла Бузаева Бузиной, а он обижался, он вообще у нас был отличник и на год старше всех. Про Гоголя она вообще несла сущую чепуху, причем в своей оскорбительной манере, Плюшкина очень ругала нехорошими словами. Но, знаете, если вы так себя ведете со школьниками, может и ответ прилететь.
    Однажды Зои Фёдоровны долго не было, и Свиная Ляжка была у нас в классе практически каждое занятие, удовольствие ниже среднего, можете мне поверить. И тут она учинила нам сочинение, тем было несколько, типа, «Плюшкин как символ царской России», и остальные темы вроде того. Конечно, у преподов были планы и методички, но всё-таки Зоя Федоровна избегала таких приколов, возможно, переиначивала всё своими словами. Тем не менее мы писали про символы. На следующий урок Свиная Ляжка пришла в возбужденных чувствах, просто в бешенстве, метнула журнал на стол и плюхнулась на стул, чуть его не сломав. Она сказала, что такой мерзости и гадости, как наши сочинения, она в жизни не читала. Она стала открывать тетради с сочинениями, и вносила в журнал отметки, при этом делая саркастические замечания, например, «Журавлева, два, за невероятные познания!», даже были колы!! И много. Тогда Иванов посоветовал: «Любовь Георгиевна, а вы не стесняйтесь, так полосочкой и проведите всем колы». Свиная Ляжка сильно расстроилась, бросила ручку в журнал и как гавкнет: «Подонок, посмотри лучше, что ты написал! Скоро на столы все будете залезать». И тут, по-моему, Светка Гуцалюк, сказала: «Да, пожалуйста» и стала залезать на стол. И тут все мы стали залезать на свои столы. Представляете картинку: класс стоит на столах, а внизу - толстая крашенная блондинка Свиная Ляжка в своих бело-голубых трусах с открытым ртом, картина, безусловно, маслом. Конечно, Свиная Ляжка убежала с какими-то завываниями.      
      Мы слезли, посмеялись сначала, в классе была гитара, стали песенки напевать, но гуманистические начала все-таки победили, девочки решили пойти в туалет успокаивать и уговаривать Любовь Георгиевну. Несколько девочек были выделены в качестве переговорщиков. Уговаривали они её довольно долго, минут двадцать. У дверей на стрёме стоял Репневский (условно), наконец раздалось: «Тихо, Любу катят!»
      Свиная Ляжка была сама не своя, лицо у неё было цвета брюквы, она что-то там пролепетала, типа, «Отдаёшь себя всю без остатка», но тут уже и звонок, и конец урока. Бедный Плюшкин!
    Конечно, позже я прочитал всего Гоголя, и вообще он один из моих любимых писателей. Гоголь выдумал Россию, частью которой была выдуманная им Малороссия. Были конечно выдуманные им Германия и Италия, но тут у ничего толком не получилось, хотя, конечно, некоторые вещи он перенес в Россию, например, Вия, абсолютно германского персонаже, Короля гномов, и в мифологии Малороссии Вий чувствует себя вполне органично. Жалко, что вторая часть «Мертвых душ» не сохранилось, хотя, как вы, наверное, знаете, семь глав сохранилось, и высокий класс произведения там сохранен. Тем не менее, смысл «Мертвых душ» без второго тома не ясен. Но ясен эстетическое значение и законченность каждого образа из помещиков. Сколько времени прошло, но посмотрите вокруг себя, и вы наверняка найдете Коробочку или Плюшкина.
    Теперь еще о двух повестях: «Шанель» и «Карета». О «Шанели» вы конечно знаете мнение Достоевского «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». Это о маленьком человеке, настолько маленьком, что, превратившись в призрака, стал он грабить шинели у прохожих, и даже чихнул от нюхательного табака полицейского. На удивление ничтожную личность создал, но это всё в назидание нам.
    Но был у меня и ещё один период. Лет пять назад в подъезде, среди выкинутых книг, я заметил шикарное издание Гоголя в двух томах, я издание забрал, хотя у меня уже был Гоголь. Не могу я смотреть, как люди книги на помойку выбрасывают. Считается, что для кислорода и от пыли, на самом деле – перестали люди читать, не нужно им ничего этого, упёрся в метро в свой смартфон, и при возвращении домой то же самое. Дома тоже, кто телек смотрит, хотя там откровенное дерьмо, кто в Интернете время проводит. Читают, но мало. Вот и выкидывают за ненадобностью. А того Гоголя я открыл вечером и попал на повесть «Портрет». Дважды прочитал, до чего же мастер!
    Я вот что подумал. Считается, что Пушкин – создатель литературного русского языка, но мне кажется, что создателей два, Пушкин и Гоголь, и это мне в голову пришло, когда я «Портрет» читал. Понимаете, там есть приёмы, которые можно встретить у многих русских писателей, особенно у Булгакова. Но, что меня сильно удивило, у Ильфа и Петрова тоже. Конечно, мне не хотелось бы здесь вдаваться в подробности и анализ, но вы сами прочитайте. 
Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский) 1809-1852, великий русский писатель и драматург, признанный классиком русской литературы. Происходил из старинного малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских. Родился в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и был потомком Остапа Гоголя - гетмана Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой. Семье писателя принадлежало четыре сотни крепостных душ.
    В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.
В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов.
   Опуская все его мытарства, скажу, что его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями (в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).
   Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на петербургскую публику, в частности, на Пушкина. Литературная слава Гоголя стала бесспорной. Мне не хочется описывать вновь весь путь Гоголя в русской литературе, скажу только, что он придумал Россию и Украину, путь его был сложным, и он много учился, например, у немецких романтиков.
      Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», Гоголю подсказал Пушкин. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в художественное произведение. «Ревизора» видел Николай, и пьеса такая, что хватило бы вполне для ссылки или каторги, но Николай сказал примерно так: «Ну и пьеска, всем досталось, и больше всех мне». И пьеса пошла. Это удивительно. Причем он ведь еще как минимум дважды материально вытаскивал Гоголя из невероятной нищеты. Его величайшее произведение – «Мертвые души» потому величайшее, что никуда вы не денетесь от этих эстетически точных и невероятно пленительных образов русских помещиков. Но беда в том, здесь я повторюсь, что это незавершенное произведение, и, если бы мы знали его полностью, кто знает, какой бы у него был смысл.
    В июне 1836 года Гоголь снова уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение - «Мёртвые души», но стала и причиной и дальнейших фатальных явлений. Так считается, а кто его знает, что там было с ним на самом деле?
   За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с в Париже, где встретился и сблизился с А. О. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, которое его страшно поразило. В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него второй родиной. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. В Риме он усиленно работал, в основном, над «Мёртвыми душами». Здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.
   Осенью 1839 года он отправился в Россию, в Москву, где его встретили Аксаковы. В Петербурге и в Москве он читал друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов.
    В июне Гоголь опять уехал за границу. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке своих ближайших друзей, и тогда в нём всё сильнее развивалось религиозно-пророческое направление.
    Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, вторично сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». Но то, что вторая часть была неудачной, сомнительно, после сожжения 7 из 11 глав второй части «Мертвых душ» остались, сразу скажу, что я не читал. Тем не менее, он решает служить Богу на поприще литературы. Он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями».
   В феврале 1852 года Гоголь перестаёт выезжать из дому, но продолжает соблюдать пост.  18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство.
Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия. Блин, 43 года!
    Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника, которую он любил и посещал. На Арбате, известный храм, который при строительстве Калининского мы суть было не потеряли.
    Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей:
На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей:
Бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! Апокалипс. гл. КВ, ст.
Чёрная мраморная плита, лежащая на сером граните. На ней высечены следующие надписи: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; а на малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. 20, ст. 8»;
   В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли, и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и «Голгофа». В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от Правительства Советского Союза».
   «Голгофа» за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её с уже соскобленной надписью обнаружила Е. С. Булгакова, подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа, М. А. Булгакова. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой еня своей чугунной шинелью».
К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне.
По молодости лет ходил я к Чехову и к Гоголю на Новодевичье. Мрак.

Фёдор Антонович Моллер - Портрет писателя Н.В. Гоголя (нач. 1840-х)
Портрет написан по заказу матери Н.В. Гоголя - Марией Ивановной Гоголь-Яновской.
12.8.2023