Уроки бельканто

Татьяна Рыкунова
      Я расскажу о профессионале своего дела, замечательной певице, талантливом педагоге  -   о Лидии Васильевне Спеваковой. В город Ставрополь она приехала после войны вместе с семьей, город только начал восстанавливаться быстрыми темпами,  а его жителям хотелось  поскорее забыть страшные дни оккупации,  в трудовых буднях  залечить  раны   от потерь родных и близких.  Открывались дома культуры, а в них - студии и кружки по интересам. Так  на работу в Дом  Офицеров  в 1947 году пришла молодая  женщина, бывшая артистка оперетты  Лидия Васильевна Спевакова.

      Лидия Васильевна  родилась 26 апреля в 1910 году  в городе Витебск в многодетной семье, детей было одиннадцать,   выжили, к сожалению,   только шестеро.  Родители  всем шестерым дали образование. Лида окончила гимназию и   во всем старалась походить на маму, которая, имея прекрасный голос, пела в церковном хоре. Яркие музыкальные способности девочки проявились уже в раннем детстве.  Ей хотелось освоить гитару, играть на фортепьяно, но больше всего она любила петь и танцевать, поэтому была  участницей  всех творческих мероприятий школы и города: прекрасно проявила себя в танцевальном коллективе, пела на концертах. Характер у Лиды был легкий и  веселый, общительную девушку  друзья любили, педагоги уважали и ценили за голос, музыкальность и пластичность.  Конечно же,  с выбором  профессии  было все ясно, это сцена! Лида окончила Ростовское музыкальное училище по классу  «вокал». Ей повезло учиться  у преподавателя Софьи Васильевны Велиховой,   знаменитый род Велиховых дал стране общественных деятелей, академика. Сама же Софья Васильевна ранее была ученицей итальянского педагога, получив уроки бельканто, один из стилей академического вокала.

   Выйдя замуж за человека, связавшего судьбу с  авиацией, Лидия Васильевна посвятила себя не только искусству, но и семье, следуя за мужем в Новочеркасск, Ростов, Энгельс и в другие города страны.  В Ростове она работала в Музыкальном театре и всегда пела ведущие партии.  Ее  красивое драматическое сопрано  с огромным успехом  звучало в опере и оперетте! Партия Татьяны  - в опере «Евгений Онегин», партия Лизы  - в «Пиковой даме» П.И. Чайковского, в оперетте Легара «Веселая вдова»  - партия мадам Главари, партия Сильвы  - в одноименной оперетте Кальмана. Так же на концертах в ее исполнении звучали песни русских и зарубежных композиторов.

      Муж Лидии Васильевны Петр Гаврилович Спеваков  с первого и до последнего  дня  войны  сражался  на фронте, был кадровым офицером и служил  в гвардейском авиационном  разведочно-бомбандировочном полку.  В эти годы  Лидия Васильевна с двумя детьми находилась в эвакуации в  республике Узбекистан, затем в Казахстане.  Где бы она ни проживала,  продолжала активно  работать – выступала в госпиталях, поддерживая раненых бойцов,  в Доме Культуры  организовала работу танцевального,  драматического кружков и, конечно, вокальный кружок,  обучая детей и взрослых владеть голосом и управлять дыханием. Конечно, она сильно уставала, ведь надо кормить, заботиться о маленьких дочках, жила в тревоге за мужа, но ее ценные качества  - талант, трудолюбие, умение выполнять сверхзадачи и оставаться спокойной,  помогали  преодолевать  трудности и верить в победу. Так и случилось, после войны семья воссоединилась в Ростове, а  в 1947 году  переехала на постоянное  жительство в город Ставрополь. Будучи принятой на работу  в Дом Офицеров  педагогом по вокалу, Лидия Васильевна  создала хор, занималась вокалом с солистами, дирижировала во время  выступления.  За короткий срок  воспитала способных солистов, а ее супруг  работал с молодежью в обществе ДОСААФ, также в 1951 году  он познакомился и на долгие годы подружился с  В.В. Госданкером.  Вениамин Вениаминович Госданкер активно участвовал в общественной, научно-краеведческой, лекторской работе Ставрополя и в СМИ. Главное дело его жизни была музейная деятельность  Ставропольского краеведческого музея.

    Кроме творчества,  Лидия Васильевна, как чуткий и отзывчивый человек, вела общественную работу – была избрана депутатом Ленинского района, некоторым семьям смогла помочь обрести квартиры, помогала в различных житейских вопросах.  Несколько лет исполняла обязанности присяжного заседателя городского суда города Ставрополя  без отрыва от основной творческой деятельности. 

      За пятнадцать послевоенных лет город похорошел: восстановлены административные здания, построены  жилые дома, открылся новый Дворец  культуры, названный в честь первого  космонавта  Ю. А. Гагарина.  Лидию Васильевну, как талантливого   профессионала певческого мастерства,  интеллектуала и  грамотного педагога,  пригласили  в лучший,  на тот момент  храм культуры, где должны были коваться  творческие  кадры не только для его сцены и города, но и для  Ставрополья вообще.  Начался  новый отсчет ее деятельности с 1960 г. и, забегая вперед,  - до конца своей жизни она не теряла связь со своими учениками,  которые ее  просто боготворили.    

   ДК имени Ю.А. Гагарина, его своеобразная архитектура  в античном стиле  -  находка для Ставрополя! Его украшают огромные колонны, а вдоль них внутрь тянется небольшой пролёт, где еще много места до основного входа. Но, главное, это класс Спеваковой! Уже в 70-е годы ее имя  было на слуху и люди творческие потянулись, именно  в ее класс вокала, который  начал  работу в 1960-м году, создался большой коллектив, который через 5 лет стал носить название : «Энтузиасты». Лидия Васильевна работала над постановкой академического  голоса,  в  репертуаре  были произведения классиков: Чайковский, Корсаков,  Рахманинов и других композиторов.  Во Дворце культуры  работали  и другие коллективы: «Россияночка», «Заряночка», ансамбль «Диапазон»,  коллектив эстрадной песни, народной песни, которой руководил  баянист, композитор В.С. Кушнарев,  национальный ансамбль «Казбек», ансамбль гитаристов, руководитель  В.Е Калиновский  и другие. Поэтому любой солист мог постучаться в дверь класса Лидии Васильевны и попросить, чтобы педагог  поработала с ним,  «распела», научила брать дыхание, подсказала,  как ярко «подать» произведение.  Уроки мастерства проходили в деловой,  дружеской обстановке,  Лидия Васильевна всегда находила нужные слова, чтобы не ущемить  чувства начинающего певца, не допускала формализма и фамильярности, но всегда находила  ценные качества у певца , которые  продолжала развивать из репетиции в репетицию.

    Коллектив студии «Энтузиасты» был немаленький! Среди всех, кто не мог жить без песни, без уроков Лидии Васильевны, выделялись способные ученики: Людмила Кононец,  Людмила Моисеева, Виталий Симушов,  Ксения Захарова,  Евгений Шелуховский,  супруги Галина и Евгений Лазоренко,  Валентина Васильева,  Дмитрий Горбачев, Эрвин Митюшин, Светлана Ярикова,  Владимир Грачев,  Геннадий Золотарев и многие другие.  Кроме самодеятельных артистов к Лидие Васильевне обращались за консультацией, за помощью и, как сейчас принято их называть,  «звезды»!  Например,   артист и преподаватель  Московской консерватории Юрий Ельников,   дирижер Московского  Кремлевского духового  оркестра Виктор Васильевич  Афанасьев были так же ее учениками! Профессиональные занятия вокалом и  огромное желание,   давали возможность сделать  певческую карьеру на профессиональной сцене, как это получилось у Николая Колядко. Он получил профессиональное образование в Ленинградской консерватории и стал работать  в Ленинградской филармонии,  ездил по стране с сольными концертами.  Однажды  осенним вечером мы встретились с Николаем и  оба были этому рады, ведь не виделись 10 лет!  Поговорили, многое вспомнили  и Николай   пригласил меня  с семьей   на свой сольный концерт  в ставропольскую филармонию, подарил  свое фото,  где он поет на сцене,  и сделал надпись  с просьбой передать  привет от  него  любимому педагогу   Лидие Васильевне, оценившей  его талант.  Она  не жалела для него личное время,  чтобы  Николай  поставил перед собой цель  стать профессионалом.  Он выполнял  все ее требования и советы, вплоть до таких мелочей: какой шарф нужно носить в осеннюю погоду, чтобы беречь связки! Конечно, шелковый – от шерстяного потеет шея,  от этого вероятность простуды.

    Дмитрий Горбачев сделал карьеру в Ставропольской филармонии, долгие годы радовал зрителей своим талантом. Многие ученики замечательного педагога сдали экзамены и были студентами Ставропольского музыкального училища. Для многих учеников уроки Лидии Васильевны давали шанс  и даже возможность сделать поворот   в судьбе, как это случилось у одного  талантливого парня Александра Вечёркина,  обладателя бархатного баритона.  Будущий солист Ставропольской государственной краевой филармонии, родился в Дивном, а из-за плохого зрения с семи лет ему пришлось учиться в Георгиевском интернате для слепых и слабовидящих детей. Баянист Юрий Пыхтин посоветовал ему сходить во Дворец Гагарина, к преподавателю Лидие Васильевне Спеваковой.

- Во Дворце Гагарина я пел лет десять, - говорит А. Вечёркин. - У Лидии Васильевны я прошел хорошую школу, а потом мне сказали: если ты получишь корочку, и, может тебе за пение будут хоть какие-то деньги платить.

Так в 33 года Александр Вечёркин стал студентом краевого колледжа искусств.

     Это один из многочисленных примеров из  жизни реальных людей здоровых и не совсем, но, безусловно, способных, после индивидуальных занятий с одухотворенным педагогом, вселившим веру в ученика, который поверив в свои возможности, смог достичь творческих успехов.

   Однажды, это было в начале 70-х,  на предмете «экономика» наш преподаватель Ф.А. Буслов поинтересовался у нас, студентов, у кого какое хобби, чем мы занимаемся в свободное от учебы время. Когда до меня дошла очередь, я ответила, что хожу во ДК сельского хозяйства (Крайзо) к преподавателю по вокалу  Л. И. Чудак. – И как успехи? – спросил он. Я ответила, что Людмила Ивановна, когда услышала мой голос, сказала с улыбкой: «Мал золотник, да дорог!» и дала мне разучивать русскую народную песню «Я в садочке была». Федор Андреевич вдруг стал говорить возбужденно и почти скороговоркой: «Тебе надо обязательно сходить в ДК Гагарина к Лидие Васильевне Спеваковой! Я сам у нее иногда беру уроки, она много дает в плане дыхания и репертуара». Осенью  1971 году я познакомилась с Лидией Васильевной Спеваковой и ее образ  яркой вспышкой, подобно фото,  остался в моей памяти навсегда. С учеником она занималась в  кабинете, сидя у рояля, на ней была светлая кофточка, поверх кофты -  жакет, светлые, вьющиеся волосы собраны в низкий пучок, маленькие и крепкие руки во время разговора приходили в движение, словно подтверждая сказанное. С приятной улыбкой она обратилась ко мне с вопросами: «Как  тебя зовут? Где работаешь? Чем занимаешься? Какие песни любишь петь?» Услышав от меня, что я, слушая радио, пою разные отрывки из оперетт, она попросила спеть несколько упражнений под аккомпанемент. Я пропела и Лидия Васильевна, констатировала: «У тебя лирико-драматическое сопрано и красивый тембр, диапазон от ноты «до» до «до» 4-й октавы». От услышанного меня окатило волной счастья. Захотелось приобщения к незнакомому и вместе с тем знакомому, но более возвышенному и в то же время оправдать слова Великой, как я решила для себя, чтобы оправдать и не подвести, сохранить ту  высоту, на какой я очутилась в тот момент, когда мой слух уловил ее слова. Спокойная, деликатная женщина, ей исполнился 61 год, это зенит преподавательского мастерства, я попала под гипноз ее голоса и энергичных рук, интеллекта и все это составляло истинную гармонию общения, высокого искусства.

    Репетиции приносили огромное удовольствие, новые достижения в подаче звука, где можно брать дыхание, зорко следила за тем, понимаю ли значение слов и советов, ведь у меня отсутствовало музыкальное образование. Но я смотрела в ее глаза и видела, что она, как наставник, была довольна результатом. Лидия Васильевна предлагала все новые и новые произведения, разучила со мной  вальс  Илоны из оперетты Ф. Легара  «Цыганская любовь». Песенка Элизы Дулитл из оперетты Лоу «Моя прекрасная леди», «Гордая прелесть осанки» В. Кьяра и еще многие партии, ведь оперетту очень любил зритель. Лидия Васильевна однажды решила поставить дуэт «Митрусь и Полина»  из оперетты Н Стрельникова «Холопка» и не ошиблась! Наш дуэт с Володей Грачевым был удачным и мы повторили успех, спели в дуэте партию Вали и Алексея из оперетты «Искатели сокровищ». а  для выездных концертов мы разучили легкие эстрадные песни, такие как «Белый танец», «Сапожки русские», романсы: «И нет в мире очей»  композитор П. Булахов, «Ночь светла» Я. Пригожего и другие. Пригласив одновременно три певицы – Галину Маслову, Нину Сизоненко и меня, Лидия Васильевна создала трио с отлично звучащими голосами. И не важно, что разница в возрасте была 40 лет! Певец постигает нелегкое искусство, со стороны остальным кажется, что нет сложностей, голос льется журчащей реченькой, смотрится органично и зритель получает желаемое – наслаждение от прекрасного пения.

     Лидия Васильевна прививала вкус к хорошей музыке, а чтобы номера имели успех,  артист должен  быть грамотным, даже не имея соответствующего образования. Здесь важно все: выход на сцену, одежда, подача произведения, поклон, как принимать цветы, уход со сцены. Кстати в Доме культуры был  гардероб, где можно было подобрать прекрасно пошитые концертные платья и костюмы для разных песен: классических, эстрадных, народных, не говоря о танцевальных костюмах, выбор был очень богатый!

    Однажды летом коллективы с журналистом «Ставропольской правды» выехали на всю неделю в уборочную страду в колхозы. Газета вышла со статьей «Колосья и розы». На моей работе  ее прочли и коллега, хитро улыбаясь, спросила: «Татьяна, для кого ты там пела?»  Я еще раз перечитала тот абзац о себе: «… А для передовика Николая Портянко спела Татьяна Педяшева. Прекрасна в ее исполнении песня «Белый танец». Улыбнулись от души, передовик же не виноват, что он не  Иванов или Петров, а просто Портянко! Иногда зритель узнавал своего земляка во время концерта на сцене и не мог себя сдерживать. Он  выходил на сцену, чтобы обнять и сказать добрые слова знакомому и, извинившись перед залом, смущаясь, обращался к зрителям со словами: «Как  я горжусь своим земляком!» Вот такие были искренние и простые люди в прошлом веке!

    И сейчас продолжают трудиться педагоги, работавшие  бок о бок с Л.В. Спеваковой:   В.С. Кушнарев - баянист, композитор, руководитель хора, В.Е. Калиновский -  руководитель ансамбля гитаристов, впоследствии руководитель  ансамбля «Осень», В. И. Коротков  стал заслуженным  артистом РФ, кавалер медали «За заслуги перед Ставропольским краем», руководитель нескольких коллективов, в том числе  народного хора академического пения аграрного университета. И каждый из них с теплотой и благодарностью вспоминает время совместной работы и  общение с Лидией Васильевной.    Валерий Иванович  Коротков поделился своими воспоминаниями: «Лидия Васильевна человек озаренный, глубоко творческий и одухотворенный. Личность интеллигентная, педагогически талантливый, грамотный интерпретатор, знающая почти весь популярный репертуар, Лидия Васильевна привлекла почти весь поющий Ставрополь. Она прекрасно чувствовала индивидуальность каждого своего ученика и практически у нее пели все и пели хорошо. Богатейший, разнообразный репертуар, которым она владела в совершенстве, привлекал на ее концерты всю интеллигенцию города! Все ее концерты проходили с аншлагом.  В моих коллективах пели некоторые из учеников Лидии Васильевны и я вспоминаю  ее с благодарностью и уважением, мы гордимся этой талантливой и уникальной Великой женщиной и педагогом».

     Лидию Васильевну я запомнила не только в рабочем процессе, но был очень яркий день, когда она, подобно Диве, восседала на сцене на своем  юбилее. Красиво уложенные волосы, нарядное шерстяное платье, украшенное мехом - оттеняли ее свежее, сияющее внутренним светом,  лицо. Невозможно было от нее отвести глаз! И мы все несли и несли ей цветы и говорили о своей любви и уважении к ней! Музыка, цветы, поздравления, масса народа и это было искренне и с любовью к человеку, который трудился ради искусства.

     Ученики поступали на учебу, но все же,  время от времени возвращались, чтобы встретиться, поговорить с первым и любимым педагогом по вокалу, который дал правильное направление в музыке и в жизни. Во время встреч глаза Лидии Васильевны оживлялись новым блеском, она интересовалась всем, будто это были ее родные дети. А тот, кто не пошел по пути творчества, а работал по другой специальности,  в это время по-хорошему завидовал смелости счастливчика.  Работая  над своей статьей, я заглянула в интернет и обнаружила небольшую заметку и фото красивой белокурой девушки Светланы Болотовой, где она поделилась воспоминаниями о своем педагоге: « Итальянская вокальная школа в российской провинции...Она сохранилась. Я сейчас мысленно возвращаюсь к памяти замечательного педагога по вокалу Лидии Васильевны Спеваковой. Она была великолепной певицей … а  когда закончила профессиональную карьеру певицы, сама посвятила себя педагогической деятельности. И вот Светлана Болотова, совсем ещё девчонка, попала в кружок Лидии Васильевны, которая преподавала азы вокала, причём абсолютно бесплатно. Это была маленькая интеллигентная женщина в крохотной шляпке с хорошими манерами. Она-то и дала Светлане азы правильного певческого дыхания. Светлана обожала театр и очень хотела быть театральной актрисой, и однажды, почувствовав в девочке певческий талант, Лидия Васильевна как-то мягко сказала: «Света, а может быть, просто петь?» И через какое-то время эта худенькая девочка запела...Да ещё как! Пришло время определять дальнейшую судьбу. Света успешно окончила училище с красным дипломом и сегодня очень хорошо поёт. А Лидия Васильевна Спевакова  осталась в памяти навсегда, остался её голос, и её вокальная школа».

    С 1994 года руководителем вокальной стала Марина Юрьевна  Гуськова, она сохраняла и приумножала накопленный опыт и соблюдала традиции.  Обращаюсь к  газете, на этот раз «Ставропольские губернские ведомости» за 2007год,  где и нахожу очередное подтверждение, что усилия по воспитанию творческой молодежи продолжали давать свои плодотворные результаты. Об это писала Валерия Пересыпкина  в материале: «Там, где поют с утра до вечера»: «Существующий на базе Центра известный в городе вокальный класс-студия имени Лидии Васильевны, его знали как ансамбль «Энтузиасты», создала и 30 лет руководила молодежным коллективом настоящий подвижник в своем деле, опытный педагог по вокалу Лидия Васильевна Спевакова.  Солистами вокального класса-студии имени Л. Спеваковой стали студент СГУ Алексей Белан (не путать с Д. Биланом) получил на Всероссийском конкурсе «Я люблю тебя, Россия» (Воронеж, 2006 г.) президентский грант, концертная группа стала на этом престижном конкурсе лауреатом первой степени. Тогда и жюри, и зрители с восторгом восприняли исполнение ставропольцами прекрасных песен: «По дороге домой» Мариоли и «Ненаглядная сторона» Тухманова.  В 2005 году -  Гран-при на межрегиональном конкурсе «Солдатский конверт»), лауреатство  на этом же молодежном форуме в 2006 году, а также на Всероссийском конкурсе «Я люблю тебя, Россия» - Белгород, 2005 год, и Воронеж, 2006 год - младшая группа тоже показала себя во всей красе - стала лауреатом Всероссийского фестиваля «Звездный дождь» (Анапа, 2006 г.),  на молодежной конференции «Юность, наука, культура» (в рамках национального проекта «Образование»), проходившей в Москве, стал лауреатом и обладателем Серебряного креста «Национальное достояние России» солист студии Ильяс Батчаев, в настоящее время ведущий артист ставропольской филармонии. В зале краевого Центра эстетического воспитания детей имени Ю.А. Гагарина «на ура!» прошел спектакль-попурри из рок-опер и мюзиклов: «Кошки», «Иисус Христос-суперзвезда», «Призрак оперы» Ллойда Вебера, «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Алексея Рыбникова, «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и других. И это, вполне уже можно сказать, высший пилотаж вокала.  Выпускники студии пополняли музыкальные вузы страны (Анастасия Сурова, к примеру, училась в Москве в классе известной певицы Рузанны Лисициан), работают солистами ведущих музыкальных коллективов города и края.  М.Ю. Гуськова по состоянию здоровья вынуждена была уволиться.

         По словам ныне действующего директора ДК имени Ю.А. Гагарина Галины Валентиновны Найденко, студия имени Л.В. Спеваковой перестала существовать: «К сожалению, пока не нашелся такой человек, который смог бы продолжить дело вокальной группы».

      Работа Л.В Спеваковой была самой мирной и цель ее – нести радость своим творчеством и научить этому всех, кто стремится к прекрасному. За свою творческую деятельность  Лидия Васильевна получила Медаль Лауреата второго Всесоюзного фестиваля народного творчества»; Медаль «За отличную работу культпросвет учреждений профсоюзов»; Медаль «40 лет Победы в ВОВ», Медаль «50 лет Победы в ВОВ»; Медаль «60 лет Победы в ВОВ»; имеет Приветственные адреса от администрации г. Ставрополя, от Городской Думы, Поздравление в связи с 104 Днем рожденья от Главы администрации города Джатдоева.   Лидия Васильевна проработала во Дворце Гагарина 33 года – с 1960 по 1993 год, но до конца  своей жизни она интересовалась вокальной студией, ребятами, продолжающими посещать занятия, интересуясь успехами учеников.

     Обе дочери Лидии Васильевны окончили Ленинградскую консерваторию и преподавали фортепьяно: младшая Евгения Петровна - в городе Львов, затем в Ярославле в музыкальном училище.  Старшая, Тамара Петровна, после окончания учебы стала работать Ставропольском музыкальном училище преподавателем фортепьяно и попросила Лидию Васильевну за свою ученицу -  Елену Шкляревскую,  взять к себе в вокальную студию аккомпаниатором. В процессе учебы Е.П. Шкляревская  выделялась на фоне остальных студентов музыкальными данными, концертмейстерским даром. Начав свою деятельность в ДК им. Ю.А. Гагарина с 1963 года с  Лидией Васильевной, Елена Петровна осталась  с ней до конца.  Сама же Тамара Петровна с 1993 по 2013 год работала  в студии «Жаворонок» при ДК  Гагарина преподавателем по фортепьяно и концертмейстером концертном хоре.

     Я задала вопрос Тамаре Петровне: «Какая была ваша мама в семье, быту?» И получила короткий ответ, что в семейной жизни мама была поддержкой, первой советчицей, неповторимой, справедливой и любящей. Истинная русская женщина, у которой времени хватало на всех: на супруга, на своих детей и внуков, на учеников в студии, ведь недаром Лидии Васильевне было отмерено жизни более века: она прожила 104 года - с 1910-го по 2014-й.