Иоганнес Брамс (1833-1897) - ещё один немецкий гений музыки.
Родился в Гамбурге в семье музыканта (контрабасиста). Его обучением занимался отец, затем Э. Марксен —- известный пианист и композитор.
Встреча в 1853 году со знаменитыми венграми: скрипачом (композитором и педагогом) И. Иоахимом и с Ференцем Листом оказало влияние на всё творчество И.Брамса.
В это же самое время молодого музыканта заметил Роберт Шуман (1810-1856), который стал давать уроки композиции;
тогда как жена Роберта, блестящая пианистка Клара Шуман Вик (1819-1896) обучала Иоганна мастерству игры на фортепиано.
Иоганнес как мог скрывал свои чувства к Кларе, ничем не проявляя их внешне, зато в музыке дал волю своей страсти. Достаточно послушать хотя бы концерт №1 для ф-но с оркестром ре минор, чтобы убедиться в этом. В этом концерте как бы получило продолжение фортепианного концерта ля минор самого Роберта Шумана безусловно тоже навеянный образом Клары Шуман.
После смерти Роберта, не в силах побороть влечение к Кларе и чувствуя себя предателем по отношению к Шуману, перед которым он благоговел, Брамс покинул их дом и уехал в Гамбург.
Мои ассоциации
I часть
Дробь барабанная crescendo*,
вихрей шквал
валторн, гобоев, флейт и струнных,
как сигнал
к атаке
или прямо к эшафоту.
Вздыхают контрабасы и фаготы,
им вторит в диссонанс виолончель,
колдует альт словно над розой шмель.
Какое-то безумие стихии,
напоминающее нам полёт валькирий
или кружащейся в ней рой гигантских ос,
готовых превратить весь мир в хаос.
Ты бьёшься в стену, но стена глухая.
И кажется что мир сошёл с ума.
Сознание окутывает тьма.
Внезапно,
будто рухнула стена.
Визг, скрежет, вопли, стоны - всё стихает.
Куда-то улетучились кошмары,
и сразу воцарилась тишина,
и будто из жемчужного тумана
на синей глади как по волшебству
трепещущим пленительным пиано
явился миру светлый образ Клары.
Я видел это будто наяву:
лицо, глаза и...
руки Галатеи
парящие как ангела крыла.
..............
Не понимая, что со мной и где я,
но чувствовал, что сгинут силы Зла.
20.08.2023г.
* - усиливая