История пятая. Элла и старый сарай

Алла Никитко
               
         
   Волшебный рассказ

   http://proza.ru/2023/07/22/1491  - история первая
   http://proza.ru/2023/07/22/1500  - история вторая
   http://proza.ru/2023/07/27/892   - история третья
   http://proza.ru/2023/08/04/945   - история четвёртая

 Элла прошлёпала босиком по прохладному, гладко выкрашенному, золотисто-жёлтому  полу, огляделась – никого: дядя ушёл в магазин, тётя, наверное, отправилась в огород.  Один лишь полосатый мяч дружелюбно поглядывал, приглашая к игре. Но сегодня не хочется.
Недавно позавтракали вкусными тётиными блинчиками со свежим маслом, с густой сметаной. Попили чай. Стол чист, посуда, натёртая до блеска, убрана в старинный коричневый буфет, что в глубине дома, за белой кафельной печью. Хм, белоснежная сахарница осталась на подоконнике. –  Ах, да! Это, наверное, дядя, читая свою газету, делал из сахарницы подставку, да так и забыл убрать. Ну, точно! Вот же и очки его здесь, рядом, на подоконнике. А в газету старается заглянуть любопытный ветер.
Элла взяла сахарницу, торжественно, мерным шагом, держа её перед собой на вытянутых руках,  отнесла в буфет. Проходя мимо огромного коричневого трюмо с туманным зеркалом, сделала несколько па* и в конце – прилежный реверанс своему отражению, аккуратно взяв в пальцы краешки подола. В реверансах она знает толк: насмотрелась при королевских дворах. В  смутном отражении девочка в светлом платьице  приветствовала её ответным реверансом.  Как хорошо быть маленькой, приезжать в гости, путешествовать по саду, заглядывая во все его потаённые уголки,  наслаждаться последним беззаботным летом – осенью Элла идёт в школу. А пока…
– Чем бы таким заняться сегодня?
Занавеска мягко, мерно колышется на распахнутом настежь окне, приоткрывая широкий белый подоконник с дядиными очками и сад за окном. Верхняя, кружевная гардина время от времени вспархивает, подобно крылу гигантской бабочки. Дверь в светлую, солнечную веранду тоже распахнута – жара занялась уже с утра.
Элла вышла в веранду, убедилась, что и тут никого, сунула ноги в туфельки,  шагнула на крыльцо. Жара обдала с головы до ног, не смотря на то, что солнце  ещё и не показалось из-за дома.  Веранда вся остеклена, так что оно (солнце) – вездесуще. Оно играется стёклышками мелко переплетённых рам веранды сквозь листву груши  и тонкую вуаль шторок с восточной стороны дома, дотягиваясь своими лучами до крылечка на южной.
Вот едва уловимый ветерок подкрался из-за угла, словно озорной мальчишка выглянул,  шевельнул прядь Эллиных волос, тронул подол платья, да и притих в дальнем углу малинника. Элла прислушалась – тишь в саду обманна.  Вот знакомый её   кузнечик часто-часто отстучал крохотными молоточками по своей наковаленке.  Трудолюбивые пчёлы с неутомимым дружным жужжанием кружат  над клумбой. Время от времени к ним присоединяется важный полосатый шмель. Мелкий, молоденький воробьишка  юркнул в розовый куст – обирать вредную мошкару, не забывая при этом поглядывать на Эллу осторожным глазом-бусинкой.  Такой малыш, а куст смешно дрожит от его перепрыгов с ветки на ветку.   И как не боится исколоться! Роза хоть и красавица, но злюка!
Вот бы подружиться с ним! Элле так не хватает котёнка или щенка – их нет ни у тёти, ни в родительском доме. Но воробьишка уже вспорхнул, скрывшись в густой, тёмно-зелёной кроне яблони. Только и был тут. Элла залюбовалась розой. Совсем как та, на платье у Инфанты…
Соседский петух за забором внезапно прокричал победную песнь, выведя Эллу из задумчивости. Она осмотрелась.
 Так. Где же тётя? –  Должно быть, в самом конце огорода, там, где растут кусты  чёрной смородины, напоминающей шарики гагата (такого, что видела Элла в королевстве Золотопрядов). А ещё там гранатово-красная и оттенка лунного камня белая  поречка*. Красивые ягоды, но далеко им до малины. У неё ведь – запах!  Тётя снимает сегодня красную поречку для джема. Элла вызывалась помочь, но тётя сказала, что солнце больно горячее. 
Так куда бы отправиться? К колонке – нет смысла. После её знаменитой ангины лохань убрали, и бассейн больше не устраивают.  Да и жарко на открытой лужайке.
Не плохо бы шмыгнуть в малинник. Навестить старую яблоню, дупло. Наверняка,  там ей повстречается блестящий, словно покрытый перламутровым лаком, господин Жук. Но ягоды то уже закончились! Одни рыжие, колкие  ветки-прутья, что годятся лишь на лекарство от ангины,  да густая листва. А какой тогда малинник без ягод? 
 Качели? – Так Элла уже достигла самого высоко уровня раскачивания –  выше некуда!
Но главное: везде жарко, жарко, жарко...
И Элла свернула за веранду, налево, направившись по дорожке, ведущей вдоль деревянной скамьи с высокой спинкой, где так приятно сидеть вечерами, вдыхая ароматы сада, цветочной клумбы с веточками душистой маттиолы, слушая таинственные звуки уходящего дня. Она прошла мимо важной разлапистой груши с  её тёмной густой кроной, что скрывает великое множество вкуснейших в мире груш сорта… Нет, названия она ещё не знает. Подобрала одну, опасливо покосившись на жадных, вечно нервных и  недружелюбных ос, положила её в карман платьица.
Далее, сразу за домом, встык к нему, начинается старый деревянный сарай. Вот сюда-то  Элла и направилась. 
С дверью всё просто – откинула крючок, потянула на себя. И – прохлада!
Сразу налево за дверью – жилище тётиных кур. Они разбрелись куда-то, наверное, купаются в песке в своём вольере за сараем. А ещё у них есть лаз под высокий фундамент веранды – но туда Элла ещё не забиралась. Под ногами  она заметила большое белое перо с чёрной крапинкой – должно быть, обронила пёстрая курица. Подняла, присмотрелась – похоже, из крыла, на самом деле – крупное. Элла видела как-то картинку: человек, опершись на руку  курчавой, всклокоченной головой,  задумавшись, держит в другой руке такое вот перо, а перед ним – листы исписанной бумаги. Элла повертела перо и так, и этак: ничего не понятно. На всякий случай, сунула перо в другой кармашек платья и двинулась дальше, прямо вглубь узкого длинного прохода. Справа, вдоль всей стены – скирда дров под самую крышу (чтобы зимой топить ту самую белую кафельную печь с лежанкой). А вот слева – всякая хозяйская всячина на полках: запылённые временем вёдра, тазы, ящики с инструментами, банки; в углу – лопаты, грабли. А вот и паук! Не Золотопряд, конечно, но паутина его – чистое произведение искусства. Никакие брабантские кружева с ней не сравнятся. Паутина плавно колышется от лёгкого сквозняка,  искрясь в лучике пробивающегося сквозь маленькое  окошко солнца. Но это – на другой раз. А сегодня Элла забралась сюда за другим: ради огромных  стопок  старых тётиных журналов.
 Напрягаясь с усилием, привстала на цыпочки и вытащила наугад сразу несколько штук. Присела на широкую колоду, на которой рубят дрова на растопку, тяжёлые журналы – себе на колени и принялась не спеша перелистывать. Буквы, буквы… Она знает уже почти все, но читать ещё толком  не научилась. Зато картинки в журналах можно смотреть, сколько душе угодно.  Однако Элла ищет лишь те – плотные, яркие, глянцевые листы, что в середине каждого журнала.
Вот, например. Прекрасная девушка в серебристо-белом платье с голубым, переливчатым атласным лифом смотрит прямо на Эллу.  Платье такое длинное, что и туфелек из-под него  не видать. Девушка, словно лёгкий парящий ангел, сидит на  вороной  лошади (это так чёрная называется) с блестящими, словно крылья знакомого жука, крутыми лоснящимися  боками. Девушка осадила разгорячённую лошадь, натянув поводья, и та встала на задние ноги, оскалив зубы. Но девушке – хоть бы что! Лишь прозрачная вуаль шляпы развевается по ветру. На балкон, у которого остановилась всадница, выбежала восхищённая девочка Эллиных лет, такая же темноволосая, как и девушка на лошади,  как сама Элла, только с красивыми локонами (у Эллы таких никогда не было). Малышка в атласном розовом платьице с кружевом, в башмачках травяного цвета. Из-под платья выглядывают кружевные белые панталончики. Вот в каком платье и должна была явиться сама Элла перед Инфантой или тогда, на приёме у  Королевы Малины Пятнадцатой. Конечно, она очень любит сшитое её милой тетей платьице, но для реверанса перед их величествами и высочествами – только такое!
Если бы Элла умела читать, то прочла бы: «Всадница»,  Карл Брюллов*. Но она лишь аккуратно выдернула глянцевый лист из жёстких металлических скобок и положила рядом – вот и первое  сокровище!
Другой журнал. Открываем. А это что за девочка в тёмно-синем платье, с призрачным кружевом и пуговицами в ряд, златоволосая, с алым бантом? Ей тоже, наверняка, лет шесть. В руке – лейка, в другой зажала несколько цветков – белый букетик. Из-под платьица смешно выбивается кружевце рубашечки. Она стоит среди летнего сада, освещённая ярким солнцем. Сад – цветущий уголок, с розовыми кустами, с непонятными алыми и  оранжевыми цветами вдали, в тени зарослей. Всё немного размыто –  картинка как-бы соткана из мельчайших пятнышек и точек. И только лицо девочки освящено ровно так, как было освещено недавно лицо самой Эллы на крылечке тётиного дома.
Ах, если бы Элла умела читать, она бы прочла: «Девочка с лейкой», Пьер Огюст Ренуар*. Элла влюбилась в эту девочку с первого взгляда и очень осторожно достала её из металлических оков журнала. Второе  сокровище.
Дальше. Вот так неожиданность! – Сама Инфанта перед ней! Пурпурный королевский полог откинут, из тьмы комнаты выступила вперёд белокурая девочка, несомненно, королевских кровей, пусть даже на её головке нет короны, а волосы украшает всего лишь роскошный бант.  Осанка девочки, гордый вид, кукольные ручки, застывшие над складками богатого кринолина* – всё говорит о том, что это – не простая девочка. Вот только взгляд у Инфанты здесь немного грустный, совсем не такой надменный и злой,  как тот, когда она велела Элле прыгать через горящее кольцо на арене королевского цирка.
Если бы Элла умела читать, она прочла бы: «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», Веласкес*. Но она вновь лишь отделила драгоценные тугие листы от журнала. Вот и третье её сокровище!  И какое счастье, что Инфанту теперь не сожгут зимой в печи вместе с прекрасной Всадницей и Девочкой из сада!
А это что за странная картинка? –  Ещё одна девочка, возраста самой Эллы, в платьице, почти как у неё, простом, без кружева,  без кринолина, без панталончиков, в обычных чулках, устремилась за смешным белым кроликом в  жилетке при часах с цепочкой прямо  в его кроличью нору!  Эллу это не удивило. Она-то  знает, как легко, например,  попасть через арку старого яблоневого ствола прямо в Малиновое королевство.
Ах, Элла! Будь ты чуть постарше, наверняка  знала бы, что это – Алиса*,  направляющаяся в странное путешествие, отнюдь не безопасное.  Но Элла решила, что забраться в нору за кроликом – тоже, что за жуком в огромное дупло дерева в тётином малиннике. Из Королевства смогла вернуться, так из кроличьей норы и подавно.

И Элла …шмыгнула за кроликом и девочкой.
Минуя ненужные знакомства с Чеширским котом и Шалтаем-Болтаем, Элла попала прямиком в сад Червонной королевы, где и предстала перед Её Величеством, а так же  Его Величеством и всем двором, начиная от мельчайших червонных единиц. И хотя в небе парили розовые облачка, а на королевской груди Её Величества красовалось Алое сердце, она была женщиной совершенно бессердечной, облаков не замечала и раздражалась по любому  поводу и без повода, и, не мешкая, отдавала палачу краткий приказ:
 – Отрубить голову!
С Эллой она также не стала церемониться и отступать от традиции.  Не успела Элла как следует сделать реверанс, Королева, узнав её имя и то, что она проникла в королевский сад через кроличью нору, тут же велела отрубить ей голову. Палач с готовностью взмахнул топором.
 – Бесполезно, Ваше Величество! – проговорила Элла с почтением. –  Мне уже пытались её отрубить в Малиновом Королевстве – ничего не вышло. И вообще, разве так предписывает Королевский Этикет?
Палач помедлил, вопросительно глядя на Королеву.
 – А что же, по-твоему, предписывает Королевский Этикет?
 – По-моему, Вы должны сначала предложить мне стать Вашей королевской наследницей. Королева Малина Пятнадцатая начинала именно с этого, и только потом – рубить.
 – Зачем мне королевская наследница, если десять моих наследников, от десятки до единицы,  следуют за мной попарно? Эй, палач! Всё-таки отрубить ей голову!
 – Зачем, Ваше Величество? – не преставая удивляться подобной поспешности, уточнила Элла.
 – Если в королевстве есть палач, он не должен простаивать без работы, иначе потеряет квалификацию, – снизошла до объяснения Червонная Королева.
 – Но, может быть, пусть он лучше рубит сахарные головы? Тогда из них можно будет делать сахарную пудру и посыпать ею королевский торт?
 – Превосходно!   Немедленно записывай рецепт! 
 – Но я ещё не умею писать, Ваше Величество.
 – Отрубить ей голову! – живо взвизгнула Королева.
 – Кто же тогда продиктует рецепт Вашему Канцлеру*? –  поинтересовалась Элла.
 – Логично. Отложить топор! – велела Королева Палачу.
Палач с удовольствием отложил топор.  Признаться, ему уже изрядно надоело попусту  размахивать этой тяжёлой штукой. 
А Элла вдруг, сама того не ожидая, промолвила:

  Топор трудился до упора –
  На отдых лезвию пора.
  Пора на полку сыпать порох
  И обойтись без топора.
 
 – Отлично сказано! – воодушевлённо воскликнула Королева. –  Записывай!
 – Но я ещё не умею, Ваше Величество, – напомнила Элла.
 – Отрубить ей голову!
Палач вздохнул, поднимая топор.
 
 – Отложить топор! (палач отложил). А что такое порох? – поинтересовалась Королева.
 – Это порошок, от которого все взлетают  вверх «вверх тормашками».
 – Какая прелесть! – бодро вскричала  Королева. –  И рубить не надо! – восхитилась она. – Записывай рецепт порошка!
 – Но я же ещё не умею, Ваше Величество!
 – Тот, кто не умеет писать, должен отлично играть в королевский крокет*. Ты играешь?
 – Не играю, Ваше Величество.
 – А ещё набивалась в королевские наследницы! Самозванка! Отрубить ей голову!
Палач вздохнул.
 – Но  как же я научусь играть в крокет без головы? – удивилась Элла.
 – Но должна же я казнить хоть кого-нибудь сегодня!
 
«Казнить помиловать нельзя»,  –
Вскричала  королева,
И слово мудрого ферзя*
Толкуют вправо-влево!

Элла почему-то вновь заговорила стихами.  – Что это со мной? – подумала она. А Королева вновь вскричала восхищённо:
 –  Записывай!
 – Но…, – только и успела возразить Элла.
 – Тогда зачем же тебе перо, что выглядывает из твоего кармана?! – раздражённо вскричала Королева.
 –  Очевидно, чтобы учится писать, Ваше Величество.
 – В школу! Немедленно в школу! – в ярости вскричала Королева.
 – Но я не знаю, как туда попасть! Положение – безвыходное! – вздохнула Элла.
 – Если есть вход –   стало быть, есть и выход.
 – Но я не вижу норы! – оглянулась Элла.
 – Зато я вижу безголовую девчонку! В норах учатся лишь кролики, а дети – в классах!
 – Ваше Величество! – выступил вперёд Палач. – Какая же она безголовая, если я ещё не рубил?
 – Отрубить Палачу голову! – не задумываясь, парировала Королева.
 – Кто же будет рубить? – удивился Король. – Никто не умеет.
 – Неучи! Все в школу! – загремела Королева. – Эй! Сколько длятся наши препирательства?
Белый кролик немедленно достал свои часы из жилетного кармана и доложил:
 – Ровно сорок пять минут, Ваше Величество.
 – Ну вот! Ты пропустила целый урок! – ужаснулась Королева. – А там учили писать!
– Я пропустила целый урок, – повторила Элла и… проснулась. – А где же всё-таки выход? – и увидела  у себя на коленях картинку с кроличьей норой.
Если бы Элла умела читать, она прочла бы:  «Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл. Но она не умела.
 – Срочно надо в школу!
Выдернув и эти замечательные листы из старого журнала, Элла отложила их  в сторонку, журналы отправила обратно на полку, все листы скрутила наподобие пиратской подзорной трубы и посмотрела через неё на дверь сарая.
 – Выход!
 –  Тётя, тётя! А когда мне в школу? – спросила  Элла, вбегая через минуту в веранду, наполненную яркими ароматами: тётя колдовала над красносмородинным  джемом. Пенка стояла в стеклянной  резной вазочке на столе, у плиты. Вазочка сияла, переливаясь королевскими рубинами, осы жадно кружили над ней, привлечённые божественными ягодными запахами.
 – Скоро, скоро уже. Твои родители приедут за тобой через два дня.
 – Хорошо, – подумала Элла, – в следующий раз уже буду читать.
 –  А где ты снова пропадала?
 – Да так, гуляла.
Помолчав немного, Элла достала из кармашка свою находку и спросила:
– Тётя, а как пишут пером?
– Таким сейчас уже не пишут, деточка, – ответила тётя с улыбкой. 
– А можно, я возьму его с собой? – Вдруг всё-таки пригодится когда-нибудь, – подумала Элла, опять вспомнив портрет курчавого человека с пером в руке *.  Вот с этого пера, наверное, всё и началось. Но это потом, когда Элла вырастет…

21.08.2023

http://proza.ru/2023/12/03/993  - история шестая