«…Золотой фон, означающий испокон веков Божие всемогущество и чистоту, и цветочная поляна, на которой мы на коленях, вернее, она на коленях, а я нет, можно встретить в готической сакральной живописи и гобеленах Иль-де-Франс, где их называют «мильфлёр» – тысяча цветков. В этой картине я объединил и процитировал не только готику и византийские мозаики, но и православные иконы, также полностью покрытые золотом, за исключением лика и рук, выполненных в натуралистичной манере… Строго говоря, это не поцелуй, а лишь намерение, в данном случае мужчины поцеловать женщину, которая, похоже, против. Я выработал концепцию, а именно, мужское и женское начало: черно-белые прямоугольники для мужчины означают категорическое мышление и телосложение, выражение лица мужчины. Орнамент женщины из кругов и овалов, так как ее анатомия менее угловатая, а скорее округлая – слава богу! – разноцветные круги, словно цветы, символизируют эмоцию, фантазию, интуицию и рождение…»
«Климт: эпоха и жизнь венского художника», Патрик Карез
***
Брюнетки, черноволосые, блонд и рыжие,
русалки и нимфы, ангелы, фам фаталь,
невинные, имморальные и бесстыжие,
нагие, всегда священные как Грааль –
вы, женщины, как загадочность многокнижия:
откроешь страницу, там каменная скрижаль,
откроешь другую – воздушные и возвышенные,
мерцающие, как золото и эмаль,
сияющие, как солнце, как символ Бога,
скрывающие в улыбке свою печаль,
менады и жрицы, сивиллы, богини Востока,
вы хрупкие, мелодичные как хрусталь
Богемии и Моравии, суть живого –
рождающие последних из могикан,
лелеющие, спасающие от рока
несчастных бродяг и гениев разных стран,
на вас византийское золото из собора
лагуны венецианской, и мрамор – стан
Родена скульптуры* в объятии и нежном взоре –
надежды тончайший, робкий меридиан.
Один «Поцелуй». Сквозь столетие. Сквозь сны и горе.
В нем сердцебиение Вселенной, искусства храм
для вечной любви – на капризном ее узоре
вся музыка, принадлежащая двум телам.
Художник – враг смерти. Творец. Уподобившись Богу,
он хаос перерождает в земной ашрам;
искусство должно возвышать и вести к истоку
неизданной истины, данной лишь небесам.
Минута любви на сто тысяч часов печали,
но в этой минуте – спасение от смерти и драм.
Один «Поцелуй». Сквозь столетие.
Мы молчали
и вглядывались в любовь на холсте меж рам.
8 мая 2023 года
* «Поцелуй», «Влюбленные», «Любовная пара» (Le couple d'amants, 1882 г.) – скульптура Огюста Родена, ставшая одним из источников вдохновения для написания Густавом Климтом одноименной картины (1908-1909 гг.).