Судьба

Лидия Пугачева
                Мужество делает ничтожными удары судьбы.
                Демокрит

      В любое время года, в любую погоду она в один и тоже час выходила на променад. По ней можно было сверять часы, и жители не со зла прозвали её «маршруткой». Она знала это, но не обижалась. Какие уж тут обиды, когда тебе скоро будет девяносто. Выходя, вооружившись двумя палками, она шла одним и тем же маршрутом, вперёд, а затем назад, отсчитывая шаги. Это было целью всей её прогулки. Болели ноги, ныли все кости, казалось тело перестало слушаться, а ты встаёшь и выходишь. Такая маленькая, и в то же время большая победа над собой, обстоятельствами и временем. Сегодня стояла замечательная погода. Наступившее бабье лето радовало своей теплотой и буйством красок- её любимое время года.

    Она поднялась с трудом, села на стул, готовясь с духом встать и выйти во двор и почему-то вспоминала свою жизнью. Воспоминания, словно старый плащ, окутали её. Они то согревали, то проносились пережившим горем, словно ураганом. Но, что было, то прошло, она всё пережила, выдержала. От перенесённого стала больше молчаливой, сдержанной в словах и поступках. О её жизни можно написать целый роман.

    Много было хорошего и плохого. Родилась в далёком 1918 году, как говорят сразу после революции. Была первенцем в семье польских поселенцев на Подольской земле. Мама принадлежала к знаменитому графскому роду, но семья обеднела и была вынуждена переселиться в далёкую местность, деревню. Владелец земли выделил им неплохой участок в ренту, с последующим выкупом. Затем мама вышла замуж и стала жить у мужа. Тот тоже был поляком, по- другому тогда не могло и быть. Родители дома разговаривали между собой на польском, а вот с другими жителями деревни- на украинском. Потом в семье родились ещё дети, в живых осталось две младших сестры и брат. Болезни, эпидемии уносили много жителей деревни, в том числе и детей. Бывало так, что от семьи оставалось только несколько человек. Тяжёлое, но счастливое было время.

   С установлением новой власти наступили грозные времена. За нежелание вступать в колхоз, раскулачили семью брата отца. Их всех увезли в неизвестном направлении и больше о них никто ничего не слышал. В доме поселились чужие люди, которые принимали активное участие в её проведении.  Другого брата отца арестовали и осудили на шесть лет, вменив ему статью «Расхищение социалистического имущества». О нём тоже больше никто не слышал. Арестовали и брата матери по доносу. Его обвинили в контрреволюционном заговоре в группе лиц и вскоре расстреляли. Вокруг царила паника и страх. Отец запретил детям разговаривать по-польски, сказав им, что они украинцы. Ему удалось поменять всем детям документы о рождении, где изменили национальность.

   Помнит она и года страшного голода. Есть хотелось всегда, но матери как-то удалось сохранить всех детей. Готовила лебеду, разные травы, но спасением тогда стала и корова. Голодные люди скитались от одной деревни к другой, в надежде найти хоть какую-то еду, но жителям и самим нечего было есть. Страшно и голодно. Но и это прошло…

   Когда ты молод не замечаешь многих вещей.  Радуешься новому дню, который приносит новые надежды. Пришло время, и она влюбилась, влюбилась навсегда. Эта любовь захватила все клеточки её души, она целыми днями думала только о нём. Он был, как говорят «первый парень на деревне». Красавиц, с характером, всегда опрятный и чистый. Один только он знал, как ему удавалось прийти на танцы в клуб в сверкающей чистотой обуви. Ни какая погода ему не мешала. Парня звали Антон и он обратил на неё внимание. Стал провожать домой после клуба. Они долго разговаривали, вели беседы на разные темы. Ей было с ним интересно.

   Её мама умела шить и обшивала всю деревню, у них одних была настоящая швейная машинка, что тогда было большой редкостью. Бронислава тоже научилась шить. Шили, перешивали, шили стёганные валенки, кожухи и телогрейки. Семья была на хорошем счету в селе, родителей уважали, часто приходили за советами. Дети учились, были воспитанными и вежливыми, к тому же выделялись красотой среди жителей деревни.

   Первым ударом для неё стало замужество. Родители нашли ей достойного жениха. Он был поляк- католик, приехавший в село с другой местности работать учителем. Учителям платили достойную зарплату, он был уважаемым человеком и в добавок влюбился с первого взгляда. Брониславу поставили в известность, когда приехали сваты. Пойти против воли родителей она не могла. Так всегда поступали, особенно в семье польских переселенцев. Поляков было не так много, и они старались держаться всегда вместе, чтобы выжить в чужой стране. Эти традиции никто не смел нарушать. Однажды тётя, мамина сестра, хотела нарушить её, так бедняжку дед побил, а затем закрыл в подвале. Там она находилась две недели. Все сёстры и братья уговаривали отступить, принять волю родителей. В итоге она сдалась. В семье больше никто не смел нарушать установленный порядок. Воля родителей была непререкаемая. Не могла и она пойти против воли родителей, опозорить их. Проплакала всю ночь, сказать, что любит другого не посмела.

   О свадьбе узнал её любимый. Он пришёл в родительский дом, но его выгнали, а ей запретили о нём даже думать, не католик и не пара ей. Антон хотел увезти любимую подальше от дома, но она не согласилась, не могла пойти против воли родителей. Назначили день свадьбы. Не известно, чем бы всё закончилось, но Антона призвали на финскую войну. Многих тогда забирали, и многие никогда больше не вернулись...

  Свадьбу играли в родной деревне и в деревне жениха. Всё село пришло посмотреть на них. Мама сшила красивое подвенечное платье, фата только подчёркивала красоту линий лица, все говорили:
- Такой красивой невесты ещё не видели.
  Но ей было всё равно, сердце рвалось на куски. Любимый на войне, лишь бы только вернулся живой, она была готова за это всё отдать. Лишь бы выжил…

  И он выжил, но, когда вернулся домой Бронислава уже ждала ребёнка от своего законного мужа. Родилась девочка. Она была похожа на маленького ангелочка с голубыми глазами и светлыми, белокурыми волосами, которые локонами спускались малышке на плечи. Тяжело было жить с нелюбимым. Он не обижал и старался делать всё для её счастья. А счастья- то и не было. Вот только дочурка радовала.
-Буду жить ради дочки.- думала она.

   И снова страшный удар, в возрасте двух лет дочка заболела и её не стало. Бронислава почернела от горя. Не хотелось жить. Она слегла. Но молодой женский организм боролся и собрав все свои силы она поднялась. Сильная боль от потери стала потихоньку отпускать. И тут новая беда 22 июня началась война.

  Деревня находилась далеко от важных дорог-это всех и спасало. Мужа и других мужчин призвали на войну. Больше она его не видела, потом пришла похоронка. Сейчас даже его лицо и не вспомнить.

   Но тут судьба улыбнулась ей, в деревню вернулся её Антон, её любимый. Советские войска были уже далеко, отступая под натиском немцев они покинули большую часть области, и некоторые мужчины смогли вернуться домой. У жителей деревни началась жизнь в оккупации.

   Антон предложил ей свою руку и сердце, тут уже родители не могли им мешать. Да, она бы и не слушала. Жизнь с нелюбимым была пуще неволи. Бронислава замечала, что после финской, её теперь уже муж, очень изменился. Бывший балагур и весельчак стал всё больше молчать, смотря куда-то вдаль и в его глазах появилось столько печали. Она не лезла с расспросами. Они вместе и это самое главное.

   Решение мужа приняла, как подобает настоящей жене. Не перечила, не отговаривала. Антон пошёл работать на немцев. Ему выдали форму, сапоги и казалось-бы былая удаль и выправка вернулась. Он, вместе с другими такими же полицаями патрулировал округу, часто куда-то уезжал, а когда возвращался в его глазах она видела тревогу и растерянность. В её душе боролись страх с любовь, и конечно любовь побеждала.

   Её, как жену шульцмана, в Германию на работы не забрали, а вот сестре пришлось не сладко. Её ловили два раза и все оба раза она возвращалась домой. Каким-то чудом удавалось бежать. Должны были забрать младшую сестру, но отец вызвался вместо неё и его увезли. Мама всё время плакала и боялась за двух своих дочек, волновалась за судьбу отца, угнанного на работу в Германию.

   Брониславе было несколько стыдно перед ними за своё счастье. Но разве она его не заслужила? У неё с Антоном родилась дочка. Счастья не было предела, но не могло они долго так жить…

    Немцы начали отступать, Советская армия яростно сражалась. Вдалеке стали слышны канонады от разрывов снарядов, шли бои. Антон понимал, ему не поздоровиться, он знал, как поступают с предателями. Видел это на фронте финской. Знала это и она. Её муж бежал вместе с отступающими, звал с собой.  Но куда и зачем?  Пусть будет так, как распорядится судьба.

   Канонады стали слышны ещё ближе и громче, Бронислава взяла на руки двухмесячную дочку, крепко прижав к себе, шагнула навстречу судьбе…

   Деревня располагалась на двух холмистых горах, которые разделяла река. Она ходила то по одно, то по другой, рвались снаряды. Она молилась и надеялась, что один угодит в них и навсегда их мучения закончатся. Дочка плакала, плакала и она…

  Но им суждено было выжить. Далеко по главной дороге прошли Советские войска, и она, вернулась домой, но не к себе, а к родителям. Фамилию не успела поменять, и дочку позже записали на её девичью. В деревне никто не был обижен ни на Брониславу, ни на её родителей и её не сдали, как жену шульцмана. Они с мамой по- прежнему шили для всей деревни, тем и жили. В конце 1944 года она получила извести, что её муж пропал безвести. Бронислава не поверила этому, в её сердце теплилась надежда, что он живой. Так со многими было. Даже после похоронки жёны получали известие, что их мужья живы. Она всё время ждала и надеялась. Но вот закончилась война. Многие стали возвращаться с фронта, а Антона всё не было и не было.

   Так прошло несколько лет, и наконец-то она получила от него весточку. Каким-то чудом Антону удалось выжить. Он смог переодеться и его приняли за жителя деревни, взяли в действующую часть. Воевал где-то полгода, но затем НКВД получили информацию о его сотрудничестве с немцами. Перевели в штрафной батальон. Куда только их не бросало, но он выжил. После трёх месяцев штрафбата, где он кровью искупал свою вин, его арестовали, состоялся суд и так, как данных об участии в карательных операциях не было, дали пятнадцать лет с пребыванием в исправительных лагерях. Сидел он на Калыме.

   Она написала ему ответное письмо, в котором обещала ждать. Прошло долгих пятнадцать лет, которые она жила без него, жила и ждала. Писала письма, он отвечал, но вот давно не было ответа. Она забеспокоилась, любящее сердце подсказывало беду. Антон решил не возвращаться, не хотел, чтобы каждый из земляков, знавших его прошлое- упрекал.

   Накопив денег на поездку, она села на поезд и поехала в далёкий край за своим любимым. Вернулись вместе. Да, они были уже не молоды, но они вместе, вместе навсегда. Вышла замуж их дочь, они переехали к ней жить, и никто там, в новой местности, уже не знал о его прошлом. Муж работал, она ухаживала за матерью и внуками. Антон был хорошим мужем, отцом и дедом. Жизнь текла спокойно и размеренно…

   Так они вместе и состарились. Их любовь, не смотря на трудности и препятствия, не покинула. Они могли о чём-то говорить, что-то обсуждать и просто вместе молчать, но, старались то, далёкое прошлое на вспоминать. Как, оказалось от прошлого никуда не денешься, оно само тебя найдёт.
 
   Однажды, читая газету, Антон увидел фотографию, а на ней знакомое лицо. Его он узнал. Это был один из бывших товарищей. Статья была большая, в ней разоблачали пособников фашистов, подробно описав зверства, которые те творили.  Его нашли спустя уже много лет и судили за карательные экспедиции, судили и ещё нескольких. После прочтения у Антона изменилось лицо, но он ничего не сказал Брониславе, а она и не стала расспрашивать, боясь услышать ответ…

   После этого несколько дней её муж ходил сам не свой, она видела, как он изменился, понимала, что чего-то боится…

   Снова беда и горе обрушилось на неё. Мужа не стало. Нет, он не умер от перенесённого известия, а причинил себя смертельную рану. Взяв в сарае огромный, ржавый гвоздь её Антон вонзил его себе в голову, так с гвоздём в голове она его и нашла. Больница была далеко, пока довезли было уже поздно, пошло заражение и он скончался…

  Сейчас ей девяносто, с той поры прошло почти двадцать лет. Как все эти годы ей было тяжело без него. Она кажется и сейчас слышит его голос, чувствует его прикосновение. На их судьбу выпало не мало испытаний и горя…

  Бронислава задумалась. Хотела бы все изменить, жить с другим мужем, пусть с не любимым, но без этих потрясений? Конечно, нет.
 - У каждого на роду написано своё- подумала она.- У меня такая судьба. Но я любила и была любима.

Она молча поднялась и пошла на свою вечернюю прогулку.



                Моей тёте, Брониславе Павловне, посвящается.