relax, please

Екатерина Камаева
Миямото-сэнсэй отправила меня в соседний класс отрабатывать технику. Там, за низеньким столиком, в окружении румяных яблок и сахарных печений, рисовала трёхлетняя Дашенька. Рядом сидела девушка Лера и помогала малышке с выбором цветов. Расположившись на специальном стульчике, я присоединилась к их беседе технично-монотонными звуками сямисена. Энергичная, полная природного здравого смысла сэнсэй сказала, что я слишком напряжённо держу батщи. Это влияет на качество звука. Надо more relax. Я не занималась два месяца, плюс, выпускной экзамен. Всё внутри ещё напрягается, как маленький Мук, хотя кошки давно расселись по местам. В общем, я пыталась. Справа от меня иногда появлялась Дашенька, тихонько трогала плектор карандашиком с меховой макушкой и рассказывала мне о своей жизни. Потом возвращалась к Лере и рассказывала ей. Я удивлялась, как верно и глубоко мыслит этот трёхлетний человек.
В какой-то момент Лера спросила: "ты, Даша, кем хочешь работать, когда вырастешь?"
"Пожарным", - немедленно ответила девочка. И так объяснила свой выбор: "Когда начинается пожар, пожарные спасают маленьких детей. Взрослые могут сами выбежать, а детей должны спасать пожарные, потому что взрослые их с собой не берут, ведь дети боятся спускаться по лестнице. А пожарные берут их на ручки. А взрослые не берут, ведь им самим надо спускаться".
Мы с Лерой откровенно недоумевали. А Дашенька мечтательно вздохнула и занялась сахарным печеньем.
Чуть позже, прогуливаясь вдоль пропитанной тёплым закатом набережной, я думала, как точно маленький ребёнок читает пространство. У девочки Даши всё хорошо. Любящие мама и папа. Всё в порядке. Просто она слишком тонко видит мир. Видит, как есть. И выдаёт свободные ассоциации.
В кризисной ситуации любой человек испытывает стресс, избавление от которого становится главной задачей. Взрослый пытается спасти себя так, как позволяет накопленный опыт. И понимает, что ребёнку такой путь спасения чаще всего не годится. Ребёнок боится самостоятельно спускаться по лестнице. И даже за ручку. А что взрослый? Просто не берёт его с собой. У него не хватает ресурса, спасаясь самому, взять ребёнка на руки и вынести из тревоги. Нужен кто-то другой, специальный, умеющий справляться со своим стрессом без ущерба для ресурса. Только такой сможет прочувствовать состояние малыша, оценить его возможности и качественно помочь.
Доказано, что в первые годы жизни африканские дети  опережают европейских в психическом и физическом развитии. После рождения большую часть времени они проводят на теле матери, наблюдая мир с её рук, скин-ту-скин. Даже научившись ходить, они не отлучаются надолго. Они чувствуют надёжную безопасность. Но потом, из-за особенностей быта, их игровая деятельность притормаживается. И они включаются в борьбу за выживание. С этого момента европейские малыши лидируют по всем показателям. Это статистика, не привязанная к частным случаям.
В наше время большинство взрослых людей живёт в состоянии хронического стресса. И панической атакой теперь не особенно кого удивишь. Но дети остаются детьми, с их природной потребностью в базовом чувстве безопасности и доверия миру, который руками значимого взрослого разведёт любые тучи над детской макушкой. Или просто поднимет, прижмёт к груди и унесёт подальше от тревоги и темноты. А у взрослого зачастую нет такого ресурса. Потому что он тоже был ребёнком, который ждал условного пожарного. И так и не дождался. Но научился спускаться по лестнице.



* имена изменены