Крещение князя Владимира

Юрий Розенштейн
 
« Во имя Отца , Сына и Святого Духа, Аминь»

Совсем не обязательно святой -
юродивый.  В волхвах или пророках
я думаю, вообще немного прока,
предугадать, наверное, любой
способен, что сбылось зовут судьбой,
и не свершилось ничего до срока.
Оставлен конский череп про запас
для вещего Олега, как троянский.
Волхв лишь озвучил , никого не спас,
как Троя мир пылал  дохристианский
и без Кассандры, ныне третий глаз
похоже бесполезно открывался…
И нас  как в небе  звёзд не перечесть,
мы все шептали что-то Богу в ухо,
затем, чтоб  изменить , а не прочесть,
и  к древним не за тем пришли, чтоб спесь
 нам помутила  ум, лишила слуха.
Писанья  эти  становленье духа
эпохи, вечно в чём-то не простой
века хранили,  их за  слоем слой,
как скифские курганы, те, что пухом
для предков стали,
                бережно вскрывали
затем , чтобы и наш негромкий глас
в анналах прозвучал в урочный час.
         
Авдотья – дочка  смерда – кузнеца
кручинится  и слёз роняет гроздья,
и молится,  чтоб задержал поводья
жених её   у ветхого  крыльца.
Принцесса Анна ожидает свата.
в большом константинопольском дворце
не так , как в срубе  со слюдой в оконце,
построенном умельцем без гвоздя
Авдотья – дочка  смерда – кузнеца.
Девица Анна важная особа!
Молитва ей нужна, не ворожба -
забыв запреты, подняла на вилы
хозяев прежних где-то голытьба,
огнём объяты и, сады и виллы,
вокруг междоусобная борьба,
ей, как один сказали братья оба,-
что ,  « у принцесс особая судьба
от дня  рожденья и до крышки  гроба…»,
Что  движет князем ?  Чванство или злоба?
 Дракона ненасытная утроба
её желает непременно взять;
Ей мнится огнедышащая пасть,
дым из ушей и лютое коварство;
от Рюрика ему досталось царство,
ничем неограниченная власть;
он взял Корсунь, а им не привыкать
щиты свои к воротам государства
разграбленного ими прибивать;
гаремов у него, как кораблей,
и подрастают двое сыновей.
(Их мать он изнасиловал публично,
зарезав  её  братьев и отца.
Из-под гусиных перьев летописца
не ускользнёт , что были деспотичны
деяния святого . Эту грязь
по жизни пронесёт  великий князь,
хотя она и нелицеприятна…
Но, что же и на Солнце всходят пятна).
               
Поклонник жутких идолов степных…
Её предполагаемый жених,
 Его крещенье – вот её условье,
и думаю, что это предисловье
к спасенью этой гибнущей души,
Пусть  дни  пройдут в  степной, лесной глуши,
Род бабушки её, ромеев прежде,
на ощупь путь к немеркнущей надежде
нашёл, как могут тоже здесь найти –
иные племена ещё в пути.
Рождён во блуде, блуд и семя блуда,
что скажет патриарх, что скажут люди?
               
Авдотья зацелована с любовью,
и по Днепру под перекличку совью
плывут её гадальные  венцы:
 ромашки , незабудки , бархатцы
с горящей пуще светлячков  лучиной,
каким бы ни был путь, он будет длинный,
и всё же,  её  суженный дружок
на смежном берегу найдёт венок.
В бою потешном  победивший дядька
невесту выкупил у тестя для порядка.
Приданного нехитрый узелок
Подружки девки бросили в возок.
               
Иначе Анну встретил Херсонес
принцессу ждал там свадебный кортеж,
сафьяновые дивные сапожки
обвязанные нитью золотой,
И шубу – редкий соболь голубой,
сосуды с необычною резьбой,
и бриллианты в несколько каратов
ей подарил язычник молодой,
и не оставил без награды свата…
Но главное : он так хорош собой ,
что глаз не отвести, зажмурюсь даже -
высок и строен , выглядеть так вражье
не может, и креститься обещал
по нашему восточному  обряду,
митрополит  наш с князем толковал
часа четыре или больше кряду…
И вот Корсунь империи вернул ,
закрыл гарем, жён отослал «неверных»,
в  крещенскую купель  одним из первых
вошёл, покаялся и не ушёл в загул…
Когда лишь толику из всех его посул
свершит , Господь немедленно услышит:
здесь розы реют, травы новью дышат ,
Утраченное зрение в бою,
Христос уже успел вернуть ему,
как Павлу, и открыл свои объятья,
и, может,  убиенные им братья
когда-нибудь с ним  встретятся в раю…
Осанну  Богородице пою,
и храм её успению построю!
А любит так , как я его люблю!
Им слово, изречённое ловлю
и замыслам его не прекословлю.

Великий князь - Владимир – внук княгини
 сын Святослава и его рабыни -
Малашки ключницы имел суровый нрав,
На новгородский стол наследных прав
оспаривать никто не собирался,
Но это только на небрежный  взгляд  -
Любой из братьев в братьях сомневался
В эпоху ту, так люди говорят…
По мне,  так человек не изменялся
от сотворенья мира, и за власть
над ойкуменой яростно сражался,
и  если наш герой  и  виноват,
то тем , что от иных не отличался.
 Все племена , живущие вокруг,
крещенье принимали  повсеместно,
великий князь пытался в этот круг
войти, занять почётное в нём место.
В зависимость от Папы попадать,
он не хотел , иначе государства
сложились там , никто его на царство
не посадив,  не мог благословлять,
(ну , разве что отец его и мать)
не так на Русь попало христианство.
Тут карликовых нету королевств.
К тому же византийский  василевс
не с каждым пожелает породниться,
ему для этого , лишь следует жениться,
языческий разрушить пантеон
князь вправе, сам его воздвигнул он:
На берегу Днепра его Добрыня -
Малашки брат и дядька сына
установил и будет им снесён.
Нуждается в единой вере трон!
Когда-то Ольга – старая  княгиня
крестилась , и ещё  Аскольд и Дир,
и брат Улеб, из христиан дружина
его тогда ударила нам в спину
и казнена была , но ныне мир
нам с ними нужен и отца кумир –
старинный бог Перун  долину
оставит русскую. Её я должен сыну
единой и сплочённой передать –
раскол сулит языческая знать…
Врагами кто откажется креститься
мне будут все, в мои колёса спицы
я не позволю никому вставлять.
Мне очень  жаль, что слов из этой песни
не выбросить , не все деянья лестны
и веру приходилось насаждать
обманами , посулами, бичами:
врагами стали все , кто был не с нами:
Так до сих пор… Зачем же  Бог распят?
Что было в Боге , Духе или Сыне?
И к Новгородской гавани  кресты
пришли из камня и стоят доныне – 
из летописей вырваны листы,
но были воды Волхова красны
от чьей-то крови и во чьё-то имя…
               
От Хама, Иофета или Сима -
блаженны все, чьи помыслы чисты,
кто духом нищ, и жив  ещё любовью   
наследуют, им менее версты -
они почти в пяти шагах от Царства,
в котором  ни князей , ни государства,
и будет только вечность – я и ты…
               
 Венчаются Авдотья и Семён,
Всё честь по чести – сани, тройка,
Овсом накормлен и подкован конь,               

 А в государстве русском «перестройка»…