Точка опоры. Призвание - Учитель

Марина Халеева
               
             
               

               
                Гайдамак Ирине Аркадьевне
                и Игорю Николаевичу
                – 1–

                В страну озёр стремятся за мечтою,
                Очаровавшись дивной красотою,
                А вы за доченькой спешили вслед,
                Теперь уж здесь ваш дом…
                И много-много лет!

                Вид из окна – пречистое Онего,
                Сказителем на кантеле воспетом
                Во множестве старинных песен-рун,
                Их дочка и поёт под лодкострун.*

                Нам скрипочка даёт движенье вверх,
                В любом искусстве ожидает нас успех:
                В литературе, исполнительстве ли, пенье,
                Где труд души рождает наслажденье.

                Но точка изначальная одна –
                Учитель!  Нам она – дана,
                И нет дороже среди множества людей
                Взрастивших нас, родных Учителей!

                – 2 –

                Я заболела, не была на юбилее.
                Но как оставить Вас без поздравлений?
                Куда ж?! На почту я, конечно же, пошла,
                Чтобы отправить тёплые слова.
                _______________________________________
                *Лодка-гусли (г. Петрозаводск, Карелия)
               
                И в бандерольке на домашний адрес
                Поехала нечаянная радость:
                Написанные на открыточке стихи
                И книжечки про Скрипку. Две. Мои.

                Что на открытке, я сейчас не знаю,
                Сижу и напряжённо вспоминаю:
                Здоровья не могла не пожелать…
                До полюса трусцою добежать?..

                Одну лишь фразочку про конкурсы
                и помню:
                Ребята выступали так достойно,
                У Вас призёров даже лишку
                накопилось!
                Талант и труд – содружество
                сложилось.

                И было слышно:
                – Победил вон там!
                – А эта здесь и со сложнейшей
                из программ! –
                …Одна уехала девчушка в Мари Эл,
                Талантик мал, но издали блестел!

                Благословенны в жизни Вашей
                все года!
                Теперь бы я добавила слова,
                Что дочки Ваши – Олечка, Светуля
                В семье, как к счастью,
                к звукам прикоснулись!

                Усилия, стремления души
                В их детях продолжение нашли.
                Традиции, плеяда – не про Вас?
                Ведь это Ваш огонь
                во внуках не угас!
               
               
                – 3 –

                Конечно, Игорь!
                И конечно же, скрипач!
                Играл Чайковского
                вторую-третью часть,
                Сорвав аплодисменты в зале:
                Такой игры давно здесь не слыхали!
                А как доволен Игорь Николаич,
                Его с победой хочется поздравить
                И внука, и ученика!
                Награда победителей нашла:
                Пять за экзамен оба заслужили!
                Ура! Чтоб впереди ещё победы были!

               
                – 4 –

                Ирина-то Аркадьевна сама
                Мне с рефератом* как-то помогла,
                Народовольцы главной темой были,
                Мы с ней пятёрку вместе получили!

                Я начинала заниматься у неё
                И до сих пор храню её тепло!
                Этюдов множество мы с ней  переиграли
                И на экзаменах успешно выступали.

                Меня не оставляла никогда:
                Задачки трудные решала с ней всегда,
                А теорему «Пифагоровы штаны»
                Мне разъясняла раза даже три!
                _________________________________
                *Реферат по истории России
               
                Уроки на квартире проходили,
                Там в школе классы ма-а-ленькие были
                И, помнится, их было-то немного,
                Вот и ходили на дом к педагогу.

                Однажды не смогла перенести
                (Скорей обнять меня, утешить и спасти!)
                Слёз горестных из-за урока фортепьяно:
                – У нас и будешь заниматься постоянно!

                И после гамм на скрипке и «Концерта»
                Усаживала у другого инструмента
                И к пианино придвигала стул,
                Чтоб результат до тройки дотянул.

                И только через три-четыре года
                Случилось то, что и «назначено природой»
                И до отца дошла необходимость…
                Я думала сначала, мне приснилось
               
                И написала было уж стихи!
                Она, шутя: – Не слишком ли резки?
               
                («Если б ты меня любил,
                Пианино б мне купил!»)
               
                Да… Первые свои творенья
                Я ей несла для одобренья!

                Когда не виделись давно,
                Порой писала и письмо
                В стихах под Агнию свет Львовну,
                Сочтя её пример весьма достойным:

                «Я лежу, болею,
                Сама себя жалею.
                На скрипке не могу играть,
                И стало грустно мне опять:
                Кисть никак не раскачается,
                И вибрация – не получается,
                Но я не буду унывать,
                За упражнения примусь опять.» *

                …И вот однажды, много лет спустя,
                Она сказала: – Я поражена… –
                Когда играла ей свои я песни,
                И не было тех слов, вздохнешь, чудесней!

                – 5 –

                Семья настолько «нянчила» меня,
                Что для занятий скрипку мне дала!
                Старинную, с прекрасным звуком…
                Душа запела с ней, и это было – чудо!

                Так захотелось научить кого-то
                Смычка блестящему полёту!
                Дорога шла вперёд, и трудная дорога:
                И розы, и шипы, и радость, и тревога…

                Но и в училище меня не оставляли,
                Всегда охотно дома принимали,
                Выслушивали все мои «несчастья»,
                И я семьи была – как будто частью!

                Спасибо за прикосновение к судьбе!
                В какой ещё пришлось блуждать бы тьме?
                И вот уже я в школе, за стеной,
                Преподаю! Как вы!!! И снова вы со мной!               

                Всегда готовы дать мне мастер-класс,
                Чтоб пыл у педагога не угас,
                Советом поделиться рады были
                И – важно! –  Человеком быть учили!

                Мы «проросли» друг в друга, это знаем,
                Поэтому и часто вспоминаем…
                _________________________________________
                *Барто А.Л. «Я лежу, болею, сам себя жалею"

                – 6 –

               
                Мне было лет, наверное, тринадцать.
                В портфельчик ноты,
                долго ли собраться?
                И с вечера смычок наканифолен,
                Учительница поджидает в школе…

                Проверила, на транспорт деньги есть.
                А ну как спросит: «А успела ли поесть?»

                (– Марина, ты ела?
                – Ела.
                – Что ты ела?
                – Чай пила!) *

                Скорей на кухню, чайник на плиту.
                Суп из пакетика? Нет, брр-р, не выношу!
               
                Взгляд падает на подоконник
                И останавливается поневоле…
                Там розочка! Взяла и расцвела!
                А за окном зима… И ветры, и снега!

                Ещё недавно крохотный бутончик
                Подрос и распустился этой ночью.
                Трепещут розовые лепестки…
                Наверно, дует из оконной-то щели!
             
                Смешались радость, нежность, ликованье,
                Внутри росло огромное желанье
                Как драгоценность принести и подарить,
                Согреть среди зимы и – удивить!
                ______________________________________            
                *Этот постоянный анекдотический диалог
                Ирина Аркадьевна часто потом вспоминала


               Мы взяли с мамой шерстяной платок –
               Укутать надо крошечный росток! –
               И завернули в несколько слоёв,
               Чтоб только он в дороге не замёрз!

               Я спрятала за пазуху его,
               Но застегнуть не удалось пальто.
               Беру портфель и ноты вынимаю:
               – Пойду без них… Уж как-нибудь сыграю!

               Я сберегла спелёнутый цветок
               И прямо в руки отдала кулёк:
               – Вот, разверните! Только осторожно...
               – А что это?  Пове-е-рить невозможно!..

               И снова радость, нежность, ликованье:
               Взяла, в глазах и ласка, и сиянье!
               Скорее в воду! Розочка вздохнула
               И лепестками как ресничками взмахнула.

               Едва заметный, лёгкий аромат,
               Сравнимый с трепетанием крыла,
               Распространяясь, плыл и плыл по классу,
               Собою заполняя всё пространство.

               Уж как там на уроке я играла?..
               Учительница просто подпевала,
               Подсказывая ноты и мотив.
               …Как жить, не поблагодарив?
               

                – 7 –   
               
                В училище педпрактика была,
                И к нам однажды девочка пришла.
                Лет шесть, наверное, ей было.
                Она не в школу, в детский сад ещё ходила.

                Назначили её мне в ученицы.
                – Ты любишь скрипку?
                Хочешь научиться? –
                Ей выдали «восьмушку» и смычок –
                Всё маленькое, для таких вот крох.

                Конечно, и учились, и играли:
                Платочком «носик» мы как будто вытирали
                Под струнами, где скапливалась пыль,
                У скрипочки-куклёны. Вы б смогли?

                Ну, а когда в футлярчик убирали,
                Простыночку туда ей постилали,
                Укутывали тёплым одеялом,
                Чтобы спала и слишком не скучала.

                Хотелось мне девчушку подготовить
                К учёбе в нашей музыкальной школе,
                Где Игорь Николаевич работал,
                Она как раз жила неподалёку.

                Чтоб поступить туда через годок,
                Был важен каждый с нею нам урок.
                Пусть все поют «Прекрасное далёко»,
                Сыграем на экзамене – «Сороку»!

                Нам было трудно, но попасть сумели:
                Сыграли пьесу, всё, что надо, спели,
                И вот уж на уроке ученица
                С «восьмушечкой».
                Не подросла скрипица!

                И как-то я услышала вопрос
                (С того, кто подготавливал, и спрос!):
                – Не тесно ли общаетесь с детьми?
                Теперь они уже ученики,

                А тут малышка и не понимает,
                Что на уроке в куклы не играют,
                Идёт с настроем «приласкайте», «успокойте»,
                «Жалейте», «колыбельную пропойте»!

                В ответ, конечно, я пожала лишь плечами.
                Вы начинающих учителей встречали
                С огромным опытом и грузом долгих лет?
                Сказала тихо:
                – Нет… Да вроде нет…

                – Нельзя жалеться даже с малышами!
                В училище про это не сказали?
                Нужна дистанция, и будет результат,
                А то ведь можно иногда попасть впросак!

                Я посещала иногда уроки
                Моей девчушки с новым педагогом.
                Она его нисколько не боялась,
                Охотно слушалась, на шутки откликалась.

                Играла пьесы на открытых струнах,
                Которые когда-то приглянулись.
                Смычок вела она уже ровнее,
                На струны пальцы ставила смелее.

                Учитель рядом с девочкой сидел
                И за руками тщательно смотрел,
                Рассказывать подробно принимался
                Про постановку рук и… увлекался.

               
                А девочка тихонечко стояла
                И слушала, скучая… И вздыхала…
                По сторонам немного посмотрела
                И к педагогу… на коленочку присела.

                Тот выразительно глазами вниз:
                Мол, видишь, это ласки ждёт малыш! –
                Как будто бы к итогу разговора.
                Но не вступать же – бесполезно! –  в споры.

                А дело было тут совсем не в ласке.
                «Что делать мне? Стоять?
                А отшагнуть опасно?» –
                Наверно, в головёнке проносилось.
                И села ведь на то;, что рядом очутилось!

                Согласна, что совсем не до занятий,
                Когда ребёнку хочется объятий!
                Мне не хватило и шести десятилетий
                Исправить судьбоносный жребий:

                Признаюсь, я – то самое явленье,
                Успешно у которого тогда идёт ученье,
                Когда – навстречу! – чуткость, доброта,
                Сердечность, деликатность, чистота…

                Ну, а малышка – просто привыкала,
                Ведь первые уроки! Волновалась!..
                Спросил учитель мягко: – Отдохнула?
                Играем дальше? – Улыбнулась и кивнула.

               
                – 8 –
               
                У вас при переезде
                Похищенными оказались вещи
                И та бесценная открыточка – пропала!
                Об этом лишь недавно я узнала.

                Пропала безвозвратно и бесследно!
                Те грузчики, наверно, жили бедно!
                «Чем только эти ящики набиты?..»,
                «Как знать… Там, может, золотые слитки?..» –

                Вот так примерно рассуждали «работяги»,
                Чтоб поднабраться воровской отваги.
                Откуда б знать, что были там стихи
                И книжечки про Скрипку. Две. Мои.

                Кому-то золото ценней всего на свете,
                А нам – семья… И книги, звуки, дети!
                Что ж, каждому своё, как говорится,
                Мы можем на Творца лишь положиться!

                Зачем и для чего – один лишь Он и знает,
                А люди… не всегда предугадают.
                На миг представьте: если б мы всё знали,
                Всю землю бы соломой-то устлали!

                – 9 –

                Есть притча маленькая: в парке
                Сидел в тенёчке старичок на лавке.
                Все видели, он долго отдыхал
                И книгу толстую в руках своих держал.

                К обеду время, к выходу пошёл.
                Пошарил палочку:
                – Ах, дома… – не нашёл.
                Ему кричали:
                – Книгу-то забыли! –
                Ускорил шаг, как будто торопили…

                А тот, кто эту книгу подобрал,
                С собою взял и дома прочитал.
                И человеком верующим стал,
                Его так Бог для вечности спасал.

                Та книга оказалась – Словом Божьим!
                Ответы в Библии найдя на все вопросы,
                Сказал:
                – По вере воздаётся,
                Стучи, и Небо – распахнётся!

                …Продолжим верить и надеяться, любить,
                Иначе как нам эту жизнь ещё прожить?
                Увидевший открытку, прочитает
                И сказки просто так – не пролиста-а-ет!

                А, может быть, проявит интерес,
                Услышав Скрипку – чудо из чудес,
                За ручку сына в школу приведёт.
                Их встретит самый лучший Педагог!

               
                – 10 –
               
                И чудятся мне всё скрипичные ключики
                узорами на стекле.
                Видно, в жизни моей – это самое лучшее,
                что только досталось мне.