Простая заумь русской сказки

Екатерина Игоревна Жданова
Курочка Ряба


   Начался учебный год, я снова веду беседы с ребятами о книгах и творчестве, читаю стихи, сказки и рассказы. На одной такой встрече разговор зашел о непонятной простоте русских сказок. Взяли мы первую попавшуюся сказку и стали читать.
Жили себе дед да баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Дед бил-бил — не разбил; баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут; курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
   Все мы знаем с детства эту сказку.Только в приведенном выше пересказе Д.Н. Ушинского она называется “Золотое яичко”, но  на мой взгляд “Курочка ряба” правильнее. Так и в народной памяти закрепилось. Почему я считаю, что правильное название  “Курочка Ряба”?  Давайте разбираться.
     Курочка снесла яичко, оно живое. Теплое. Это во-первых.  Яичко чудесное, красивое, совершенное и очень дорогое, потому что золотое. Курочка тоже сказочная, говорящая, разумная. Она им как добрая подружка. А как дед и баба отнеслись к Курочке? Нехорошо.
     Дед и баба долго и безрезультатно дубасят по яичку, при чем цель этих действий в сказке не названа. Яйцо из-под курицы, оно должно под ней и быть, куры высиживают цыплят. Старики не собираются его съесть немедленно, но и под курицей не оставляют. Каково Курочке Рябе на этот ужас смотреть?
    Очень бесхозяйственные эти дед и баба, недальновидные: ведь  в яйце золотой цыпленок должен быть. Вылупится, можно курятник расширить, обустроить птичник, и со временем многочисленные курочки и петушки будут счастливо кудахтать,нести золотые яички в промышленных масштабах, а дед и баба никогда больше не будут плакать. 
Нет. В дедке и бабке проснулся вандализм. Колотят яичко, не понимая, что золото мягкий металл, его легко его поцарапать, помять, тогда не продашь и единственный экземпляр.
Вообще, зачем уничтожать красоту?  Ведь это музейный экспонат, дорогой, можно сказать царский подарок со значением: яйцо - это Пасхальный символ вечной жизни, победы над смертью.
 Старики положили яйцо на полку. Как диковинку, на которую осталось только любоваться.  После битья оно, скорее всего, содержимое превратилось  в гоголь - моголь, под курицу бесполезно совать, ничего не вылупится уже.
На сцену стремительно влетает новый персонаж. «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».
   Обычно из своих норок мыши выходят ночью. Тихо.Крадучись. Тут она бежит средь бела дня, будто за ней погоня. Не пробежала, не прибежала. Бежала мимо, как регулярно бегает. Ага, вот и подсказка. Яичко положили на мышкиной тропе. Она по столу или по полке, куда было положено яичко, бежала и, чтобы на пути ее больше ничего лишнего не было, устранила препятствие. Дед и баба нарушили правило общежития, пусть ненароком. Но в народе все помнят древний закон: проклят всякий, передвигающий межу.
Таким образом, дед и баба как поднявшие руку на живое чудо и установившие препятствие мышке пользоваться своим маршрутом навлекли на себя проклятие.
    Яйцо, понятное дело, волшебное. Дорогое. Все такого рода находки принадлежат царю. Вспомним “Конька- Горбунка”, где царь Ивана упрекает, что он скрыл от него перо Жар-птицы:” Молчать! Ты мне должен отвечать: В силу коего указа Скрыл от нашего ты глаза Наше царское добро - жароптицево перо?”
Что подумал дед? Что подумала баба? Курочка-то у них говорящая! Всплывет дело, пойдет слух о таком преступлении - что скрыли от царя чудо такое - и все. Казнят. Если Курочку еще пристроят в чужой курятник, то у Мышки ни крова, ни крошки хлебной вскоре не будет. Мышка ненароком или специально - но - избавила от греха  и его последствий благодетелей, мол, само яйцо разбилось, старики тут ни при чем. У стариков проблем нет. А то как бы они жили дальше? если бы и утаили чудесное яичко.
Предположим, что яйцо разбил дед. Бабка его бы со свету сжила - зачем испортил такую дорогую вещь? Было яйцо, а теперь ни то ни се. Если б наоборот,  яйцо разбила баба - у деда ны на всю оставшуюся жизнь развился комплекс неполноценности. А а у бабы - мания величия. Надмевалась бы над хилым супругом-недотепой.
  И ещё, если б они сами кокнули яйцо - слез у них бы не было. Ни сожаления, ни крушения надежд, ни раскаяния. А так поняли: мы дебилы косорукие, тупые и жадные. Не в пищу себе, а так по-глупому отняли жизнь у наиневиннейшего существа. У стариков не было самого главного - любви. А у кого нет такой благодати - у того отнимется и то, что имеет. Можно ли доверять жизнь злым, тупым, Жестоким? А еще они любопытные очень. А любопытство, как все помнят - причина грехопадения Адама. Ну через жену, конечно.
     Все случилось ко всеобщему благу. Теперь старикам есть что  вспомнить, о чем вздохнуть. Было в их жизни чудо. Есть кого ненавидеть пуще прежнего - мышей. И золото как лом осталось на черный день.
Курочка олицетворение бескорыстной жертвенной любви. Мало того, что она отдала свое лучшее дитя деду и бабке на съедение, золотое, волшебное. А она всегда отдавала свои яички, простые. Безропотно. Яичко пропало по вине мышки - и Курочка даже не моргнула. Она стала скорее утешать и жалеть несчастных убийц своего не вылупившегося цыплёнка. Чем не образ молитвы за врагов: «Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»? Они, простые яички - по  опыту Курочки Рябы - приносят людям большую радость и пользу. И не плачут дед и баба от яичницы. То есть, Ряба - кормилица в первую очередь, думает о  своих любимых , хоть и немощных, и выживших из ума стариках. Она их любит.
И если все остальные герои сказки действуют в прошлом и настоящем временах (жили, бил, била, бежала, упало, разбилось, плачет) и не говорят ни слова, то Курочка-Ряба  сейчас (кудахчет) и в будущем (снесу) наделена разумной речью и даром предвидения. Ведь никто без УЗИ не знает, какого пола плод у беременной, а Курочка Ряба не то что знает, она владеет методом нести разнообразные яйца: изумрудные, может быть, жемчужные, коралловые... У неё дар. Но просто ей не повезло, она в плохие руки попала.