Напиток земных богов

Федор Федорович Федоров
"Нескучно-хвалебная ода Чаю, или Напиток земных богов" - полное название стихотворения

(Шуточные стихи)

Эпиграф:
«Ну всё, решил – попью чайку да и помру…»
(В.С.Высоцкий)

На свете есть один напиток…
Мне кажется порой, что он
Чуть ни с эпохи неолита
Особым смыслом наделён!..

Друзья, прошу, со мной почтите
Вовеки незабвенный чай! –
Вы видите, как мой Учитель
Ценил его - и в смертный час!..

И подчеркну я – без стесненья! –
Его ценили невзначай
Все: Пушкин, Байрон и Есенин,
Так часто звавши дам «на чай»!

И Лев Толстой, и Достоевский,
Подчас шаманя свой роман,
Зачаеманят – не по-детски –
Как может только лишь Титан!

Но вот… многопочтенный Ганди –
«Махатма», лидер и пророк –
Так мудр, прозорлив, догадлив! -
А вот не жаловал чаёк!..

В одном лишь разошлись глобально
С «Великой Индии душой»! -
Мы б точно здесь столкнулись лбами
И в ненасильственный вступили бой!

Тем паче, чай есть достоянье
Народное его страны! –
И столько лет как будто данью
Британцам раздавали даром
«Золото» чайное – страннЫ!..

И офицеры . и туристы
Чинили чайный вам урон! –
Да что! – в cамой Агате Кристи
Чай пробуждал детективистку –
И был придуман Пуаро!..

И, кстати, сам Уинстон Черчилль
Чай – до сигар! – превозносил…
Когда же «Фултонскую речь» он
Так пламенно произносил,

Вы знайте: это всё – сигары!
Чай благородный – ни при чём! –
«Железный занавес» для свары
Чай тонизирующий вряд ли
В сознанье ваше привлечёт.

Нет! - лишь предобрые событья -
Как этот вдохновенный стих –
В сердцах рождают чаепитья! –
Вот и меня черёд настиг…

И очарованный чаями,
Поверить бы уже не смог! -
Что «хорроры» со «саспенсАми» -
Под чаем - порождал Хичкок.

Гораздо легче бы поверил,
«Король в Нью-Йорке» вспомянув,
Где Чаплина уста отвергли
То ли вискарь, то ли вермут,

Что значит – наш он! он – чаёвник!..
А может Чаплин – псевдоним? –
Он – Чайплин! Чайплин! – безусловно! -
Добрейший маг, добрейший мим.

Вновь мои строки намекнули
Вам, что от чайного питья
Добро с Гармонией ликуют! -
Могли ль Ришар, Фюнес, Никулин
Чувств тёплых к чаю не питать?..

И сквернословию, и матам,
Положен может быть конец! –
Ведь слово – «очаительно!» - ребята,
После - причайстья - в лексиконе есть!..

Никулин в «Белом попугае»
Дарил так щедро анекдот –
Как можно лишь с вкуснейшим чаем
Раздаривать вкуснейший торт!..

Чай - добрых гениев напиток! –
Оговорили! – как мне жаль, -
Что ракию ценил элитную
Создатель Турции Кемаль.

Творец страны свободной, светской
Ведь турков от кофейных турк
Он отучил за пару лет! – стал
Народ родной пить чай чудесный! –
Не реформатор – а кудесник! -
Чад одарил «отец» их – Ататюрк!

И уж не весь мир мусульманский
Сбит с панталыку кофейком! –
Cо временем напиток «царский»
Они оценят – беспристрастно! -
Джин чайный к истинным богатствам
Уманит исто-"шёлковым" путём!..

Он – «царский»! – нет сомненья в этом!
Рекомендуем мы не зря
Чай – первым средством! – все поэты
Для добродушности – царям…

Возможно, крепостное право
Всё ж отменили на Руси,
Когда нехитрая забава –
Чай с блюдечка – всю властность нравов,
Всю - дикость - властности дворянам
Значительно поосластил!..

А у японских самураев
Искусность редкая войны
Крепчала только лишь на чае! –
Вовек, друзья, не изучайте
Без чая Индии начала –
Исконно «чайной» стороны!

Да, кстати, «таджи» и «махалы»
Сам падишах возвесть не мог -
На крепкой лишь Любви – пожалуй, –
Строители ж индийцы жаловали
Поболе крепенький чаёк!..

Древний китайский император
Подданным властною рукой
Приказывал – от супостатов -
Великою Стеной заставить! -
Всю территорию державы…
Но – в чае – лишь обрёл покой!..

А ДнепроГЭСы или БАМы
Нам кажется – ну чёрт возьми! -
Возведены людьми едва ли, –
Титанами иль сверхлюдьми!..

Да нет! – и крепким, и бывалым
Помог громадить и чинить
На этих стройках небывалых,
В нечеловеческих навалах,
С сверхчеловеческим накалом! –
Лихой собрат чайка – чифир!..

А вот уж вольный украинец,
Казалось, к чаю интерес
Не проявлял вовек поныне, -
Горилка иль сивуха - крест!

Да, может быть… Но по секрету
Скажу вам: один щирий кум
Однажды мне признался: «Нету
Сивухи кращей, ниж вот эта –
Шо с додаванием чайку!».

Так, дамы, господа! паны и пани!
Художник – кисти, слова иль резца! –
Навек друг с другом мы совпали
Чаёвничаньем без конца!..

И знаю, боги на Олимпе
Шифруются лишь «под нектар»! -
А сами - втихаря, интимно -
Там глушат - цельный самовар!..

Виват! Осанна! – С первобытных
До несусветно-новых лет
Тебе, земных богов напиток! –
Средь суеты, молвы обидной
Дарящий всем покой завидный,
Чуть-надземной иммунитет!..

(В течение августа 2023 года, стихи окончены в ночь с 28 на 29 августа;
Финальная авторская редакция – вечер 9 сентября)

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!
Данное произведение имеет немало отсылок – как к общеизвестным именам, событиям и понятиям, так и – к, возможно, малознакомым для широкой публики. Поэтому хочу пояснить отдельные моменты:

1)Эпиграфом к данному стихотворению послужили троки из интереснейшего, но, к сожалению, малоизвестного, произведения моего любимого поэта Владимира Высоцкого – «Жизнь оборвёт мою водитель-ротозей…».

Интересно, что в творчестве Владимира Семёновича чай, чаепитие довольно часто играют важнейшую роль в отдельных подлинных шедеврах великого поэта, как, например, «Разговор с палачом» или «Тот, который не стрелял». Ещё любопытнее, что часто «чаёвничанье» пребывает в ключевых и даже кульминационных моментах произведений поэта:

«Я пил чаёк из блюдца, со спиртиком бывал.
Мне не пришлось загнуться, и я довоевал.
В свой полк определили. «Воюй! — сказал комбат. —
А что недострелили — так я не виноват».

("Тот, который не стрелял", 1973)

Интересно, что в русской литературе вообще упоминание чая часто играет существенную роль. Например, сохранились воспоминания о том, что как-то размышляя о своей пьесе «Дядя Ваня», Антон Павлович Чехов писал, что хочет показать, как «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы...»

2) Лев Толстой был действительно очень большим ценителем чайного напитка. Например, о его значении в своей жизни великий писатель говорил так: „Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. "Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души.".

Большинство исторических личностей, индивидуальные особенности, нравы и деяния которых «обыгрываются» в данном произведении, были действительно заядлыми любителями чая – Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Агата Кристи, Уинстон Черчилль («величайший британец XX века» действительно ценил чайный напиток не менее неизменных, непременных для его образа кубинских сигар), Альфред Хичкок.

Имена Чарльза Чаплина, Юрия Никулина, Луи де Фюнеса и Пьера Ришара возникли скорее из цельного художественного замысла произведения  выразительной-экспрессивной задачи произведения показать значение чая не просто в творении истории, но – в созидании, в творчестве гениев Добра, Светлых Сил, умиротворяющий, тонизирующий, гармонизирующий духовный мир человека, пробуждающий светлые, одухотворённые порывы в душе. Это небезосновательно, так как есть расхожее мнение в народе, например, что сладкоежками чаще всего являются добрые люди. А сладкое – извечный «спутник» чаёвничанья. К тому же, чаи, особенно травяные, действительно тонизируют и успокаивают.

3) Мохандас Карамчанд Ганди («Махатма» Гвнди) – великий индийский политик, общественный деятель, мыслитель, основатель сатьяграх – идейно-философской концепции ненасильственного сопротивления, которая была применена им на практике позволила добиться ненасильственного сопротивления Индии от многовекового британского владычества. Ганди – одна из ключевых фигур мировой истории. Будучи всемирно известным человеком, лидер индийской нации вёл очень аскетический образ жизни, жил с семьёй в простом ашраме, очень скромно питался. Он резко негативно относился к алкоголю, курению и настаивал на огромном вреде отдельных продуктов питания. Ганди действительно не любил чай и настаивал на том, что чай – это вредно (он называет чай “intoxicant”, то есть токсическое вещество, ставя в один ряд с алкоголем и табаком).

Вот что он пишет:
"Ни в одном (из этих напитков) человеческое тело не нуждается. Как известно, употребление чая восходит своими корнями к Китаю. В этой стране чай использовался с определенной целью. Как правило, расчитывать на чистоту питьевой воды в Китае не приходилось, поэтому вода нуждалась в кипячении для очистки от вредных примесей. Один умный китаец обнаружил траву под названием чай. При добавлении небольшого количества этой травы в кипящую воду, вода окрашивалась в золотистый цвет. Только действительно закипевшая вода окрашивалась. Таким образом при помощи этой травы можно было безошибочно определить, дошла ли вода до нужной кондиции. Для этого чайные листья помещали в некое подобие сита и проливали воду через него, если вода окрашивалась, значит вода прокипятилась, стала безопасной и готовой к употреблению. Помимо этого, как известно, чайные листья придают воде легкий аромат.

Чай, приготовленный таким методом (проливом), безопасен. Но как правило чай заваривается не проливом, а несколько минут, и такой чай не просто нежелателен, а вреден. Чайные листья содержат танин, который вреден для тела. Танин обычно используется на кожевенных фабриках для укрепления кожи (танин – дубильное вещество). Чай, принятый вовнутрь, оказывает сходное действие на слизистую оболочку желудка и кишечника. Это, в свою очередь, ухудшает пищеварение и вызывает расстройство желудка. Известно, что в Англии огромное количество женщин страдает от разных болезней из-за своей привычки пить чай. Люди, привыкшие пить чай регулярно, чувствуют усталость, если не выпивают привычную чашку чая. По моему мнению, польза чая (если таковая вообще имеетя), заключается только в том, что добавив в него молока и  немного сахара, вы получите сладкий и вкусный теплый напиток. Но того же эффекта можно достигнуть, добавив молоко и немного сахара в теплую воду."

4) «Король в Нью-Йорке» - один из величайших фильмов Чарльза Чаплина. Одна из ярчайших работ «великого немого» в области звукового кино, один из последних фильмов культового режиссёра и актёра. Последний фильм Чарли Чаплина, в котором заглавную роль исполнял он сам, и последний его чёрно-белый фильм. После этого он снимет ещё один фильм, уже цветной — «Графиня из Гонконга». По сюжету Король Игорь Шадов (Чарльз Чаплин) после революции в своей стране Эстровии уезжает в Нью-Йорк. Король заявляет, что его свергли за то, что он хотел применять атомную энергию не для производства бомб, а для промышленных целей.

В этом фильме действительно есть фрагмент, где главный герой, оставшись без средств к существованию, попытался заработать себе на жизнь съёмкой в рекламе элитного виски. С непривычки, а возможно, от не пришедшегося по душе вкуса, не употреблявший ранее алкоголь правитель, выплюнул отпитое содержимое бокала прямо во время съёмки.

Очень рекомендую это истинный киношедевр к просмотру всем ценителям настоящего искусства!

5) «Белый попугай» - юмористическая телепередача, выходившая на каналах «Останкино», ОРТ (1993—1999), РТР (1999—2000) и REN-TV (1997—2002). Передача представляла собой общение клуба любителей анекдотов и выходила в эфир примерно раз в месяц. На неё приглашались многие известные артисты, в эфире рассказывались новые и давно известные анекдоты из уст артистов. Также нередко озвучивались анекдоты, почерпнутые из писем зрителей[Авторами программы были писатели-сатирики Аркадий Арканов и Григорий Горин, и первые два выпуска провёл Эльдар Рязанов. Однако, начиная с третьего выпуска основным ведущим и «заправилой» компании стал Юрий Владимирович Никулин, являвшийся многолетним собирателем богатой разноплановой коллекции анекдотов на все случаи жизни и, конечно, совершенно бесподобным рассказчиком.

Очень рекомендую отыскать и ознакомиться с выпусками данной прекрасной передачи всем любителям истинно душевных застолий и хорошего качественного юмора!

6) «Творец страны свободной, светской /Ведь турков от кофейных турок Он отучил за пару лет! – стал Народ родной пить чай чудесный! – Не реформатор – а кудесник! -Чад одарил «отец» их – Ататюрк!» - эта строфа является отсылкой к так называемой «чайной революции» в Китае, которая явилась одним из новшеств в ходе кардинальных фундаментальных реформ создателя современной Турции, ей первого президента – Мустафы Кемаля Ататюрка.

Её предыстория и суть заключаются в следующем:

Турки веками пили кофе — кофейни появляются в Османской империи в 1550-х. По легенде, когда Хюррем Роксолана пристрастилась к кофе, в империи массово начали открываться кофейни. В конце 19 века только в одном Стамбуле их было две с половиной тысячи. Кофейни были местом товарищеских бесед и деловых встреч. Но после Первой мировой этой грандиозной кофейной культуре наступил конец — Стамбул потерял контроль над Аравией и другими территориями, которые производили кофе. Кофе стал слишком дорогим удовольствием — народу надо было дать доступный тонизирующий и социализирующий напиток. Ататюрк и здесь помог.

Власти Республики сделала ставку на чай: он был дешевле и его можно выращивать в Турции. По приказу Ататюрка, в 1920-х правительство премьера Исмет Иненю начало развивать чайную промышленность. В восточных причерноморских провинциях с мягким климатом — Ризе, Артвин, Трабзон — появились плантации. Первую большую чайную фабрику открыли в 1947 году в Ризе, а уже в 1965-м Турция смогла полностью удовлетворить внутренний спрос. Постепенно крепкий черный чай стал новой «кровью» турецкого общества.

Довольно быстро в Турции родилась особая традиция употребления чая. Его заваривают с помощью уникальной конструкции из двух чайников, которая называется чайданлык — на чайнике с кипятком пристроен несколько меньший заварник. К полученному терпкому ароматному напитку обычно добавляют сахар в кубиках. Пьют чай из бардака — особой тюльпаноподибной рюмки.

В стихах, опять же, исходя из целостной, преимущественно юморной, шуточной задумки, не претендующей на полную историческую достоверность, с художественно-экспрессивной целью я лично приписываю Ататюрку любовь к чайному напитку, хотя Ататюрк действительно больше всего ценил ракию -  балканский крепкий алкогольный напиток, «родственник» бренди, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов.

7) В упоминаемых мной также в стихах Китае, Индии, Японии за многовековую «чайную» историю сложилась абсолютно своя, национальная культура заваривания, подачи чая, непосредственно церемонии чаепития.

И – в России! Пить чай из блюдца – чисто русский обычай. Горячий напиток из чашки наливался в блюдце. Двумя руками его подносили к губам и сначала дули на чай, чтобы слегка охладить, а затем пили, прихлёбывая, небольшими глотками.

8) Строка «лихой собрат чайка – чифир» является отсылкой к тому факту, что очень часто на гигантских стройках СССР использовался труд заключённых, традиционным напитком для которых являлся чифир, по сути представляющий из себя очень крепкий чай, который сложно пить непривычному человеку. А уж тем более такие ядрёно-крепкие производные напитки от чифира, изобретённые и любимые матёрыми зэками- «гурманами», как «купец» или «конь».