Музыка Георгия Свиридова

Валентина Штепа
 Кто не знает повесть А.С Пушкина «Метель»?!

 И кто не знает музыкальную иллюстрацию Георгия Свиридова «Метель-Тройка» к фильму«Метель»  по одноимённой повести А.С. Пушкина.

 Раньше не было интернета и слушать классическую музыку мы могли или по телевизору или по радио. Ещё были виниловые пластинки, потом кассетные магнитофоны.
Свиридовскую «Метель» я слушала где только можно. Если музыка звучала по радио, я бросала все дела и мчалась к радио, а вот по телевизору почему-то редко  удавалось послушать.

 Для меня эта музыка – символ России. В этой музыке бесконечность российских просторов, и наша любовь к этим просторам, вольная и широкая душа сильного, мужественного человека, которого трудно сломить.  И в то же время, в лирической части сюиты, такая близкая нам беспричинная грусть, ранимость и чувствительность, и светлая надежда. А к финалу усиливается размах, торжество  и такой желанный душевный покой. Часто говорят, что невозможно понять русскую душу, а я бы ответила: послушайте «Тройку» Свиридова и тогда, может быть, вы поймёте какая у нас душа.

 Конечно, мне хотелось чтобы музыка Г.Свиридова была в доме, но грампластинки с его музыкой никак не встречались, хотя я жила рядом с музыкальным магазином и часто покупала там нужные мне пластинки. Я много ездила по стране и из всех городов,  где мне приходилось побывать,  привозила пластинки с сочинениями Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Грига и многих других, так собралась довольно большая фонотека. А вот пластинки с музыкой Свиридова никак не попадались. Это сейчас любая музыка на ваш вкус в одночасье.
И вот однажды я увидела  что муж пытается соединить старый кассетный магнитофон с радиоприёмником. Возится с какими-то проводами, что-то регулирует в очень старом магнитофоне, Кропотливая работа продолжалась  долго, но эксперимент удался, магнитофон мог записывать всё что звучало по радио. Мы стали ждать: когда же прозвучит «Метель» Г. Свиридова. А поскольку целыми днями мы были на работе, а радиовещание под нас не подстраивалось, пришлось надеяться на случай.  Ждали долго, не одну неделю, но всё таки дождались: музыка прозвучала, когда мы были дома и удалось её записать. Это было торжество! Конечно, звучание было плохим, но мы слушали нашу любимую «Метель»  бесконечно. Вот такие чудеса случаются если сильно захотеть.

 Потом я всё -таки купила пластинку с музыкой Г.Свиридова и не только с «Метелью», но и с совсем необычными романсами на стихи А.Блока в исполнении Елены Образцовой, нашей знаменитой оперной певицы. На этой пластинке были песни  «Невеста» «Флюгер» «Утро в Москве»   «За горами, за лесами» «Ветер принёс издалёка». Конечно, у меня был большой том со стихами А, Блока. Не простой поэт, что-то воспринималось, что-то не стало близким и понятным, но я и представить не могла, что Г.Свиридов написал так много песен и романсов на стихи А.Блока. Мне повезло, что впервые я их услышала в исполнении Е.Образцовой. Мне кажется, что лучше Образцовой понять  музыку Свиридова мало кто может.

  Г. Свиридов, А Блок  и Е.Образцова  - это совершенно отдельное явление в музыкальном мире.
  Г. Свиридов в течение многих лет обращался к поэзии А.Блока. Он тщательно выбирал стихи и песни писал постепенно в течение многих лет. Каждая песня была как целая поэма о чём-то очень важном и очень близком.
 
         Песня  «Невеста»

        «А за гробом — в траурной вуали
         Шла невеста, провожая жениха…»

 Не под венец идёт невеста, трудно представить её горе. Провожающие разойдутся, вежливо исполнив свой долг, а как ей жить с этой потерей! Сколько душевной муки и пронзительной печали звучит в голосе Е. Образцовой. Это песня- плач. Не смотря минорную тональность, это очень красивое произведение, на Руси всегда умели петь грустные песни.

         Песня «Флюгер»

        Тихо. И будет всё тише.
        Флаг бесполезный опущен.
        Только флюгарка на крыше
        Сладко поет о грядущем.

        Ветром в полнеба раскинут,
        Дымом и солнцем взволнован,
        Бедный петух очарован,
        В синюю глубь опрокинут.

        Смолы пахучие жарки,
        Дали извечно туманны...
        Сладки мне песни флюгарки:
        Пой, петушок оловянный!

  Моё первое впечатление от песни: простор, радость просто жить.
«Ветром в полнеба раскинут, Дымом и солнцем взволнован… Сладко поет о грядущем.»
Представляется весеннее, прохладное утро, свежий ветерок как бы играет с флюгером.
Голос Образцовой  летит далеко- далеко под небо.

        Романс «Ветер принес издалёка»

  Романс звучит как гимн весне. Бездонная лазурь неба, весенний ветер «…принёс издалёка Звучные песни твои» Конечно, песни о любви. Весна как символ нового начала, позади «,,,зимние бури,», впереди ожидание новой жизни.

        Ветер принес издалёка
        Песни весенней намек,
        Где-то светло и глубоко
        Неба открылся клочок.
        В этой бездонной лазури,
        В сумерках близкой весны
        Плакали зимние бури,
        Реяли звездные сны.
        Робко, темно и глубоко
        Плакали струны мои.
        Ветер принес издалёка
        Звучные песни твои.

  Это был период знакомства А.Блока с Любовью Менделеевой, будущей женой поэта. Будучи в разлуке, он думал о встрече, в каждой строчке светлая радость.

        Романс «Утро в Москве» 

   Нежное вступление и дальше мощное звучание, апофеоз любви. У Блока радость, лёгкость, нежность, у Свиридова торжество любви, о котором так проникновенно поёт Е,Образцова.

        Упоительно встать в ранний час,
        Легкий след на песке увидать.
        Упоительно вспомнить тебя,
        Что со мною ты, прелесть моя.
        Я люблю тебя, панна моя,
        Беззаботная юность моя,
        И прозрачная нежность Кремля
        В это утро – как прелесть твоя.

Благодаря музыке Г.Свиридова совершенно изменился мой взгяд на стихи А.Блока.

Вот и всё, что я хотела сказать о близкой мне музыке великого Георгия Свиридова, настоящего певца России.