Кто не знает повесть А.С Пушкина «Метель»?!
И кто не знает музыкальную иллюстрацию Георгия Свиридова «Метель-Тройка» к фильму«Метель» по одноимённой повести А.С. Пушкина.
Раньше не было интернета и слушать классическую музыку мы могли или по телевизору или по радио. Ещё были виниловые пластинки, потом кассетные магнитофоны.
Свиридовскую «Метель» я слушала где только можно. Если музыка звучала по радио, я бросала все дела и мчалась к радио, а вот по телевизору почему-то редко удавалось послушать.
Для меня эта музыка – символ России. В этой музыке бесконечность российских просторов, и наша любовь к этим просторам, вольная и широкая душа сильного, мужественного человека, которого трудно сломить. И в то же время, в лирической части сюиты, такая близкая нам беспричинная грусть, ранимость и чувствительность, и светлая надежда. А к финалу усиливается размах, торжество и такой желанный душевный покой. Часто говорят, что невозможно понять русскую душу, а я бы ответила: послушайте «Тройку» Свиридова и тогда, может быть, вы поймёте какая у нас душа.
Конечно, мне хотелось чтобы музыка Г.Свиридова была в доме, но грампластинки с его музыкой никак не встречались, хотя я жила рядом с музыкальным магазином и часто покупала там нужные мне пластинки. Я много ездила по стране и из всех городов, где мне приходилось побывать, привозила пластинки с сочинениями Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Грига и многих других, так собралась довольно большая фонотека. А вот пластинки с музыкой Свиридова никак не попадались. Это сейчас любая музыка на ваш вкус в одночасье.
И вот однажды я увидела что муж пытается соединить старый кассетный магнитофон с радиоприёмником. Возится с какими-то проводами, что-то регулирует в очень старом магнитофоне, Кропотливая работа продолжалась долго, но эксперимент удался, магнитофон мог записывать всё что звучало по радио. Мы стали ждать: когда же прозвучит «Метель» Г. Свиридова. А поскольку целыми днями мы были на работе, а радиовещание под нас не подстраивалось, пришлось надеяться на случай. Ждали долго, не одну неделю, но всё таки дождались: музыка прозвучала, когда мы были дома и удалось её записать. Это было торжество! Конечно, звучание было плохим, но мы слушали нашу любимую «Метель» бесконечно. Вот такие чудеса случаются если сильно захотеть.
Потом я всё -таки купила пластинку с музыкой Г.Свиридова и не только с «Метелью», но и с совсем необычными романсами на стихи А.Блока в исполнении Елены Образцовой, нашей знаменитой оперной певицы. На этой пластинке были песни «Невеста» «Флюгер» «Утро в Москве» «За горами, за лесами» «Ветер принёс издалёка». Конечно, у меня был большой том со стихами А, Блока. Не простой поэт, что-то воспринималось, что-то не стало близким и понятным, но я и представить не могла, что Г.Свиридов написал так много песен и романсов на стихи А.Блока. Мне повезло, что впервые я их услышала в исполнении Е.Образцовой. Мне кажется, что лучше Образцовой понять музыку Свиридова мало кто может.
Г. Свиридов, А Блок и Е.Образцова - это совершенно отдельное явление в музыкальном мире.
Г. Свиридов в течение многих лет обращался к поэзии А.Блока. Он тщательно выбирал стихи и песни писал постепенно в течение многих лет. Каждая песня была как целая поэма о чём-то очень важном и очень близком.
Песня «Невеста»
«А за гробом — в траурной вуали
Шла невеста, провожая жениха…»
Не под венец идёт невеста, трудно представить её горе. Провожающие разойдутся, вежливо исполнив свой долг, а как ей жить с этой потерей! Сколько душевной муки и пронзительной печали звучит в голосе Е. Образцовой. Это песня- плач. Не смотря минорную тональность, это очень красивое произведение, на Руси всегда умели петь грустные песни.
Песня «Флюгер»
Тихо. И будет всё тише.
Флаг бесполезный опущен.
Только флюгарка на крыше
Сладко поет о грядущем.
Ветром в полнеба раскинут,
Дымом и солнцем взволнован,
Бедный петух очарован,
В синюю глубь опрокинут.
Смолы пахучие жарки,
Дали извечно туманны...
Сладки мне песни флюгарки:
Пой, петушок оловянный!
Моё первое впечатление от песни: простор, радость просто жить.
«Ветром в полнеба раскинут, Дымом и солнцем взволнован… Сладко поет о грядущем.»
Представляется весеннее, прохладное утро, свежий ветерок как бы играет с флюгером.
Голос Образцовой летит далеко- далеко под небо.
Романс «Ветер принес издалёка»
Романс звучит как гимн весне. Бездонная лазурь неба, весенний ветер «…принёс издалёка Звучные песни твои» Конечно, песни о любви. Весна как символ нового начала, позади «,,,зимние бури,», впереди ожидание новой жизни.
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Это был период знакомства А.Блока с Любовью Менделеевой, будущей женой поэта. Будучи в разлуке, он думал о встрече, в каждой строчке светлая радость.
Романс «Утро в Москве»
Нежное вступление и дальше мощное звучание, апофеоз любви. У Блока радость, лёгкость, нежность, у Свиридова торжество любви, о котором так проникновенно поёт Е,Образцова.
Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро – как прелесть твоя.
Благодаря музыке Г.Свиридова совершенно изменился мой взгяд на стихи А.Блока.
Вот и всё, что я хотела сказать о близкой мне музыке великого Георгия Свиридова, настоящего певца России.