Предание девятое. Успенский Собор

Александр Костерев
В Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха», что в Ярославской области, хранится примечательная репродукция с акварели Ивана Белоногова датированной 1849 годом «Вид Успенского кафедрального собора».
На светло-сером фоне в тонкой черной рамке изображение просторной площади с группами людей, теряющимися в пространстве перед пятиглавым храмом с шатровой колокольней. Золото куполов храма и колокольни играет на солнце на фоне высокого бесконечного неба с проплывающими вдаль миниатюрными облаками. В нижней части листа запись: «рисовал С натуры Иван Белоногов в 1849 году, Вид Успенского Кафедрального Собора в Городе Ярославле». Работа радует глаз и душу чертами искреннего провинциального примитивизма и удивляет топографической точностью изображения.
История собора, полная величия и драматизма, насчитывает более восьми веков. 
Первоначально деревянный Успенский храм был построен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем Мудрым. Святыня ярославского Успенского собора — нетленные мощи святых благоверных ярославских князей Василия и Константина — живших в XIII веке — сыновей ярославского князя Всеволода Константиновича. Василий Всеволодович умер в 1249 году, а Константин Всеволодович — погиб во время битвы с татарами под Ярославлем на Туговой горе в 1257 г.
Деревянный храм при Иоанне III сгорел до основания в 1501 году вместе с рубленым городом и оконченным постройкой при Василии Всеволодовиче кафедральным собором. Обгоревшие стены храма разрушились. Во время разбора завалов в том же месте, тела благоверных князей, погребенные под сводами храма, оказались нетленными. Гробы благоверных князей, узнаны были по надписям. Но прославлять нетленные останки, сразу не решились и погребли их снова в земле. По преданию над Ярославлем разразилась страшная буря с дождем, громом и молнией, которая не прекращалась целых две недели. Ярославцы увидели в этом необычайном явлении гнев Божий и пришли к мысли открыть и прославить нетленные мощи благоверных князей Василия и Константина в храме, новосозданном московскими мастерами.
По окончании постройки собора в том же 1504 году на поклонение святым угодникам Божиим, новопрославленным чудотворцам, приезжал в Ярославль и сам великий князь Иоанн III.  Внешний облик фасада воссоздан архитектором Мельниковым А.И.
Храм этот простоял 140 лет, но за теснотой была разобран, а вместо него в 1646 году уже по повелению Царя Алексея Михайловича, построен новый, обширный, о пяти главах, освященный Ростовским Митрополитом Варлаамом.
10 июля 1658 года в Ярославле случился страшный пожар, истребивший множество жителей и зданий. В этом пожаре на Соборе сгорели крыша, главы и прочие наружные постройки, однако во внутренние помещения церкви огонь не проник, хотя Святые мощи, иконы и церковная утварь были вынесены к реке Которосли. Вскоре Собор был возобновлен и в 1674 году стараниями знаменитого Ростовского Митрополита Ионы Сысоевича стены его были внутри все расписаны, а письмо это сохранилось без поновления до 1825 года до архиепископа Авраама. Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался.
Соборная колокольня высотой 23 сажени построена в 1836 году. До нее была при соборе колокольня шатровая.
Мощи почивали открыто в серебряной раке, которая была устроена в 1864 году на средства коммерции советника А. М. Пастухова и поставлена между столпами на правой (южной) стороне храма.
На фотографии, датированной 1904 годом, хранящейся  в «Государственном музей истории Санкт-Петербурга», на обширной площади перед Успенским собором видим Демидовский юридический лицей и еще действующий военный плац.    
Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных «безбожниками», а точнее людьми у которых власть всеми силами стремилась отнять последнее — веру. 
Революция и Гражданская война не пощадили и Успенский собор, который сильно пострадал в результате артиллерийского обстрела и бомбежек с аэропланов Ярославля войсками Советской республики в 1918 году при подавлении белогвардейского восстания.
Общий вид собора с северо-запада и его состояние после обстрела 1918 года отчетливо видны на фотографии 1918 года из фондов Государственного архива: колокольня и собор сплошь покрыты выбоинами от снарядов и осколков авиабомб.
Уже днем 6 июля 1918 года большевики начали бомбардировку города, которую так описывает очевидец: «Красные разместились по дальним окраинам города и открыли огонь из тяжелых орудий. Канонада продолжалась и днем и ночью, лишь во время обеда красные на четверть часа давали усталому обывателю вздохнуть, переставая бить из пушек. Ночью вдали показались клубы дыма, и небо розовело от пожара: горели дома на одной из окраин. К тому времени местная центральная водокачка оказалась разбитой, а посему никакой речи о спасении пожарной командой и быть не могло. Естественно поэтому, что сухие деревянные постройки были всецело отданы во власть огня, и дома горели сплошь, вдоль всей улицы. Положение осажденных с каждым днем становилось отчаяннее. Бомбардировка усиливается. Город превращается в развалины. Редкий дом не поврежден. Кафедральный собор изуродован донельзя. Добрая половина города уже выгорела».
Тем не менее, на средства приходского совета собор в начале 1920 – ых годов был отремонтирован.
В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы, а восстановленный храм был отдан под биржу труда, осенью 1924 года проведена частичная реставрация.
1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. С 1930 по 1937 год в соборе размещалось зернохранилище.
26 августа 1937 года собор был взорван, официальная причина — в храме были найдены неразорвавшиеся боеприпасы, а в процессе их извлечения произошел взрыв с человеческими жертвами.
При проведении впоследствии неоднократных раскопок усилия Николая Воронина и других археологов, направленные на отыскание фундаментов первого кирпичного собора, не увенчались успехом.
Федеральными властями, учитывая мнение горожан, было принято решение о восстановлении Успенского храма по новому проекту в период 2004 —2010 годов к празднованию 1000-летия Ярославля.
26 октября 2004 года рядом со старым был заложен новый Успенский собор. Несмотря на то, что в конкурсе на лучший проект собора выиграли ярославский реставратор Вячеслав Сафронов, проект которого предполагал точное воссоздание разрушенного храма, и московский архитектор Алексей Денисов (участвовавший в восстановлении Храма Христа Спасителя), выбор был сделан в пользу Денисова. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Тырышкин.
Рядом с Собором размещена «Троица» — скульптурная композиция, автор проекта — скульптор Николай Мухин, при участии скульптора Игоря Трейвуса. «Троица» представляет собой попытку, с одной стороны, скульптурно осмыслить великое творение Андрея Рублёва, а с другой — найти современное художественное решение. Это единственное в России скульптурное изображение ветхозаветной Святой Троицы.
Открытие памятника состоялось с благословения патриарха Алексия II, и затем архиепископ Михей (Хархаров) освятил скульптуру. Скульптурная композиция «Троица» установлена в честь тысячелетия распространения христианства на Руси в непосредственной близости к фундаментам разрушенного в 1930-е годы Успенского собора.
Скульптура «Троица» стала одним из символов города Ярославля и послужила началом строительства нового Успенского кафедрального собора, который был построен и освящён в 2010 году к тысячелетию города Ярославля.