Кунсткамера

Алкора
Из http://stihi.ru/2023/09/13/2840 Сборник «Прогулки по Петербургу, 2023»

Конец семнадцатого века.
Великий Пётр из дальних стран
Коллекцию предметов редких
Собрать надумал и прозвал
«Кунсткамерой». Музей родился
Прообразом всех прочих зал,
Где можно зримо обучиться
Что из чего и где узнал…

Скупал царь Пётр за границей
Всё, что влекло пытливый ум:
Картины, инструменты, птиц и
Зверей, и странную игру
Природы в редких формах тела,
Анатомический показ,
Все книги умные – для дела,
Для просвещенья тёмных масс…
Сперва хранил он дива в Летнем,
Потом из Кикиных Палат
Музей устроил и при этом
Открыл его для всех подряд!

С тех пор минуло три столетья,
Кунсткамеры знакомый лик
По-прежнему красив и светел.
Музей живёт, а каждый миг
Той исторической эпохи
В коллекциях запечатлён.
Готторпский глобус, ахи-вздохи
Людской толпы и след времён,
Застывший в древних экспонатах,
Этнографический показ
Заморских стран – костюм, уклад и
Традиции народов, рас.

Дар экспедиций, плод науки
И к жизни жадный интерес,
Диковинки, открытий муки…
Кунсткамера – музей чудес!

   Немецкое слово «Кунсткамера» переводится как "комната искусств", и данное сооружение явилось в России прообразом нынешних музейных экспозиций. Подобные комнаты существовали в Европе с 16 века при многих знатных дворцах для хранения коллекций произведений искусства и естественнонаучных редкостей. Реформаторские времена царствования Петра Первого привели к созданию подобных комнат или кабинетов и в России. Во времена своего первого заграничного путешествия в конце 17 столетия в Англию и в Голландию Петр Первый изучал все редкое, диковинное и невиданное им ранее с тем, чтобы создать подобное в России и поднять страну в культурном отношении до развитых западных держав. Много новшеств в бытовом и общественном плане внес Петр в русское общество, создав новые традиции и новые направления развития общества. Одним из удивительных новшеств было создание первого музея - Кунсткамеры. Начало коллекции положил сам царь, который скупал за границей все, вызывающее его восхищение - от книг и живописных полотен до различных приборов и инструментов.
   Первоначально коллекцию Петра размещали в одном из строений Летнего сада  в Людских палатах, находящихся неподалеку от Летнего дворца Петра (здание палат не сохранилось). Уже тогда (в 1714 году) первая российская экспозиция была названа Кунсткамерой. Именно от этой даты и ведется история данного музея. Очень поразили Петра анатомические музеи Европы, где можно было познакомиться с внутренним устройством человека – его сердцем, легкими и т.д. Особое впечатление на Петра произвело знакомство с коллекцией музейных экспонатов Альберта Себа, которое произошло в 1715-17 гг. в период его второго путешествия в Европу. Часть экспонатов была приобретена и пополнила Петрову коллекцию. Для разрастающегося музея по велению Петра в 1718 году на Васильевском острове началось возведение специального здания, которое закончилось уже после смерти императора в 1734 году. На этот период вся коллекция была перевезена в Кикины палаты – в бывший дом одного из ближайших соратников Петра – Александра Кикина, который в том же 1718 году был казнен за помощь опальному царевичу Алексею.
   Кикины палаты стали первым публичным питерским музеем. Кстати, это здание с очень сложной историей, сооруженное в стиле «петровского барокко», можно увидеть и сегодня на Ставропольской улице. Это дом номер 9. Именно здесь созданная усилиями и энергией Петра первая российская музейная экспозиция была впервые открыта для публики. Сооружение специализированного здания Кунсткамеры рядом со Стрелкой Васильевского острова положило начало планируемого создания здесь Петром торгово-административного центра города. Начало строительства Кунсткамеры связано с именем немецкого архитектора Маттарнови, создавшего первый проект первого музейного строения. Впоследствии этот проект был доработан архитектором Гербелем, который изменил строение кровли и максимально выделил объем центральной башни. Но доделки и переделки здания, размещение в нем оборудования и прочее - велись вплоть до 1735 года.
   Окончательный вариант здания Кунсткамеры, выполненного как образец петровского барокко, получился трехэтажным и двухкорпусным. Корпуса объединены в единое целое центральной многоярусной купольной башней, увенчанной Армиллярной сферой – древним астрономическим инструментом. После сооружения здания Кунсткамеры в него были перевезены экспонаты из Кабинета редкостей Петра Первого и Кикиных палат, которые заняли в основном восточную часть строения. Западную часть заняла созданная указом Петра еще в 1724 году Петербургская Академия наук. В верхней башне был помещен Готторпский глобус и отделение Обсерватории. Средний зал здания был оборудован под Анатомический театр. Таким образом, Кунсткамера вместе с библиотекой, Обсерваторией и Анатомическим театром стала частью первой Российской Академией наук, ее естественнонаучной базой.
   История Кунсткамеры неразрывно связана с историей создания Российской АН и с именем М.Ломоносова, который начал обучение в академическом университете в 1736 году, а уже с 1741 года он являлся сотрудником Академии. Тогда он получил задание создать Каталог экспонатов одного из кабинетов Кунсткамеры – Минерального, для систематизации хранящихся там минералов и окаменелостей. С 1745 года Ломоносов становится профессором химии и первым российским естественнонаучным академиком.
В декабре 1747 года в результате пожара центральная башня и находящийся там уникальный Готторпский глобус были уничтожены. Без своего главного украшения – башни - Кунсткамера простояла вплоть до 1947 года! В 70-х годах 18 столетия здание Кунсткамеры было декорировано скульптурными бюстами и медальонами известных ученых, а также аллегоричными группами, созданными скульптором М.Павловым. В первой четверти 19 века в здании появились росписи, выполненные художником Ф.Рихтером.
   В начале 30-х годов 19 века в связи с большим количеством экспонатов Кунсткамера была поделена на ряд новых музеев. От нее отпочковались Зоологический музей, экспозиции Ботанического и Минералогического музеев, а также этнографическая составляющая народов России – нынешний Российский Этнографический музей, находящийся на Инженерной улице, 4.
   В настоящее время бывший Музей древностей Петра Первого носит название Музея антропологии и этнографии и имя своего создателя. В его фондах содержатся тысячи экспонатов, рассказывающих о многообразном культурно-историческом развитии многочисленных народов Африки, Америки и Азии. Кроме создания музейных экспозиций, бывшая Кунсткамера продолжает научно-исследовательские традиции первой Академии наук и является крупнейшим российским исследовательским центром.

Продолжение  см. http://stihi.ru/2023/09/15/5319