По реке Усьве

Татаринов Николай Владимирович
Река   Усьва  это приток Чусовой – средний Урал.
Старые наши компании распались и для поиска попутчиков остались объявления в  клубе туристов.
Вот там и нашёлся некий Владимир, собирающий группу в байдарочный поход
по Усьве.  Сроки нам подходили, организатор налицо, слава Богу, потому что сам я организатор никакой.
  Нам сразу посчитали сколько каких продуктов брать. Завхоз у нас был профессор математики – Юрий. Он в уме мгновенно рассчитывал количество круп и прочего на группу и кому сколько тащить.
  Байдарка у меня была новая – двухместный Таймень. Очень неплохая каркасная байдарка, но для походов по горной реке нужно обязательно проклеивать оболочку вдоль стрингеров леями, т.е. резиновыми полосами, дабы сразу не пропороть оную на первом камне...
  Леи куплены готовые, но сначала, перед выездом, я решил сделать контрольную сборку байдарки - и не зря, как оказалось.
Это наслаждение – собирать новую байдарку, НО, ... УЖАС – каркас не лезет в оболочку!!!
  Сам каркас наверняка сделан в кондукторе, в нём не может быть сомнений, стало быть коротнули оболочку!!! Что делать???
 И вот я, вспомнив свои слесарные навыки, решил укоротить каркас – пригнать его под эту оригинальную оболочку.
Это в последний  день перед выездом! И – получилось! Но времени на проклейку оболочки уже не осталось. И вот всю дорогу в поезде я делал зачистку леев наждачной шкуркой. Это 4 лея по 4,5 метра каждый. Работка не из весёлых!
  От вокзала мы наняли крутой вездеход ЗИЛ 157 – прозванный в народе Колуном за свою громоздкость и неповоротливость. Он уже давно устарел морально, но во время перестройки вся техника пошла по рукам и это был частный Колун. Проходимость у него прекрасная.
 Вот и прибыли мы на  оном Колуне к началу маршрута. Я решил отложить проклейку своей байдарки до первой ночёвки, дабы не задерживать группу.
Я первым лихо собрал байдарку, мы с Галой погрузились и… продрали оболочку на первом остром сланцевом камне, отойдя от берега на 2 метра! Картина   как  в   Гоголевском Ревизоре … Все стояли с широко открытыми глазами...
   Но ребята были выдержанные, никаких упрёков не последовало. Наш капитан собственнной персоной возглавил ремонт и за полдня мы управились – полностью проклеили все леи.
  Река оказалась не очень сложной. У меня уже был опыт довольно серьёзных сплавов, а с Галой мы до этого ходили по Москве реке. В верхнем течении она довольно шустрая с многими быстринами, так что какой – то опыт был. На Усьве было несколько порогов, которые порогами можно было назвать только условно. В основном были перекаты и много довольно.
 А перекат это галечная коса, образованная теченим при поворотах реки. Главная струя реки упирается в эту косу и резко поворачивает. Вот на эту косу неумолимо сносит байдарку и нужно ухитриться вырулить в струю основного течения.
  И вот нас понесло на одну из этих галечных кос. Я немного сплоховал, теперь матросу следовало прыгать в воду и одерживать лодку от навала на камни.
  Я крикнул Гале : -Прыгай!
И она прыгнула, смелая девушка, но с перепугу прыгнула не  на ту сторону и не выпуская из рук свой любимый радикюль…
  Благо возле косы не бывает большой глубины, но лодка стала  на неё наваливать и чуть не повалила в воду. Обошлось…
   Река оказалась очень красивой – временами берега образованы всокими живописными скалами.
  На стоянках мы с Галой прогуливались вдоль реки и пели песни.
На кухне у костра дежурили по очереди – парами.  Однажды очередь дежурить была нашего завхоза Юрия с его напарником.
Мы прошли уже несколько дней и встали на днёвку. Наш лагерь стоял на довольно высоком берегу с котрого хорошо просматривалась река.
   Вдруг – видим – по реке идёт каноэ с двумя грбцами. В этой глуши встретить друзей – туристов – большая удача. Мы замахали рукам и закричали, чтобы они к нам причалили.
Лодка повернула к нам. Из каноэ вышла прекрасная молодая пара – высокий немец Дитрих и его русская красавица жена, вот её забыл имя. Настолько хороша была – всё позабудешь…
Они шли по реке только вдвоём. Я спрашиваю: - А что, в Германии негде походить на лодке, там же много горных рек?
 - У нас  всё зарегулировано! – ответил Дитрих.
  Да, здесь они попали в самую дичь, да ещё и в перестроечную разруху. – Местные шахты закрывались… и был полный раздрай!
  Все были рады свежим людям, только дежурный Юра засмурел : - Вот, хотел вам блинчики сделать, а теперь не буду…
Это в том смысле, что два лишних рта ;, ну позабавил…- Завхоз до мозга костей!
 Мы очень хорошо пообщались с этой милой парой, угостили таки их обедом и они уплыли дальше,  время ещё было  до привала… Ещё несколько ходовых дней мы наслаждались красотами берегов Усьвы, прекрасной погодой и уютными пляжами.
  Местные "аборигены" возили сено прямо по руслу реки на огромных вездеходах.
      Мы с Галой вкусили все красоты этого маршрута и снялись не доходя до конечной точки – река стала мелкой и неинтересной - благо неподалеку была ж/д станция. Пресадку сделали на станции Чусовая, возле которой расположился одноимённый город со своими "железоделательными" заводами, кторые пока не захватила перестроечная разруха.
  До поезда бало ещё часа два  или три и мы с Галой забрались на гору, царившую над городом. Перед нами открылась велеколепная панорама города на широкой реке Чусовой и ... огнедышащие жерла домн, в которые происходила загрузка руды!...
    Это был первый наш с Галой дальний водный поход, потом, была еще Карелия и Карелия...
С её Порогами, Озёрами и Остроконечными Вершинами Елей!

Усьва

Ты меня подожди,
догоню я тебя, Но – дожди,
Все размыли вокруг и жара,
 высохло все..
до утра
Ты меня подожди,
Утром кончу дела и  - вперёд,
догоню я тебя и – в поход,
Снова выйдем с тобой на струю.
Вспомним лихость в походе твою –
Как сигала за борт без оглядки,
Лишь услышав посыл,
 Для порядка
прихвативши с собой радикюль –
неизменный он спутник для Дам –
Это всё я в стихах передам,
хотя всё передать не смогу-
нету сил моих всё передать,
не сумею я всё рассказать,
не хватает мне слов для того,
чтобы выразить, как я люблю
незабвенную Галу мою